ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
Рекомендовало к изданию Редакционно-иэдательским советом Московского государственного университета.
Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности Учебное пособие. - М.: МГУК, 1998. - 65 с.
Рецензенты:
Клюско Е.М. - канд. филос. нпук, профессор кафедры социально-культурной деятельности МГУК.
Кротова Н.В. - канд. пед. наук, профессор, декан заочного факультета, зав. кафедрой экономики и управления.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры, изучающих курс истории культурно-досуговой деятельности в России. В нем на теоретическом уровне анализируется роль досуга в жизни населения, даегся характеристика основных этапов развитая культурно-досуговых учреждений. В пособие включены как апробированные материалы (ряд обзорных лекций, рассчитанных на самостоятельную работу студентов), так и новые лекционные и методические материалы.
15ВЫ 5-7196-0682-3 Московский государственный
университет культуры, ]998.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебное пособие включает лекции по основным темам дисциплины «История культурно-досуговой деятельности» и методические материалы для организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период, п также при подготовке к экзаменационной сессии студентам-заочникам.
Дисциплина «История культурно-досуговой деятельности» изучается на I курсе. На дневном отделении в зимнюю сессию студенты сдают зачет или экзамен.
На заочном отделении в первом семестре осваиваются темы: «Общественно-просветительные движения и досуг в России в дореволюционный период», а также «Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917-1927 гг.». В первом же семестре студенты сдают зачет по предмету.
Во втором семестре студенты выполняют контрольную работу (тематика и др. методические советы см. в конце пособия). В этом семестре изучается исторический опыт и негативные явления в деятельности культурно-досуговых учреждений в 30-40-е годы; работа массовых учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., а также история социально-культурных процессов и досуга в 60-80-е годы.
Во втором семестре студенты сдают экзамен по «Истории культурно-досуговой деятельности» и приступают к изучению «Теории КДД».
Обращаем внимание, что в обзорных лекциях не представляется возможным детально раскрыть ту или иную тему. Освоение предмета предполагается на основе самостоятельной работы студента. Изучение рекомендуемой литературы поможет лучше понять исторические процессы в области досуговой деятельности. Ознакомиться с фактологическим материалом о работе учреждений культуры в тот или иной период.
В условиях демократизации учебного процесса, создания альтернативных пособий автор, не претендуя на безупречность, сохраняет за собой право на самостоятельность в оценке тех или иных событий в истории культурно-досуговой деятельности.
Следует иметь в виду, что более глубокое изучение истории досугезой деятельности предполагает знакомство с первоисточниками в архивных фондах, музеях, специальных периодических изданиях.
Приложения к заботе включают:
-
Основные направления исследовательской работы сг.денгов при выполнении рефератов, контрольных работ.
-
Форму письменной работы (образец).
Лекция первая (обзорная).
Общественно-просветительные движения и досуг в России в дореволюционный период (конец 18-начало 20 вв.)
Предлагаемый обзор дает представление об исторической связи культурно-досуговой деятельности в России начиная с конца 18 века.
Исток культурно-досуговой деятельности, возникновение общественно-просветительных движений; причины их появления; сущность и характерные черты просветительной деятельности и досуга; формы и методы в сфере досуга, использование исторического опыта в современных условиях - вот основные вопросы обзорной лекции.
Многие голы курс «История культурно-просветительной работы в вузах культуры» изучался в основном с 1917 г.; на дореволюционный опыт отводилось лишь два часа учебного времени. В современных условиях научная общественность и студенчество с огромным интересом обращаются к истокам исторического опыта, который был накоплен до революции 1917 г., и это понятно.
Именно там заложены основы гуманного просвещения народа и организации его досуга, именно там мы видим результаты российского меценатства, но котором держалось развитие культуры в то далекое время.
