ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ педагогических ситуаций

План
• Ситуации во взаимодействии с детьми
• Ситуации во взаимодействии с родителями
• Ситуации во взаимодействии с коллегами

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей матери: «Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…» В глазах ребенка появляются слезы, он вот- вот разревется от обиды.

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Педагог дает ребенку задание, а тот в свою очередь не хочет его выполнять и устраивает истерику: "Я не буду это делать!"

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Девочка, четыре года, занимается с педагогом в образовательном центре развитием речи. Отказывается выполнять задания, может выбежать из класса, может залезть под стол и сидеть там, рычать и кричать на педагога.

• Что сделать педагогу, чтобы заинтересовать девочку в занятиях?
• Решение далее

Решение
• Создать для ребёнка комфортные условия, предоставить право выбора, где именно заниматься — за столом или под столом, не зацикливаться на определенных заданиях, если девочек не хочется выполнять одно, то добиться от неё выполнения хотя бы малой части этого задания и переходить к другому, подобрать те упражнения, которые ей больше нравятся

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Придя вечером за своим ребенком, родитель видит «свежий» синяк. Он возмущен и строгим голосом, с некоторым нажимом, спрашивает у педагога о появлении данного повреждения.

Ситуации во взаимодействии с детьми
• На занятиях при подготовке к школе педагог переучивает ребенка правильно рассказывать алфавит. Ребенок нервничает, возмущается и не понимает почему он не может называть буквы так, как он привык

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Ребенок 5 лет, агрессивное поведение проявляющиеся поднятием руки на взрослых, резкие высказывания не свойственные его возрасту, частые истерики без повода, отказ от выполнения заданий и просьб. Родители считают, что это возрастное и ребенку не нужна помощь, а замечание восиптателей — это придирки.

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Мама и ребенок во время отдыха решили посмотреть телевизор. Но каждый хочет смотреть своё. Мама любимый сериал, а ребенок выпуск долгожданного мультика.
Возникает спор: мама никак не может пропустить серию, она "весь день ее ждала"; ребенок никак не может отказаться от мультика: он "ждал его еще дольше!".Что создает конфликтную ситуацию.


Ситуации во взаимодействии с детьми
• Ребенок постоянно не убирает на место свои игрушки и вещи, они валяются по всей квартире, что очень расстраивает мать.
Однажды, когда ребенок был в школе, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что ребенок пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Возникла конфликтная ситуация.

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Ребёнок(3,5 г)- не готов заниматься без родителя, начинается истерика когда мама или папа уходят

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Молодой практикант Валерий пришел в детский центр развития на практику. Первое занятие было с мальчиком, который только пришел на консультацию в детский центр вместе с мамой. В большом красивом кабинете находился логопед, нейропсихолог и помощник логопеда- Валерий.
Мама с ребенком заходят в кабинет, располагаются.
Нейропсихолог начинает коммуницировать с мальчиком, на что он реагирует диким ором. Минут
15 он орал и выл без остановки, Валерий был в шоке, так как впервые столкнулся с мальчиком с аутизмом. Что нужно было сделать и как себя повести Валерию?

Ситуации во взаимодействии с детьми
• Женя, молодая девушка, подрабатывает няней в детской комнате. Приходя на работу, она оставляла свою сумку с личными вещами в этой комнате на подоконнике. Она всегда хорошо относилась к своей работе, придумывала различные игры с ребятами, следила за их безопасностью. Однажды, к ней пришли два ребенка, брат с сестрой, Сестре было 12 лет, а мальчику 7 лет. Как и полагается, няня быстро с ними подружилась, они играли, веселились, но вдруг, Женя заметила отсутствие этой девочки в поле зрения, она начала медленно подходить к подоконнику, где увидела такую картину: девочка сидела и рылась в ее сумке, причем долго рассматривая что там есть. Няня, увидев это спросила у нее, что она делает? На что девочка ответила: «я увидела игрушку, захотела с ней поиграть.» Женя была очень растеряна и растворена, что нужно сделать в данной ситуации?

Ситуации во взаимодействии с детьми
• В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку.
Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.



• А как давно мальчик стал посещать данную группу?
Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив?
Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более.
Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.

