Файл: Проблема трудоустройства лиц предпенсионного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Подобнов Денис Сергеевич,
Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), студент
Аннотация. В статье проанализированы актуальные проблемы трудоустройства лиц предпенсионного возраста в связи с принятием новой пенсионной реформы, проанализированы вопросы дискриминации по возрастному признаку. Для работодателя сформулирован перечень для приема на работу такую категорию граждан.
Ключевые слова: трудовое право, пенсионная реформа, работодатель, лицо предпенсионного возраста, дискриминация в сфере труда, правительство Российской Федерации.
С 1 января 2019 года вступают в силу изменения, внесенные в закон о занятости населения. Изменения касаются лиц предпенсионного возраста, т.е. граждан, которым до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно), осталось 5 и менее лет.
Что изменилось в законе? Во-первых, для лиц предпенсионного возраста, состоящих на учете в центре занятости и имеющих статус безработного, значительно увеличен период выплаты пособия по безработице – он установлен продолжительностью в 12 месяцев. А если страховой стаж у безработного мужчины составляет более 25 лет, а у женщины – более 20 лет, то за каждый год сверх отработанного страхового стажа период выплаты пособия по безработице увеличивается еще на две недели.
Во-вторых, увеличен размер пособия по безработице. Для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными после 1 января 2019 года, минимальный размер пособия составит 1500 рублей, максимальный -
11280 рублей. Если перед обращением в центр занятости в трудовых (служебных) отношениях гражданин состоял не менее 26 недель, и он признан безработным, то пособие по безработице начисляется:
-
в первые 3 месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), -
в следующие 4 месяца – в размере 60 процентов такого заработка, -
в дальнейшем – в размере 45 процентов такого заработка.
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия (т.е.11280 рублей) и ниже его минимальной величины (1500 рублей).
Этот порядок не распространяется на граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.
В случае, если в трудовых (служебных) отношениях гражданин состоял менее 26 недель, пособие по безработице будет начисляться в размере минимальной величины – 1500 рублей.
И еще один очень важный момент – по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, законодательством сохранено право на получение досрочной пенсии. Это право могут реализовать граждане, у которых страховой стаж составляет не менее 25лет для мужчин и 20 лет для женщин, и которые с последнего места работы были уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, а также в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Досрочная пенсия в данном случае может быть назначена не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В дополнение к уже принятым изменениям законодательства планируется также принятие нормативно-правовых актов, которые будут регулировать порядок профессионального обучения граждан предпенсионного возраста.
В 2018 г Глава Минтруда Максим Топилин высказал проблему с трудоустройством для людей, находящихся на пороге пенсии. Согласно новой пенсионной реформе пенсионный возраст для мужчин вырастет до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 63 лет к 2034 году. Сейчас еще нет заявленной проблемы, но в дальнейшем риски увеличатся. Представителям властных структур нужно думать, что делать людям, если они по каким-то причинам не устраивают работодателей (проходить переобучение, др.). Обсуждаемые нормы уже занесены в трудовое законодательство. Финансирование программ повышения квалификации лиц предпенсионного возраста рассчитывается возложить на регионы, аналогично и для Федеральной службы по труду и занятости. В целом, пенсии увеличатся на 8–10 % за пять лет [1].
Введение новых положений обуславливается тем, что продолжение труда в третьем возрасте положительно для социального здоровья человека, важно для сохранения его общественного статуса, престижа в семье, др. Одновременно правительство РФ осмысливает изменения структуры рынка рабочей силы в стареющем обществе, проводит обоснования возможности интеграционных практик ввода пожилых людей в трудовую среду [6].
На данный момент каждый год процент пожилых граждан с высшим образованием растет, но их возможности котируются ниже граждан, менее образованных ровесников. Возраст ключевой критерий при приеме на работу и увольнении. На учете в службе занятости сегодня состоят 5,6 % граждан, после 50 лет люди обычно не идут работать. Безработным за 50 лет дают переобучение только по рабочим специальностям, несмотря на то какое образование они имели (например, оператор котельных установок др.). Если притязания у человека высокие из-за большого образования, стажа, то профессиональная мобильность пожилого человека становится блокированной [3].
Организации всех регионов России устанавливают разные формы дискриминации работников пенсионного и предпенсионного возраста, чем лучше условия труда, выше заработная плата в организации, тем большей дискриминации подвергаются работники, достигшие пенсионного возраста. Пожилые люди часто принимаются на работу несерьезно, по устному найму, без законодательного оформления трудовых прав. Им предоставляются плохие условия режима труда, ими не дорожат. Средняя заработная плата таких работников всегда ниже обычных сотрудников. Появление фирм с негосударственными формами собственности вызывает массовые нарушения трудовых прав наемных работников. По ст.16 КЗоТ РФ в России не дозволяется дискриминация при приеме на работу по всяким основаниям, не закрепленным деловыми качествами работников. Но в российском государстве есть практики дискриминационного отношения к работникам пенсионного возраста - по ст. 59 ТК РФ работодатель может заключить срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту [4].
Р. Батлер в 60-х гг. XX в. ввел в науку термин «эйджизм» - презрение молодых и сильных к старым и слабым. Узаконивание возрастного неравенства на профессионально-деловом уровне поддерживается СМИ, ТВ, Интернет. Причиной является маленькая пенсия стариков. Пожилые люди у властных структур сегодня выступают только как объекты социальной поддержки. При этом, во всех экономически развитых странах, где идет процесс старения населения, усугубляются эйджистские тенденции [2, с. 65].
В российском законодательстве о труде и занятости отсутствует само понятие «пожилой работник», это исключает постановку вопроса об особом урегулировании занятости представителей третьего возраста. Невмешательство государства в вопросы соблюдения трудовых прав лиц старших возрастных групп истолковывается, тем, что по Федеральному закону от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» к гражданам пожилого возраста причисляются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Одновременно Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации» поддерживает только лиц предпенсионного возраста, не обговаривая тех, кто получает пенсионные выплаты, но имеет желание и возможности для продолжения профессиональной деятельности [7]. В социальных программах не отрегулированы вопросы квотирования рабочих мест для лиц старших возрастных групп [5].
По новому дополнению в УК РФ ст. № 144.1 «Безосновательный отказ в приеме на работу или безосновательное увольнение физлиц, достигших предпенсионных лет» (от 03.10.2018 N 352-ФЗ). Правительством РФ на законодательном уровне внедрены новые уголовные наказания для всех работодателей за безосновательный отказ в приеме на работу россиян предпенсионных лет; безосновательное увольнение физических лиц, которые достигли предпенсионного возраста (штраф до 200 тыс. руб. или размер заработка или другой прибыли виновного лица за период до 18 мес.; исправительные работы до 360 часов). В объяснительной записке к документу отмечено, что данные мероприятия направлены на обеспечение сбалансированности и долговременной финансовой стабильности в работе федеральной пенсионной системы. Нововведения направлены на социальную защиту нового класса россиян - лиц предпенсионного возраста. предусмотрено, что за уголовные деяния нарушителей ожидает такое наказание. Нарушившее закон лицо будет иметь судимость со всеми вытекающими для него негативными последствиями [9].
Лицам ответственным за трудоустройство потребуется соблюдать такие условия: не прописывать в открытых вакансиях возрастные ограничения для соискателей; помнить, что россияне предпенсионного возраста, которым до выхода на заслуженную пенсию осталось пять и менее лет, относятся к социально-защищенным слоям населения. Не стоит забывать, что для некоторых категорий достижение пенсионного возраста происходит раньше обычного, к примеру, многодетная мать при достижении 45-ти лет получает статус лица предпенсионного возраста; при формулировании отказа в трудоустройстве четко прописывать причины отказа — например, делать акцент на недостаточности навыков и опыта работы,
несоответствии квалификации; др. [8].
Таким образом, в ходе пенсионной реформы, проведенной правительством, пожилых людей может ждать низкооплачиваемая и непрестижная работа. Сегодня в обществе господствует негативное представление о старости, в будущем возможно обострение конкурентной борьбы граждан за рабочие места. По новым законам, работодателям необходимо со всей ответственностью подходить к соблюдению законности трудовых правоотношений с лицами предпенсионного возраста.
Список использованных источников
-
Авраменко Я.В. О проблеме трудоустройства населения предпенсионного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/ 2014/article/2014003864 (дата обращения: 26.01.2019) -
Бадараев Д.Д. К проблеме трудоустройства лиц пенсионного и предпенсионного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2010. – С. 65-69 -
«Дожить бы хоть до 60 лет». Смогут ли пожилые люди найти работу после повышения пенсионного возраста? [Электронный ресурс]. –https://www.znak.com/2018014/smogut_li_pozhilye_lyudi_nayti_rabotu_po... (дата обращения: 26.01.2019) -
Лица предпенсионного и пенсионного возраста на рынке труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/ s12417t1.html
(дата обращения: 26.01.2019)
-
Особенности трудоустройства граждан предпенсионного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solnechnogorsk-czn.ru/ news/2018-09-24/osobennosti-trudoustroystva... (дата обращения: 26.01.2019) -
Пенсионная реформа осложнит трудоустройство россиян предпенсионного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/315867-pred-pendionery(дата обращения: 26.01.2019) -
Социальная эксклюзия людей предпенсионного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novainfo.ru/ article/8365 (дата обращения: 26.01.2019) -
УК России и последствия пенсионной реформы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://offshoreview.eu/2018/11/12/zakon-o-predpensionnom-vozraste-za-uv... (дата обращения: 26.01.2019) -
Эксперты об уголовном преследовании работодателей: 99,9% людей предпенсионного возраста новую работу не найдут никогда [Электронный ресурс]. https:// www.ryazan.kp.ru/daily/26879.7/3922366/ (дата обращения: 26.01.2019)