Внешкольное образование в России, включающее деятельность воскресных школ, народных домов, народных чтений, народных театров, народных университетов и т.д.. носило общественный характер. О системе внешкольных учреждений не могло быть и речи. ибо внешкольные учреждения располагались на территории страны крайне неравномерно. В одной, например, губернии (или уезде) были благотворители или попечители, содержащие просветительные учреждения, в других - их могло и не быть Поэтому, не имея постоянных источников финансирования, эти учреждения возникали и распадались стихийно.
Тем не менее в России было огромное количество просветительных досуговой учреждений. Кто же создавал эти учреждения? Это были представители различных сословий.
В целях развития просвещения народа создавались также различные общественно-просветительные организации: комитеты грамотности;
общества содействия народному образованию: общества поощрения образования;
общества распространения технических знаний; общества разумных развлечений; попечительства народной трезвости.
Издавна меценатство на Руси играло важную роль в развитии национальной культуры.
Многие богатые люди - промышленники, купцы, дворяне - делились частью доходов с обществом, выделяли немалые суммы на благотворительные цели, поддержание искусств.
Кроме того, состоятельные люди нередко и сами были собирателями культурных ценностей (книг, картин и т.д.), открывали музеи и библиотеки для народа.
Каждый студент может изучить и использовать в подготовке к контрольной работе историю меценатства в конкретном регионе. Такие материалы могут быть в местном краеведческом музее и фондах периодических изданий тех лет.
Опыт меценатства в России следует возрод«ггь, и в этом значительную роль должны сыграть руководители учреждений культуры. В золотой фонд российского меценатства вошли такие наглядные примеры бескорыстного служения отчизне:
собрание книг и рукописей графа Румянцева стало основой создания известного музея;
княгиня Тенешева в селе Талашкино под Смоленском основала школу художественных промыслов, а в Смоленске - музей русской старины, рисовальную школу в Петербурге;
Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. рублей на строительство в Москве музея изящных искусств, на приобретение художественных коллекций;.
Л.А. Бахрушин финансировал строительство театра Корша. создал первый театральный музей в стране, который затем был перелай Академии наук;
щукинские п морозовские собрания современной французской живописи;
Савва Мамонтов создал оперу;
под покровительством Строгановых в России развивались художественные ремесла;
семейство московских купцов Хлудовых собрало библиотеку рукописей и старопечатных книг, которые пополнили фонды крупнейших столичных книжных собраний;
-
А. Кокорев открыл в 1861 г. в Москве картинную галерею, где экспонировались произведения русских и зарубежных художников;
Н.Д. Быков - петербургский любитель живописи и искусства собрал галерею и большой материал для био| рафий отечественных и иностранных художников;
П.И. Макушин занимался организацией музеев, школ, вечерних курсов для взрослых, книгоиздательским делом;
АЛ. ШанявскиЙ на свои средства открыл первый в России вольный народный университет;
-
П. Дягилев с участием многих отечественных меценатов организовал «Русские сезоны» за рубежом.
В России нет ни одной крупной картинной галереи, библиотеки или старого архива, в которой не нашлись бы следы коллекций и собраний российских любителей изящного.
Очевидно, что каждое названное имя представляет большой интерес и может стать предметом научного исследования. Результатом такой самостоятельной работы может стать не только контрольное задание по курсу, но и выступление на ежегодной научной студенческой конференции МГУКI.
Начиная с 1864 г. во внешкольную работу включились земства (местные самоуправления). Они создавали народные читальни, народные библиотеки, воскресные школы. Расходы на народное образование составляли 30% бюджета земств; это была самая крупная статья их расходов. В научной и учебной литературе советского пеоиода подчеркивалась огромная роль партии и государства в ликвидации неграмотности среди населения после революции 1917 г. Вместе с тем умалчивались факты просветительной деятельности дореволюционного периода; в том числе работы земств и других общественных движений. Однако культурная отсталость, как свидетельствуют фактц и статистические данные тех лет. изживалась успешно уже в конце 19- начале 20 века. Материалы архивов ждут новых исследователей проблемы просвещения народа в дореволюционный период.