Ситуации во взаимодействии с родителями
• За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

• Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
• Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
• Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
• Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
• Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром. Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
• Решение далее

Ситуации во взаимодействии с родителями
• Каждое утро, когда папа приводит мальчика (2 года) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя.
Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку.
Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. Как быть?

Анализ ситуации: в данной ситуации можно рассматривать много задач. Мы не можем изменить традиции отношений в семье, поэтому выделим тот момент, который нас больше всего не устраивает.
Ребёнок прячется в личный шкафчик и не хочет оттуда выходить. Однако когда папа уходит, он выходит из шкафчика после требования педагога, которое нужно повторить 2-3 раза. При этом ребёнок никак не объясняет своё поведение. Но его мимика и весь внешний вид показывает, что он получает удовольствие от оказываемого ему внимания. Ребёнок общительный, отношения с детьми в группе у него ровные, есть товарищи по играм. И вообще на протяжении всего дня он не создаёт напряжения.


Ситуации во взаимодействии с родителями
• Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

• Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого?

Решение: В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности.
Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.

Ситуации во взаимодействии с родителями
• Родители систематически не забирают вовремя ребенка из детского сада, что совсем не устраивает воспитательницу.

Ситуации во взаимодействии с родителями
• Мама пришла за ребенком в детский сад, ожидая его выхода в коридоре с другим родителями, она заметила, что он бежит на встречу с группы в грязной футболке, не дождавшись подходящего момента, а именно когда подойдет воспитатель, она начала громко кричать при всех на ребенка и делать отсылку на садик. Говоря о том, что за детьми нет должного присмотра и что им в таком виде нужно идти домой.

Ситуации во взаимодействии с родителями

• Осенью, забирая ребёнка из детского сада, мама громко, чтоб всем было слышно отчитывает ребёнка: «Что у тебя со штанами?
Опять по земле катался? Как мы в таком виде пойдем домой? Сколько раз я тебе говорила про аккуратность! Мне ещё нужно было зайти в магазин …». Далее мама буквально врывается в группу со словами: «Вы что совсем не следите за детьми? Они у вас по земле катаются, а Вам и дела нет? Как в таком виде идти домой?».


Ситуации во взаимодействии с родителями
• Ребенка родители приводят в детский сад поздно, когда остальные дети уже позавтракали. Ребенок пропускает утренние индивидуальные занятия, разминку и игры. На просьбы воспитателя приводить ребенка пораньше родители утверждают, что могут приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

Ситуации во взаимодействии с родителями
• У педагога есть свое расписание, под которое он подстраивает свои дела, к нему 2 раза в неделю, на занятия по подготовке к школе приходит девочка, которая довольно успешна на занятиях. Но ее мама зачастую забывает про занятия, отменяет их за 2 дня, а затем через несколько часов до начала занятия просит снова его поставить, регулярно просит поменять время уроков, так как в предыдущее, назначенное время, у девочки теперь то танцы, то футбол.

Ситуации во взаимодействии с родителями
• На индивидуальных занятиях по подготовке к школе в кабинете присутствует мама ребенка, она всегда настроена очень серьезна и имеет высокие требования к ребенку, не упускает шанса сделать ему замечание при малейшем баловстве, которое никак не влияет на ход урока и не мешает усвоению материала со стороны ученика, но эти замечания очень отвлекают мальчика, после чего он сбивается и забывает, о чем они с учителем разговаривали.

Ситуации во взаимодействии с коллегами
• Руководитель - В субботу жду всех на уборку помещения,
• Коллектив - некоторые против подобных субботников

Ситуации во взаимодействии с коллегами
• Один педагог, который работает столько же, сколько и второй, регулярно делает второму замечания о том, что он что-то делает не так, по его мнению, в поучительной форме говорит о том, как нужно делать и как не нужно. На просьбы второго педагога перестать учить его, не реагирует, говорит, что он знает лучше.

Ситуации во взаимодействии с коллегами
• При невыполнении или не качественном выполнении обязанностей коллеги, было сделано тактичное замечание, а также задан вопрос по какой причине это произошло. Ответ был весьма резок и нацелен на то, что выполнено это так, по стечению обстоятельств, и сотрудник в этом не виноват. Далее последовало перекладывание ответственности на другую коллегу.

Ситуации во взаимодействии с коллегами
• В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги