Файл: ТАТАРНИКОВА 15 06 2013.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 588

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Влияние современных Интернет - технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Волгоград,2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ._______________8

1.1.Современные научно-теоретические исследования использования Интернет-технологий в молодежной среде.____________________________________8

1.2. Содержание, основные направления и специфика использования современных Интернет-технологий в молодежной среде.________________________20

1.3. Влияние Интернет-технологий на ценностные ориентации молодежи в современном мире.________________________________________________36

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОЛОДЕЖИ (на примере информационного интернет-портала «АльмаВолга»).______49

2.1. Практика организации и использования Интернет-технологий как основного направления досугового вида деятельности в молодежной среде._______49

2.2. Диагностирование возможностей использования Интернет-технологий для формирования культурно-досуговых предпочтений молодежи.___________63

2.3. Специфика проблем и перспективы развития досуговых Интернет-технологий на примере информационного интернет-портала «АльмаВолга»._68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________СТР_______

СПИКОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________стр___________

ПРИЛОЖЕНИЯ_______________________________________Cтр____________





ВВЕДЕНИЕ

«В Интернете все на расстоянии вытянутой руки

Надо только знать, как вытянуть руку».

Януш Вишневский «Одиночество в Сети»

ХХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа и, конечно же, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет достаточно сильно влияет на всех, особенно на молодежь. Интернет играет огромную роль в нашей повседневной жизни, являясь фундаментальным инструментом в образовании и культурном развитии молодежи.

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, независимо от физических возможностей, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с «off-line» эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того, чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в сеть.

Существуют проблемы, связанные с тем, что глобальная сеть Интернета передает информацию совершенно разного содержания. В отсутствии достаточного контроля молодое поколение имеет доступ к сайтам с нежелательным содержанием. Молодые люди также чрезмерно увлекаются социальными сетями, которые негативно влияют на процесс социализации. Кроме того, молодежь слишком много времени уделяет оn-line и off-line играм, что препятствует получению полноценного образования. Все это приводит к компьютерной зависимости.


В наше время молодежь все меньше времени посвящает реальной жизни, предпочитая свободное время проводить в Интернете. Однако, одни делают это с пользой, другие же просто бесполезно тратят время. Интернет имеет свои плюсы, только не каждый человек может ими умело воспользоваться, и поэтому виртуальный мир является не только источником информации, а так же потребностью.

Формирование культуры досуга молодежи является одной из актуальных проблем социо-культурной деятельности в современном обществе, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, показателем потребности, а так же социализации личности молодого человека.

Исследованию феноменов виртуальной реальности в различных сферах жизнедеятельности человека посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как А.Е. Войскунский, Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, В.Л. Силаева, Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Бутенко И.А., Патрушев И.Д., Широков В. А., Яковлев А.И. , Корытникова Н.В., Дж. Семпси, В. Фриндте, Э. Тоффлер и др.

В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема интернет-аддикций.

Грамотное использование возможностей Интернет пространства является, на наш взгляд, одним из решений проблемы формирования досуга молодежи.

Цель исследования: изучить возможности и влияние современных Интернет-технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Объект исследования: досуг молодежи.

Предмет исследования: влияние современных Интернет-технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать литературу по формированию досуговой культуры молодежи с использованием современных Интернет-технологий.

2.Рассмотреть основные направления и специфику использования современных Интернет-технологий в молодежной среде.

3.Определить влияние Интернет-технологий на ценностные ориентации молодежи в современном социокультурном пространстве.

4.Изучить и обобщить опыт работы по организации и использованию Интернет-технологий как основного вида деятельности в молодежной среде.

5.Определить специфику проблем и наметить перспективы развития досуговых Интернет-технологий на примере информационного Интернет-портала «АльмаВолга».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. анализ методической, научно-теоретической литературы,

  2. эмпирические методы (интервью, анкетирование, опрос, наблюдение),

  3. анализ и интерпретация результатов.

База исследования: информационный Интернет-портал «АльмаВолга».
















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.


1.1.Современные научно-теоритические исследования использования Интернет-технологий в молодежной среде.


Интернет сегодня играет огромную роль в современной жизни общества, дает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития молодежи. Современные Интернет - технологии предоставляют широкий спектр возможностей для взаимодействия с молодежной аудиторией по всей России и за ее пределами, активного вовлечения ее в политическую и общественную жизнь общества. Важность изучения данного вопроса обуславливается стремительными темпами развития Интернета в России и тем, что большинство пользователей всемирной паутины — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.1

Существует множество определений сети Интернет:

- «Всемирная сеть похожа на паутинку из лесных тропинок, где каждый может забрести в самые дебри и делать там то, что ему заблагорассудится».2

- «Интернет - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Если на Интернет смотреть с точки зрения пользователя, то Интернет представляет собой глобальное средство обмена информацией, как некая «информационная супермагистраль».3

- Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. 4

Объединяя все определения, получаем, что среда Интернет – это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

Границы сети Интернет довольно расплывчаты, поскольку любой компьютер, подключенный к Интернету, уже можно считать его частью. Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - пользователей Интернета, то в современной научной литературе все чаще заявляется необходимость выделения Интернета как особого объекта и предмета социального исследования. Так, А.Е. Войскунский отмечает, что «недавно заявленный в научной литературе термин «социология Интернета» выглядит достаточно аргументированным».5 Интернет как одно из новейших средств массовой коммуникации, выполняет социальные функции: информирования, общения, формирования мнения, когнитивную (поведенческую), развлекательную (рекреационную).

Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимали все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширялся новый досуг, связанный с компьютером.


Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за 10 лет постсоветского периода к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных.6

В. Д. Патрушев свидетельствует, что в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время.7 По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.6.

В наши дни, согласно последним статистическим данным, в России Интернетом пользуется свыше 50 миллионов человек. При этом ежемесячный рост аудитории составляет более 20%. Более 72% пользователей используют доступ к Интернету каждый день.8

Официальная дата рождения Интернета не указана ни в одном документе. В каждой стране он появился в разное время. В США Интернет зародился в далеком 1969 году. Цель Интернета заключалась в том, чтобы обеспечить надежный канал передачи информации в случае ядерной войны. А в России 30 сентября считается днем рождения Интернета. В этот осенний день, 1998 года, было решено провести своеобразную «перепись населения» российского Интернета. Оказалось, что количество россиян имеющих доступ к всемирной паутине равняется миллиону человек. С тех пор и повелось праздновать в России, день рождения Интернета. На 2012 год, число пользователей Интернета, по данным Минкомсвязи РФ составляет примерно 70 млн. чел. По этому показателю Россия вышла на первое место в Европе, а сайт «В контакте», считается самым посещаемым сайтом все в той же Европе.9

Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Могли ли мы еще пять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас? А сколько еще предстоит открыть и изобрести пытливому уму человека, остается только догадываться.

Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил: «Компьютер - это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера. Сейчас компьютеры делают нашу жизнь проще. Они обрабатывают данные за доли секунды, а у нас это бы заняло множество часов. Они повышают качество жизни и расширяют наши возможности. С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше». И его слова оказались пророческими.

Действительно, темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, Интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». И неудивительно, ведь сегодня на любой вопрос своего чада родителям легче всего ответить: «Посмотри в Интернете».


Повышается значимость сети Интернет, происходит замена человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, осуществляющимися посредством служб сети Интернет, изменение повседневного социального взаимодействия индивидов и социальных групп, опосредованное общение которых осуществляется посредством Интернет. Но главное предназначение Интернета - осуществлять связь между людьми, а не между их компьютерами. Пользователи сети могут обмениваться письменными сообщениями, компьютерными программами, рисунками, фотографиями.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодательства.

Интернет - технологии используются для реализации совместной деятельности людей ради достижения определенных целей. Они объединяют информационные потоки от большого числа собеседников для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания будущих действий. Интернет - технологии по работе с молодежью используются для информирования о мероприятиях, событиях и привлечения молодых людей к участию в общественно-политической, экономической, культурной сферах.

В наши дни, Интернет - технологии нашли свое применение во всех сферах жизни современного общества и, в первую очередь, конечно же, - в информационной сфере.

Интернет - технологии дают возможность активизировать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются основным фактором развития. Исследования показывают, что грамотное пользование информационных ресурсов значительно экономит природные ресурсы нашей планеты.

Интернет - технологии позволяют оптимизировать (в первую очередь автоматизировать) информационные процессы. Во многих развитых стран основная часть работоспособного населения принимает участие в обработке, хранении и передачи информационных продуктов и услуг.

Интернет - технологии организуют информационное взаимодействие между людьми и активно используются при подготовке и распространении массовой информации. Благодаря им, наконец-то решен вопрос распространения информации о товаре или услуге, передачи информационного продукта. Границы больше не имеют влияния в информационной сфере.