V Просвещение широких народных масс совпало с расцветом русскЪй художественной культуры, литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Русскому ренессансу в искусстве значительно способствовали наиболее дальновидные н прогрессивные дворяне и купцы, землевладельцы и заводчики, предприниматели и кооператоры, многие имена-которых названы выше. «... И ведь все эти русские мужики - Алексеевы, Мамонтовы, Сапоисниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины - какие это козыри в игре нации», - писал Ф.И. Шаляпин.
Целым поколениям советских людей прививали ненависть и представителям дворянства, зажиточным крестьянам, купцам и предпринимателям. Было забыто то. что дореволюционные успехи отечественной культуры во многом обязаны русским промышленникам. купцам, коммерсантам.
Исторический опыт меценатства дает основание верить, чго современные коммерческие организации, современные бизнесмены будут способны на пожертвования, бескорыстную помощь культуре подобно Строгановым, Морозовым. Щукиным и другим.
Такие примеры уже есть сегодня; так. руководитель фирмы нефтяных технологий России Неверов В.А. из личных сбережении выделил 5 млн. рублей на восстановление храма Христа Спасителя. Однако меценатство в современной России, к сожалению, еще не стало престижным и недостаточно поощряется государством и законом.
Кстати, дореволюционный опыт говорит о том. что правительство поощряло деятельность благотворителей и меценатов, награждая их орденами и медалями, предоставляя финансовые и другие льготы.
Изучение различных исторических источников свидетельствует о том. что огромное число российских столичных и провинциальных учителей и врачей занимались меценатством из любви к отечественной культуре, «для души». Тысяча имен зтих благородных сынов и дочерей России пока находятся в забвении и ждут своего воскрешенияI.'
В дореволюционный период просвещение, воспитание и досуг взрослого населения были тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь была обусловлена тем, что досуговые учреждения (народные дома, воскресные школы, народные чтения и др.) в условиях досуга использовали самые разнообразные формы развития личности. С дру гой стороны, н сам человек в условиях свободного времени стремился узнать новое.
В рекомендованной литературе к теме студент, безусловно, найдет исторические материалы и факты о развитии в России библиотек общественного пользования, крупных личных библиотек вельмож, общественных деятелей и ученых. Многие личные библиотеки были со временем переданы в общественное пользование, куплены государством после революции 1917 г. Библиотеки сыграли огромную роль в повышении культуры населения России, его самообразовании.
^ Значительную лепту в просвещение народа внести созданные в конце 19 в. художественные обьединения - «Могучая кучка» (1862г.), «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870 г.). Объединения русских композиторов и русских художников ставили своей целью художественное воспитание народа. Формы их деятельности: концерты, лекции-концерты, выставки, в т.ч. и передвижные, в различных регионах России, организация художественных студий для детей и взрослых.
Рассматривая роль народных домов в просвещении населения, нельзя забывать, что народные дома - это первые клубные учреждения в России. Их развитие относится к концу 80-х - началу 90-х годов 19 века; открывались они крупными предпринимателями. К 1914 г. в России было 237 народных домов. Основные формы их работы: организация концертов, спектаклей, танцевальных вечеров и других видов развлечения. При народных домах были общедоступные библиотеки. С 1859 г. в России стали развиваться воскресные школы, в 1862 г. их уже насчитывалось около 300, а в 1905 г. - 782.
В 80-90-х гг. организуются: народные чтения, народные библиотеки, народные читальни.
В 1896 г. народные чтения велись в 400 населенных пунктах, а в 1903 г. - в 4200; это были публичные лекции для народа.
Во второй половине 19 века увеличилось число музеев; они зачастую проводили так называемые «объяснительные чтения». С 1895 по 1904 г. было организовано 15 новых музеев местного края, а в 1907-1917 гг. еще 17 музеев, в т.ч. в Симбирске, Смоленске, Вологде. Царицыне.
Параллельно с народными домами в конце 80-х - начале 90-х толов появились народные театры. Народный театр развивался в двух направлениях:
-
создание профессиональных театров для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром;
-
организация самодеятельных театров.
