ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2021

Просмотров: 668

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Влияние современных Интернет - технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Волгоград,2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения влияния Интернет-технологий на формирование досуговых предпочтений молодежи.____________________________________________________________8

1.1.Современные научно-теоретические исследования использования Интернет-технологий в молодежной среде.____________________________________8

1.2. Содержание, основные направления и специфика использования современных Интернет-технологий в молодежной среде.________________________20

1.3. Влияние Интернет-технологий на ценностные ориентации молодежи в современном мире.________________________________________________36

Глава II. Современная практика использования Интернет-технологий в досуговом пространстве молодежи, на примере информационного интернет-портала «АльмаВолга».______________________________________49

2.1. Практика организации и использования Интернет-технологий как основного направления досугового вида деятельности в молодежной среде._______49

2.2. Диагностирование возможностей использования Интернет-технологий для формирования культурно-досуговых предпочтений молодежи.___________63

2.3. Специфика проблем и перспективы развития досуговых Интернет-технологий на примере информационного интернет-портала «АльмаВолга»._68

Заключение_____________________________________________________

Список литературы______________________________________________

Приложения____________________________________________________

































Введение

«В Интернете все на расстоянии вытянутой руки.

Надо только знать, как вытянуть руку»

Януш Вишневский «Одиночество в Сети»

ХХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа и, конечно же, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет достаточно сильно влияет на всех, особенно школьник или студент. Интернет играет огромную роль в нашей повседневной жизни, являясь фундаментальным инструментом в образовании и культурном развитии молодежи, обучении подростков и их участии в исследовательской деятельности.

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с offline эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того, чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в сеть.

Можно еще много и долго продолжать перечислять преимущества глобальной сети, благодаря которой можно получить колоссальный объем информации. Однако существуют также проблемы, состоящие в том, что глобальная сеть Интернета передает информацию совершенно разного содержания. И проблема заключается в том, что в отсутствии достаточного контроля молодое поколение имеет доступ к сайтам с нежелательным содержанием. Они также чрезмерно увлекаются социальными сетями, которые им совершенно не нужны. Кроме того, молодежь слишком много времени уделяют онлайн и офлайн играм, что препятствует полноценному получению образования в школе. Все это приводит к компьютерной зависимости.


И здесь необходимо отметить, что в том случае, если использование Интернета определяется лишь сознательными целями, вряд ли имеет смысл говорить о появлении зависимости. Если же пребывание в Интернете из цели превращается в мотив, и только в сети человек чувствует себя комфортно, а информационные возможности сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность целостную, активную и автономную среду обитания - увы, это зависимость. Граница перехода сильной увлеченности в зависимость очень тонка и незаметна. Поэтому, если начинают преобладать мысли о «нете», Интернет становится основной потребностью, основным способом борьбы со стрессом и способом получения положительных эмоций, на него начинают тратиться большие деньги и меняется круг реальных друзей, меняясь на виртуальных - стоит задуматься.

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование культуры досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Функционированию феноменов виртуальной реальности в различных сферах жизнедеятельности человека посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Аксёнова С.В., Бондаренко С.В., Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Бутенко И.А., Патрушев И.Д., Широков В. А., Тихонов А.Н., Корытникова Н.В., Леонтьев Б. , Шарикова А.В. , Дж. Семпси, В. Фриндте, Э. Тоффлера и др.

В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема интернет-аддикций.

Все вышеприведенное свидетельствует об актуальности темы данной работы.

В наше время молодежь все меньше времени отдает реальному миру, предпочитая свободное время проводить в Интернете. Однако, одни делают это с пользой, другие же просто бесполезно тратят время. Интернет имеет свои плюсы, только не каждый может остановиться лишь на них, и поэтому является не только источником информации, а уже потребностью.

Как отмечают исследователи, одной из предпосылок изменения социо-культурной ситуации в сфере молодежного досуга, являются процессы глобализации - все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена. К этим процессам относится и формирование сети Интернет. В рамках данной дипломной работы становление новых коммуникационных технологий рассматривается в связи с их ролью в изменениях повседневной досуговой практики молодежи.


Одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения своего содержания (занятия музыкой, чтение и др.). Кроме того, возникают абсолютно новые виды деятельности, не имевшие ранее места в практике проведения досуга (дизайн, граффити и др.)

Несомненно, что ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно, особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не до конца ясны глубина и масштабы происходящих перемен. Не следует забывать, что и сами культурные потребности динамичны и способны восстанавливаться, поэтому негативные тенденции в этой области могут быть преодолены в ходе позитивных социально-экономических изменений.

С точки зрения изменения ценностей досугового поведения, происходит переориентация значительной части молодежи на проведение своего свободного времени в просторах Интернета. Таким образом, можно вести речь о виртуализации досуга в культурном пространстве города, проявляющейся, в настоящий момент, в тех формах досуга, которые реализуются с помощью всемирной сети.

Грамотное использование возможностей Интернет пространства является, на наш взгляд, одним из решений проблемы формирования досуга молодежи.

Цель исследования: изучить возможности и влияние современных Интернет-технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Объект исследования: досуг молодежи.

Предмет исследования: влияние современных Интернет-технологий на развитие досуговых предпочтений молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать литературу по формированию досуговой культуры молодежи с использованием современных Интернет-технологий.

2.Рассмотреть основные направления и специфику использования современных Интернет-технологий в молодежной среде.

3.Определить влияние Интернет-технологий на ценностные ориентации молодежи в современном социокультурном пространстве.

4.Изучить и обобщить опыт работы по организации и использованию Интернет-технологий как основного вида деятельности в молодежной среде.

5.Определить специфику проблем и наметить перспективы развития досуговых Интернет-технологий на примере информационного Интернет-портала «АльмаВолга».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. анализ методической, научно-теоретической литературы,

  2. интернет-анкетирование,

  3. опрос,

  4. интервью с основателем интернет-портала «АльмаВолга».

  5. наблюдение за деятельностью интернет-порталов г. Волгограда: «Миац», «34.ru», «АльмаВолга» по организации досуга молодежи в Интернет пространстве,



Глава I. Теоретико-методологические основы изучения влияния Интернет-технологий на формирование досуговых предпочтений в молодежной среде


1.1.Современные научно-теоритические исследования использования Интернет-технологий в молодежной среде.

Интернет сегодня играет огромную роль в современной жизни общества, дает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития молодежи. Современные Интернет - технологии предоставляют широкий спектр возможностей для взаимодействия с молодежной аудиторией по всей России и за ее пределами, активного вовлечения ее в политическую и общественную жизнь общества. Важность изучения данного вопроса обуславливается стремительными темпами развития Интернета в России и тем, что большинство пользователей всемирной паутины — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. [1]

Существует множество определений сети Интернет:

- «Всемирная сеть похожа на паутинку из лесных тропинок, где каждый может забрести в самые дебри и делать там то, что ему заблагорассудится». [2]

- «Интернет - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Если на Интернет смотреть с точки зрения пользователя, то Интернет представляет собой глобальное средство обмена информацией, как некая «информационная супермагистраль». [3]

- Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. [4]

Объединяя все определения, получаем, что среда Интернет – это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

Границы сети Интернет довольно расплывчаты, поскольку любой компьютер, подключенный к Интернету, уже можно считать его частью. Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - пользователей Интернета, то в современной научной литературе все чаще заявляется необходимость выделения Интернета как особого объекта и предмета социального исследования. Так, А.Е. Войскунский отмечает, что «недавно заявленный в научной литературе термин «социология Интернета» выглядит достаточно аргументированным» [5]. Интернет как одно из новейших средств массовой коммуникации, выполняет социальные функции: информирования, общения, формирования мнения, когнитивную (поведенческую), развлекательную (рекреационную).

Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимали все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширялся новый досуг, связанный с компьютером.

Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за 10 лет постсоветского периода к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных.[6]


В. Д. Патрушев свидетельствует, что в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время.[7] По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.6.

В наши дни, согласно последним статистическим данным, в России Интернетом пользуется свыше 50 миллионов человек. При этом ежемесячный рост аудитории составляет более 20%. Более 72% пользователей используют доступ к Интернету каждый день. [8]

Официальная дата рождения Интернета не указана ни в одном документе. В каждой стране он появился в разное время. В США Интернет зародился в далеком 1969 году. Цель Интернета заключалась в том, чтобы обеспечить надежный канал передачи информации в случае ядерной войны. А в России 30 сентября считается днем рождения Интернета. В этот осенний день, 1998 года, было решено провести своеобразную «перепись населения» российского Интернета. Оказалось, что количество россиян имеющих доступ к всемирной паутине равняется миллиону человек. С тех пор и повелось праздновать в России, день рождения Интернета. На 2012 год, число пользователей Интернета, по данным Минкомсвязи РФ составляет примерно 70 млн. чел. По этому показателю Россия вышла на первое место в Европе, а сайт «В контакте», считается самым посещаемым сайтом все в той же Европе.[9]

Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Могли ли мы еще пять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас. А сколько еще предстоит открыть и изобрести пытливому уму человека, остается только догадываться.

Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил: «Компьютер - это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера. Сейчас компьютеры делают нашу жизнь проще. Они обрабатывают данные за доли секунды, а у нас это бы заняло множество часов. Они повышают качество жизни и расширяют наши возможности. С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше». И его слова оказались пророческими.

Действительно, темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, Интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». И неудивительно, ведь сегодня на любой вопрос своего чада родителям легче всего ответить: «Посмотри в Интернете».