ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.
3 свойства нервной системы: cила нервной системы, уравновешенность (баланс) нервной системы, подвижность.
Сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.
Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим. Например от реакций возбуждения к реакции торможения в критических ситуациях.
Подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Типы высшей нервной деятельности[править | править исходный текст]
-
Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
-
Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
-
Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
-
Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.
28 вопрос
Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения
В
современной зарубежной психологии
можно выделить три основных направления
характерологии:
-
констинституционно-биологическое -
Э. Кречмер.
Характер, по существу, сводится к
совокупности внешнего вида, конституции
и проявления темперамента. Различают
астенический, атлетический, пикнические
характера;
-
психоаналитическое - 3игмундт
Фрейд, Карл
Юнг, Альфред
Адлер и
др. Характер объясняется исходя из
бессознательных влечений человека;
-
идеологическое - психоэтическая теория
Робека. Характер заключается в торможении
инстинктов, которое определяется
этико-логическими санкциями. То. какие
инстинкты и какими санкциями тормозятся,
зависит от внутренних имманентных
свойств личности.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).
Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.
Характер
определяет:
-
линию поведения человека;
- индивидуальные
особенности психики;
- особенности
его поступков.
Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.
29 вопрос
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.
несмотря на различия в подходах к делению способностей на общие и специальные, все психологи общие способности связывают с интеллектом. Отсюда следует важность своевременного и наиболее эффективного развития общих способностей, к которым относятся интеллектуальные способности.
Развитие
– это процесс, требующий времени.
По-мнению В.Д. Шадрикова [14], развивать
можно любые качества личности. При этом
следует помнить о том, что любому процессу
присущи инертность и латентные (скрытые)
периоды. Любое развивающее воздействие
может дать эффект только в том случае,
если оно будет длительным. Однако
наибольшего развивающего эффекта можно
добиться в сензитивный (наиболее
благоприятный) период (Выготский). У
различных способностей сензитивный
период приходится на разный возраст.
31 вопрос
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочка – расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры – от копирования к моделированию, от развернутой операционно – технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).
Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.
Мотивы: желание быть похожим на взрослых итд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа) .
Соревновательный мотив , общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.
Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого.
К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.
Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность – агрессия). Или пассивного типа – ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу.
33 вопрос
Подростковый
возраст охватывает период от 10-11 лет до
13-14 лет и является одним из самых сложных
и ответственных в жизни ребенка и его
родителей. Этот возраст считается
кризисным, поскольку происходят резкие
качественные изменения, затрагивающие
все стороны развития и жизни. Кризис
подросткового возраста связан с
изменением социальной ситуации развития
и ведущей деятельности.
Социальная
ситуация развития -
это особое положение ребенка в системе
принятых в данном обществе отношений.
В подростковом возрасте она представляет
собой переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает
промежуточное положение между детством
и взрослостью.
Ведущая
деятельность -
эта та деятельность, которая определяет
возникновение основных изменений в
психическом развитии ребенка на каждом
отдельном этапе. Если у младших школьников
такой деятельностью является учебная,
то в подростковом возрасте она сменяется
на интимно-личностное общение. Именно
в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются
навыки социального взаимодействия,
умение подчиняться и в тоже время
отстаивать свои права. Кроме того,
общение является для подростков очень
важным информационным каналом.
В
результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация. Пытаясь вернуть прежние
школьные успехи, родители стараются
ограничить детей в общении со сверстниками.
Однако важно помнить, что именно общение
со сверстниками является наиболее
важной для подростков деятельностью и
оно необходимо для полноценного
психического развития ребенка.
Многие
особенности поведения подростка связаны
не только с психологическими изменениями,
но и с изменениями, происходящими в
организме ребенка. Половое
созревание и неравномерное физиологическое
развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения (от экзальтации до депрессии).
Поведение подростков зачастую бывает
непредсказуемым, за короткий период
они могут продемонстрировать абсолютно
противоположные реакции:
-
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
-
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
-
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
-
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
-
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
-
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
-
потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Наиболее
бурные аффективные реакции возникают
при попытке кого-либо из окружающих
ущемить самолюбие подростка. Пик
эмоциональной неустойчивости приходится
у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек
- на 13-15 лет.
В
подростковый период возникает ряд
важнейших личностных задач. Основные
линии развития подростков связаны с
прохождением личностных кризисов:
кризиса идентичности и кризиса, связанного
с отделением от семьи и приобретением
самостоятельности.
34 вопрос
Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь (14 – 18 лет).
Юношеский возраст (14-15 до 18) представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Отечественные психологи рассматривают самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста.
Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, но наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднительно взросление и выбор профессии, необходимо развитие интегративных механизмов самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций.
И.В.Дубровина отмечает, что интерес к учению, развитие интеллекта у юношей тесно связан с процессом самосовершенствования – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «многозначащим» человеком. Г.С.Абрамова пишет, что период вступления в раннюю юность, в целом, связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Это проявляется в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлении понять смысл действительности. Данное мнение разделяет И.С.Кон, подчеркивая что, у старшеклассника появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Л.И.Божович отмечает, что в старшем школьном возрасте интеллектуальная деятельность учащихся приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением.
Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность.