ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
Рабочая учебная программа по «Истории религии»
Рабочая программа составлена в соответствии с перечнем Федеральных Законов, обеспечивающих переход на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы:
-
Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования);
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта»;
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».
-
Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель - Дать студентам знания по духовной культуре народов мира.
Задачи - Проанализировать общее и особенное в историях древних, национальных и мировых религиях;
- показать историю возникновения христианства и его роль в истории мировой культуры; - показать основные христианские конфессии и специфику исламской культуры РФ;
- определить место православной культуры Византии и России во всемирном процессе религиозных движений в исторической ретроспекции;
- актуализировать внимание на тенденциях современных религиозных движений (фундаментализм, модернизм); - представить социокультурные аспекты межконфессионального диалога на современном этапе.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- предпосылки, причины, движущие силы и закономерности формирования религиозных этических, эстетичных и образовательных форм;
- проблемы изучения религий в историографии;
- историю ранних форм религиозной культуры;
- основные события, факты и теории религиоведения;
- имена, биографии, учения основателей конфессий;
- историю политических организаций религиозных обществ;
- место религиозной культуры в современном мире;
уметь:
- соотносить знания по религиоведению с историей философии, философии, мировой цивилизации и культурологии;
- определять последовательность и длительность важнейших событий религиозной культуры народов;
- использовать знания при ответе на вопросы, решении различных учебных и профессиональных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников по проблемам религиоведения;
- рассказывать о важнейших событиях развития богословской и философской мысли на основе знаний необходимых фактов, иллюстрированных материалов, фрагментов источников, дат, терминов;
- давать описание религиозным событиям и памятникам культуры;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ и деловых документов;
- выражать своё компетентное и корректное мнение, отношение, суждения к значительным событиям и личностям, связанными с религиозным наследием и современными особенностями религиозной культуры народов мира и РФ;
владеть навыками:
- соотнесения общих процессов и отдельных фактов;
- выявления существенных черт процессов, явлений и событий, общности и различий сравниваемых религиозных конфессий, течений и школ;
- навыком группировки исторических знаний по религии по заданному признаку, объяснения смысла изученных понятий и терминов, причин и следствий важнейших событий в области религий на основе предлагаемого учебного и научного материалов в рамках ГОС;
- навыком анализа социально-политической, научной и исторической литературы по изучаемым вопросам, оценки религиозных процессов, происходящих в современном обществе, формирования своей гражданской и творческой позиции;
- использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- формулирования культуры мышления, использования методик поиска, систематизации, анализа изучаемого материала;
- навыком работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии и т.д.), использования методик конспектирования изучаемого материала, работы с современными электронными носителями;
- навыком коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
- владеть культурой мышления; быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- быть готовым к работе в коллективе (ОК-3);
- находить творчески-организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы
(ОК-10);
- быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
2.Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов в трудоемкости |
Всего часов аудиторных |
Индивид. Работа студентов |
|||
всего |
лекций |
семинаров |
ЛПЗ |
||||
|
1 семестр «История религии» |
|
|
|
|
|
|
1 |
Введение |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
Религиозные образы, темы и сюжеты в традиционном и современном народно-художественном творчестве. |
|
|
4 |
|
|
|
3 |
Отражение в народно-художественном творчестве религиозных образов мира и народной веры. |
|
|
4 |
2 |
|
|
4 |
Религия как феномен культуры |
|
|
2 |
|
|
|
5 |
Языческие формы религиозной культуры у древних народов и античной цивилизации. |
|
|
4 |
4 |
|
|
6 |
История национальных религий. Конфуцианство. Даосизм. Индуизм. Сикхи. Иудаизм. |
|
|
2 |
2 |
|
|
7 |
История буддизма. Ассимиляция буддизма с местными культурами. Направления, течения и школы. |
|
|
2 |
2 |
|
|
8 |
Буддизм Тибета, Монголии, буддизм на территории России. Школа Гелугпа. |
|
|
4 |
2 |
|
|
|
Всего: |
|
|
24 |
12 |
|
|
|
2 семестр «История религии» |
|
|
|
|
|
|
9 |
Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии. |
|
|
6 |
6 |
|
|
10 |
История ислама и специфика исламской культуры |
|
|
6 |
2 |
|
|
11 |
История православной культуры Византии и России. |
|
|
6 |
2 |
|
|
12 |
Современные религиозные движения. Их будущее. |
|
|
4 |
2 |
|
|
|
Всего: |
|
|
22 |
12 |
|
|
|
Итого: |
|
|
46 |
24 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Лекции:
1. Введение.
Цель и задачи курса. Определение предмета. Проблемы историографии. Основные гипотезы происхождения религиозных верований: концепция «дорелигиозного периода», фетишистская теория Шарля де Бросса, «анимистическая теория» Э. Тайлора. Теория «прамонотеизма» В. Шмидта. Социологическая концепция происхождения религии Э. Дюркгейма. Религиозные представления и культовые практики первобытных охотников и собирателей. Ранние формы религиозной культуры: тотемизм, шаманизм, магия гомеопатическая и контагиозная, анимизм. Изменения в религиозных представлениях ранних земледельцев и скотоводов. Оргиастические аграрные культуры. Социальные культы и ритуалы.
Тема 2. Религиозные образы, темы и сюжеты в традиционном и современном народно-художественном творчестве.
Эволюция обрядовых действий натурального творчества эпохи палеолита, включая формы звериной скульптуры. Этап искусственно – изобразительной формы создания ритуальных, скульптурных и барельефных образов в преддверии религиозного сознания в эпоху палеолита. Религиозные элементы музыкальных образов «натуральной пантомимы» и музыкальных инструментов в позднем палеолите как истоки современного народно-художественного творчества. Образы, темы и сюжеты с помощью новых видов декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла) в эпоху мезолита и неолита. Религиозные образы, темы и сюжеты Майкопской культуры Северного Кавказа в бронзовый век и современная культура Северного Кавказа. Истоки средневекового зодчества и современного строительства в видах поселений и погребений конца первобытной эпохи. Суть мифосознания как самой ранней формы религиозных образов, тем и сюжетов (анимизм, магия, фетишизм, тотемизм) и их трансформация в современных обрядах национальных и мировых религиях. Система синкретизма (сочетание язычества и христианства) связи обычаев, обрядов и праздников у древних славян с природными силами (Коляды, обряд похорон Марены, праздник Ивана Купалы, Ярилы и Костромы, Ильин День). Магические обряды народных праздников (новогодние гадания, масленица, хороводы, зеленые березоки «семика», «русальная неделя» и пр.) и степень их современности в народно-художественном творчестве.
Тема 3. Отражение в народно-художественном творчестве религиозных образов мира и народной веры.
Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств (одушевленности, чувственности, разумности) на природные объекты. Отождествление объекта с субъектом, части и целого, реального и сверхреального, предмета с его обозначением, человеческого действия с происходящим вокруг, самого человека с животным, растением, камнем и пр. Образное строение мышления. Опора на чувства, ассоциации, конкретные образы, не отделявшие познающего от познаваемого. Традиционализм в духовной культуре и его цивилизационное значение. Стереотипы поведения, речи, мотивы и формы искусства. Элементы игры, рассказа, изображения в религиозных ритуалах. Универсальность и современность религиозных сюжетов в народном художественном творчестве.
Психологический аспект религиозного опыта в отражении народно-художественного опыта. Отражение вероятностной системы существования духовной традиции по созданию институтов, символов, групп в народно-художественном творчестве. Синтез религиозной системы обычаев и верований к священным вещам, символам общественного единства, человеческим потребностям, коммуникации и народные верования в народно-художественном творчестве.
Тема 4. Религия как феномен культуры.
Религия как одна из областей культуры. Основополагающая роль религии на протяжении веков в создании «жизненного мира человека». Функции религии: мировоззренческая, компенсирующая, интегрирующая, дифференцирующая, регулирующая. Различные подходы к изучению роли религии. Основные школы изучения религии. Сущностные характеристики религии. Религия как сфера духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Мировые религии и система искусств.
Тема 5. Языческие формы религиозной культуры у древних народов и античной цивилизации.
Языческие формы религии народов индогерманского семейства. Мифология как первоначальная форма духовной культуры. Общее и особенное в религии индогерманских народов. Ведийская религиозная культура. Веды. Азуры (божества) Ведийский культ основных богов. Значение жертвенности в ведийской религии. Волшебство – выражение религиозной народной индийской культуры. Учения ведийской религии о нравственной жизни, смерти и загробной жизни. Касты. Жизнь жрецов. Жреческие божества. Образ мыслей в Упанишадах. Космогония. Переселение душ. Философские школы. Джайнизм и его учение.
Мифология и Боги античной Греции и Рима. Древнейшие культы и божества. Гомер. Гесиод. Круг богов. Полубоги, герои, демоны. Таинства. Орфизм. Религиозные отношения в философии и поэзии. Пиндар, Эсхил, Софокл. Религия и философия. Религия и мораль. Божества древних римлян. Жрецы. Календарь и праздники. Сказания о происхождении Рима. Периоды религиозной римской истории. Религия в первые два столетия империи. Религиозный синкретизм в начале третьего столетия. Конец язычества.
Тема 6. История национальных религий. Конфуцианство. Даосизм. Индуизм. Сикхи. Иудаизм.
Принципы Конфуцианства. Историческое развитие Конфуцианства. Конфуцианство в культурной и общественной жизни современного Китая. История рождения и учение Даосизма. Принципы Даосизма инь и ян. Истоки, история формирования, направления Индуизма. Образ Тримурти (Троицы) как космического духовного начала в индуизме: Вишна – бог благодетель и хранитель; Шива – бог жизни и смерти; Брахма – создатель вселенной. Сикхи как религия промежуточного положения между миром ислама и миром индуизма. История рождения, формирования и становления иудаизма. Ветхий завет, Тора и Талмуд как основа учения иудаизма. Талмудическое право, праздники, обряды и мировоззрение иудеев.
Тема 7. История буддизма. Ассимиляция буддизма с местными культурами. Направления, течения и школы.
Источники и литература по теме. История формирования буддизма и его учения. Основная идея буддизма и его развитие в христианском учении о земном пребывании человека. Учение о десяти запретах для монахов общинников. Поглощение буддизма индуизмом. Особенности индуизма и отличия его от буддизма. Философско-нравственные концепции буддизма и превращение их в религиозную систему. Школы и направления буддизма. Основные отличия Махаяны от Хинаяны. Причины обожествления исторических персонажей в буддизме. Причины отсутствия антагонистического характера между направлениями и школами буддизма.
Тема 8. Буддизм Тибета, Монголии, буддизм на территории России. Школа Гелугпа.
Начало распространения буддизма в Тибете (632). Тибетский реформатор буддизма Цзонхава и его учение о «лам-рим». Отношение школы гелугпы к мирской жизни. Буддийская концепция власти в рамках учения гелугпы. Дацан – храмово-монастырский комплекс и его структура. Чойра – конфессиональные школы повышенного типа. Своеобразие обрядности и системы храмового богослужения тибетско–монгольского буддизма или ламаизма. Отношение китайских властей к тибетскому буддизму.
Традиционные районы буддийской религии в Российской Федерации. Гелугпа в Бурятии. Особенности буддизма у тувинцев. Ламаизм в Калмыкии. Особенности буддизма у калмыков-казаков. Государство и буддизм на территории России в исторической ретроспекции. Российский буддизм вне регионов исторического расселения буддийских этносов.
МОДУЛЬ 2.
ЛЕКЦИИ:
Тема 9. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии.
Возникновение и распространение христианства в античную эпоху. Миланский эдикт. Формирование апостольских церквей. Образование двух административных и религиозных центров. Рим. Константинополь.
Особенности формирования христианского типа культуры. Последствия образования двух религиозных центров. Сущность понятий «католикос», «католицизм». Причины продолжения раскола христианства. Значение христианизации Киевской Руси для дальнейшего развития христианской цивилизации и культуры. Отношения Константинопольского патриарха Михаила Керуллария и Римского папы. Происхождение слова «православие». Особенности формирования автокефальных церквей в православии.
Протестантизм. Его особенности формирования, распространения и учений. Возникновение протестантизма в ходе Реформации. Особенности лютеранской вероисповедной системы «Чья власть, того и вера». Баптизм, его течения и учения. Общее и отличное в вероучении и культе других протестантских вероисповеданий. Основные направления протестантизма.
Тема 10. История ислама и специфика исламской культуры.