Развитию народных театров способствовали К. Станиславский. Л. Собинов, Л. Толстой и другие; к 1903 г. в России было 170 народных театров.
Очень популярны были народные гуляния: в 1885 г. в Петербурге фабрикантами был создан кружок, который ставил целью устройство народных гуляний. С 1891 г. этот кружок стал называться Невским обществом устройства народных развлечений. Это общество располагало садом, помещением для игр и танцев, эстрадой. Гуляния в дни праздников привлекали до 2,5 тыс. человек.
Характерно; что в конце 19- начале 20 вв. совершенствуется сеть досуговых просветительных учреждений, обогащаются формы их работы, появляются новые типы досуговых, просветительных учреждений (рабочие клубы, общества самообразования, народные университеты, различные общедоступные курсы).
В конце !9 в. делами просвещения, внешкольной работой занималось и созданное в 1886 г. Русское техническое общество; были открыты кчрсы для рабочих, например. Пречистенские; в качестве преподавателе!! были привлечены профессора Московского университета; рабочие получали знания в объеме городской начальной школы. Были сосаны и спецклассы эстетического воспитания (хор. драмкружок, класс рисования) для окончивших начальную школу.
К №05 г. в России было 549 воскресных и вечерних курсов; в них обучалось более 90 тыс. человек.
С середины 90-х годов активизировалась библиотечная работа губернскнх и уездных земств. К 1905 г., по неполным данным, было 10 тыс. публичных и народных библиотек и читален.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России в дореволюционный период был накоплен значительный опыт просвещения и организации досуга населения, который явился основой для дальнейшего развития после революции 1917 г.
Вопросы для самопроверки:
-
Причины возникновения внешкольных форм просвещения народа.
-
Российские меценаты.
-
Формы просвещения, воспитания и досуга в России..
Литература:
-
Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. - М., 1993.
-
Ь1санов АЛ Савва Морозов Н Вопросы истории. -
-
-№4.-С. 69.
-
-
Боханов А.Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. -
-
-М 11.-С. 48.
-
Буршлкин П.А. Москва купеческая. - М.: Высшая школа, 1991.
-
Дьяков Ф.Я. Народные дома - очаги духовной и материальной культуры в деревне.-М., 1915.
-
Думова Н.Г. Московские меценаты. - М., 1992.
-
Звягинцев Е. Кому и зачем нужны народные дома? - М.. 1915.
-
Крупская И.К. Пять лет работы в вечерних смоленских классах // Пед. соч.. - Т. 1. - С. 38-55.
-
Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М.. 1913.
-
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники. увеселения и зрелища. Конец 18- нач. 20 вв. - 2-е изд. -Л., 1988.
-
Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной жизни. - М., 1985.
-
Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина 18 в. - Л.. 1982.
-
Семенова Н. Сергей Щукин // Огонек. - 1990. - № 45. Лекция вторая.
-
ство располагало садом, помещением для игр и танцев, эстрадой. Гуляния в дни праздников привлекали до 2,5 тыс. человек.
Характерно: что в конце 19- начале 20 вв. совершенствуется сеть досуговых просветительных учреждений, обогащаются формы их работы, появляются новые типы досуговых, просветительных учреждений (рабочие клубы, общества самообразования, народные университеты, различные общедоступные курсы).
В конце 19 в. делами просвещения, внешкольной работой занималось и созданное в 1886 г. Русское техническое общество; были открыты к>рсы для рабочих, например. Пречистенские; в качестве преподавателей были привлечены профессора Московского университета; рабочие получали знания в объеме городской начальной школы. Были созданы и снецклассы эстетического воспитания (хор, драмкружок, класс рисования) для окончивших начальную школу.
К 1905 г. в России было 549 воскресных и вечерних курсов; в них обучалось более 90 тыс. человек.
С середины 90-х голов активизировалась библиотечная работа губернских и уездных земств. К 1905 г., по неполным данным, было 10 тыс. публичных и народных библиотек и читален.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России в дореволюционный период был накоплен значительный опыт просвещения и организации досуга населения, который явился основой для дальнейшего развития после революции 1917 г.
Вопросы для самопроверки:
-
Причины возникновения внешкольных форм просвещения народа. 1
-
Российские меценаты.
-
Формы просвещения, воспитания и досуга в России.
Исторический анализ просветительской и досуго- вой деятельности в 1917-1941 гг.I«История учит». Как часто мы повторяем эту фразу? Но от постоянного повторения она не становится банальной. История действительно учит, но только тех, кто чутко прислушивается к ее голосу.
Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия.
Первое десятилетие было отмечено значительной активно- егью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно- досугс.вой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.
Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико- просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.
Гллвполнтпросвст был создан на правах отдела ЦК партии, е учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.
Страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально- техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% грамотных. среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России.
Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцепт на то. что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути революции. ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее.
Однако умалчивалось о том. что многие представители интеллигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понимания новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати.
Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.
Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась религия, идеи «массы:> противопоставлялись идее «личности».
Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).
Это, действительно, трудные уроки истории, но их надо знать будущему специалисту культурно-досуговой сферы. Объективно оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы куль- турно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съЬзде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки н культуры. Фактически вне- шкальное образование (так называлась тогда деятельность культур- но-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства. в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина. Морозова. Остроухова в Москве. Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.
Значительной по размаху народной инициативы и участия в этой работе культурно-досуговых учреждений была деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому вопрос: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.
Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий лень обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах- читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек. Много это или мало? Конечно, недостаточно, если учитывать огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне.
Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около б тыс.'
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи н повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918 г., научились грамоте около 7 млн. человек.'| М С ^^
Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х 1Т. культпоходов (дегский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. В учебной и научной литературе имеются самые противоречивые их оценки.
Что такое культпоход, как н почему он возник, каковы были его цели и задачи, как он проходил и каковы его итоги?
На 1928 г. в стране имелось 18 млн. неграмотных в возрасте от 15 до 30 лет. При таком уровне грамотности трудно было рассчитывать на участие в реконструкции народного хозяйства квалифицированных работников. Культпоход в деревню начался по шшциативе молодежи, комсомольцев в 1928 г.
Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпо-
' История СССР с дрмтсОшю «речей ао иашкх дней. Втор*» серн». - Т. 7. - С.Ш. , хода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и
др.).
Наряду с положительным в организации и содержании культпохода были и недостатки. Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово. В национальных республиках ликвидация неграмотности проводилась в более трудных условиях, чем в центральных регионах Советскою Союза: не хватило кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. В Туркестане женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером.
Большую помощь в ликвидации неграмотности в окраинных республиках оказывали шефы из РСФСР, Украины. Так, осенью 1930 г. украинское общество «Геть неписмеиность» взяло шефство над Чечней, создало специальный фонд помощи области, из которого были выделены средства на подготовку 200 учителей ликбеза.
Каковы же результаты культпоходов? Можно с уверенностью сказать, что значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лапок, столовых и общежитий.
В течение 1928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг. в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лег, несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.
Следует признать, что прогноз, сделанный дореволюционным журналом «Вестник просвещения» о возможности ликвидации неграмотности в России к 2177 г. не оправдался. Инициатива населения. тяга к знаниям взрослых и детей имели свои результаты.
Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% насе-.еиия России было грамотным, в 1939 г. семилетнее образова- нне имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным.
Причиной этому было то, что полученные знания не закреплялись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культуры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности сост-лвлял 20%.'
Определению роль и развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, ряд конференций л специальных совещаний по этим вопросам. Надо сказать, что в 20-е гг. проходило много таких мероприятий. Среди них следует указать I Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) и др., которые официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы.
Достаточно сказать, что исходя из их решений основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, о основном по результатам экономической и политической жизни. Важная сфера их работы - организация их досуга и творчества - отодвигалась на задний план.
Сеть учреждений культурно-досуговой сфсры была безусловно недостаточной в связи с экономическими и другими трудностями. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сет ь РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-, читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг.
Заметное место в системе учреждений культуры занимали клубные учреждения (клубы и народные дома). В 20-е гг. >то были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). Ее теоретические статьи «Чем должен быть рабочий клуб» (1918 г.), «Что такое клуб» (1919 г.) в определенной степени отвечали на вопрос о роли рабочего клуба, принципах организации и содержании его работы.
С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс.. а клубов по всей стране насчитывалось 4597. В национальных районах открывались «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.
Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорожных станциях.
К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросве- тучре -дений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.
Основным методом работы клубов, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественнонаучные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни с фаны через такие формы работы, кзк коллективные «пения, устные газеты, пояитгазсты, политбои, политигры, политрулетки, полнтаукционы и др.
Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гт. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычными. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции - «людей образованных, совестливых, беззащитных» (Д.С. Лихачев). Россия теряла свой генофонд.
Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне
3
- сельские и колхЪзные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.
Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любитсл'лких объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.
Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища »| колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.
Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Все чаше в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих.
За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.
Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фнльм «Путевка в жизнь».
и
Однако 30-е гг. - один из самых противоречивых периодов истории культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, в эгот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры н библиотек." Д| •
Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отроится н* деятельности досу говых учреждений. V
Принятые * 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; а постановлении отмечалось. что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства». В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление политизировать их работу. В постановлении директивно предусматривалось, что в советы изб-читален должны непременно входить представители партийных н комсомольских ячеек, говорилось о направ- пенни н деревню'10 тыс. коммунистов и комсомольцев города для работы в избах-читальнях сроком на три года.
13 постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного гола очистить фонды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб основным функциям кульгурно- досуговых учреждений.
Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сферы В них. как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характеризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, политизация содержания их работы.
Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности. которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит. рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера. «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га- утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского. Чехова. Горького.
Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посаяшались различным по- литическим н революционным событиям.
В 20-е гг. возникают такие вилы инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады.
Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация «Пролетарская культура» ^Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре н на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру». «Горн» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студни; было сделано немало для приобщения народа к искусству.
В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» уступили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) н агитбригадам.
Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.
В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.
лснии в деревню МО тыс. коммунистов и комсомольцев города для работы в избах-чнтальнях сроком на три года.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось &содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного пбла очистить фонды библиотек отч<<врсдной» литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб ос но вньоу функциям культурно- досуговых учреждений. \
Обращение к документам партии иЛосударства того времени необходимо современным спео^алист^! культурно-досуговой сферы. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг.. которая характеризуется как дальнейшее закабален 1ув^чреждений культуры, политизация содержания их работы.
Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной
самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг/ никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие «аиры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными.
имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили рек-
/
визит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллаиа, «Ткачи» Га- утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького.
Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.
Всзникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.И. Кочалова, Л.Л. Яблочкиой и других.
В кружках художественной самодеятельности 30-х тт. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, во- кально-танцевальный коллектив Батумского нсфтс»эвода и другие.
Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества). который развернул инструкторско- методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.
Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране
л
театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руковод .елем - Н.П. Охлопков я НА. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и см<т:ры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художествен но П самодеятельное га.
В 20-е и 30-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров д-л культур«к~досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты нолитпросветотделеиня, в центре и из мес.'х функционировали краткосрочные чтрсы для кзбачен и библии:е::эрей. )3 Р19 г. открыты Академии коммунистического эсс<>иташ{Я з Мс;кзе и Петербурге. Еще в годы гражданской войны Сил и седаны институты народного просвещения с факультетами ьношког.ьнсго просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гт. при 20 педагогических техникумах открылись нолитпросветотделеиня. Эту работу но подютовкс кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досугоаых учреждений.
Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных планов, программ большинства учебны* курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80- X гг.
Таким образом. 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была сослана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга.
За эти юлы.был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы куль- турно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно- досуговых учреждений использовался в последующие голы и является источником преемственности в современных условиях. «Р.сли нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать полож|»тельныг профессиональные и народные традиции.
Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х п. Инициатива мао. неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря н« некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее реперту ара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.
Заорганизованность, политическая ангажированность дея- тгльносзн культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. - трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.
Вопросы для самопроверки:
!. Что такое государственная система культурно-
досуговых учреждений?
!. Сеть и типы культу рно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-е гг., динамика их развития.
3 Содержание работы культурно-досуговых учрежде
ний. ее формы и методы в 20-30-с гг.
-
Художественно-творческая деятельность культурно- досуговых учреждений в 20-30 е гг. Специфика этой работы, трудности.
-
Трудные уроки истории. Положительный опыт и не- I лтивные. явления в деятельности культурно-досуговых учреждений тех лет.
-
Что дает современному работнику культурно- досуговой сферы знания истории своей профессии?
Литература:
-
Всероссийский съезд Пролеткульта. Проект резолюции съезда «О пролетарской культуре» // Ленин В.И. Поли, собр. со*, Т. 31. - С.291 -292.
-
О мобилизации фамотных на борьбу с неграмотностью (декрет СНК от 10 декабря 1918 г.). О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декрет СНК от 26 декабря 1919 г.) // Декреты С ПК РСФСР -Т. 4. - М.. 1*68. -С 194.196.
-
Галин С.А .Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти ('.917-1925 гг.). - М.. 1990.
-
Крупская Н.К. Чем должен быть рабочий клуб; Что такое клуб; О клубе // Педагогические сочинения. - Г. 8. - С. 7-12, 17-18. 128-131.
-
Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (30-е годы) // История СССР. - 1990. - № I. - С.23.
Лскния трегья.
Деятельность массовых учреждений культуры п голы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая потги 27 миплионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.
Многие учреждения кулыуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все дм по- )|
беды!» коснулась н учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решение насущшлс народнохозяйственных задач военного времени.
Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Нлркомпроса РСФСР «О работе политико- просветительных учреждений в военное время».
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разьяснс- нис ч-.,;актсрз и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских июд«*й ь тыл/ и на фронте; тема плгриотпзма стала ведущей в их теягелоности.
Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера нлияння кду<к в, библиотек и музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
Коренным образом изменились и условия работы с началом войны. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, чит-
ки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению.
Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер.
Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения
»
культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, апггсани, агитпункты. В полной мерс использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриких, заводах, колхозах неизмеримо возросло.
Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.
В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для ни форма- /ни г по южснин на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в каждую семью. Кулыработпикн организовывали коллективное слу- н.аы'е сводок Совнчформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачкгьияьм и разъясняли их. Проводились гакже беседы и доклады о текуд.ем моменте, о международном и внутреннем положении ыррпы, и также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались пнеагели-фронтовнки: Н. Тихонов, К. Симонов, К! Шолохов. И. Эре«'.бург и др. Большое эмоциональное впечатление и: слушателей оказывали встречи работников тчла с фронтовиками, которые организовывали клубные •мботиики.
Кудылрно-аосуго-уе учреждения широко использовали на- ; 1ярдые материалы, м том числе папкаты фотовитрины, специально вы;пускали «лнетевки-молнни». «боевые листки» по опыту армей- ** ких поли фаботни кор. ос вешал:* успехи на фронте. (рудовые дос- «~.;>:ения в тылу.
Все эти Ьормы широкой разъяснительной работы в условиях поенного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и черевш:: писали письма на фронт, наводили справки, о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания. например в условиях блокады Ленинфада.
Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отяла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения усфаивапи для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.
Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.
Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.
В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тшатсльно упаковывали ч отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены'экспознцин ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева. Севастополя и др. городов. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена коюрых навсегда останутся в памяти народз.
Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпиталях. куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книп< и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.
Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совершили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.
В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.
Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.
В концертах н тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.
Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности - музыкальный. театральный, хореографический и др. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде.
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л.А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.
В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек (см. подробнее в кн. Мазурицкий М.П. «Массовые учреждения культуры ^ в период Великой Отечественной войны» М., 1992 г.)..^ {Ц СуС^
Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Радость и наслаждение доставляли людям выступления артистов- профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
Фронтовые концертные бригады были сформированы артистами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин. А. Тарасова. В. Качалов, Л. Русланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.
В партизанских отрядах также была своя художественная самодеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизанской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского партизанского соединения, агнтотряд ИМ. Горького Вилейской области.
Апгготряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был самым крупным коллективом партизанской художественной самодеятельности, пропел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. человек1.
Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудности.
В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были любимые народные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захарова, '/П лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Лисгова и другие.
'^аидешко А М Кулкг рис '•рос*стм'елыш работа срелн партнии и населения Белоруссии • п- (ы ВепН1 Сгечестмиой юйии - лягореф «а«д пгд зисссрг. - М. 1986 -С.II-12.
В 1945 г. был второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской. Курской. Ленинградской, Новгородской. Псковской и др.
Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы оойны сыграла весьма важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта. ^ [З*^*^* ' ( ^ Ь ^
Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.
Еше до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова. Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене - окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.
В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агнтземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Казанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.'
При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Лгитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских ЯКА. во главе каждой агнтмашины находился лектор. Машина была специально оборудована: имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при апггмашнке был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.
3 перерывах между боями, на привалах, в госпиталях'прово- дилн'-ь мероприятия культурно-досугового характера. Так, например, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашнна № 3. которую возглавлял Г. Баделин. На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился 8 двух километрах от ^среднего края и в течение нескольких часов непрерывно высыпал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии2.
' Пг «6(1 И М Коме .«•!> 3 Г Кета грсчои бон - М. 1911 - С 22
«е -С. Ь- :
Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности.
В задачи культурно-досуговых учреждений фронта аходнла пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традн- цнй армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и русского военного искусства; организация досуга личного состава.
Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед ни различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.
1
В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книгоноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.
Огромным средством эмоционального воздействия было кино: *а время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фро!гговнков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы1.
' Полобеа И М . КомсдЛ В Г. Косм грокли бок. - М , 1913. -С 120-132.
На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зланий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ушерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых библиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг1.
Как известно, сеть учреждений культуры пострадала в годы войны очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях, были разграблены, использовались в варварских целях.
После войны следовало не только восстановить существующие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.
Сеть учреждений культу ры в 19$ и 1946 гг.
Учреждения культуры |
1941 г. / кол-во |
1946 г./кс |
Дома, дворцы культуры, клубы |
1.18.032 |
9.437 |
Массовые библиотеки |
95.401 |
47.440 |
Фонды книг |
185 млн. экз. |
100 млн. экз |
Музеи |
991 |
787 |
Киноустановки |
28.000 |
14.479 |
В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных ломов культуры». Предусматривались меры по восстановлению за-
Ло^ы.'. .-видений Чро»ыч*йной государственной комиссии о иоаеаиим иемсихо- тмпит -М. |94« -С 445.447.449
крывшихся в годы войны учреждений к>льт>ры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре - дом культу ры.
Постановлением СНК СССР в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Эти мероприятия улучшали государственное руководство системой клуьтур- но-досуговых учреждений.
Предстояла большая работа по подготовке кадров клубов, библиотек, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Следовало восстановить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих зги кадры, совершенствовать содержание учебного процесса, отвечающего потребностям подготовки высококвалифицированных специалистов.
Суровые годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержхти испытания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.
Война потребовала от культпросветработников большой оперативности. гибкости в работе, использования новых форм и методов воздействия на людей. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговымн уч- реждениямн в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
• Вопросы для самопроверки:
-
Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени.
-
Основные направления и формы работы культурно-
' ф
досуговых учреждений в тылу.
-
Фронтовые бригады профессиональных и самодеятельных артистов, их роль в организации досуга личного состава Красной Армии.
-
Героические усилия работников культуры по спасению кул|Гтурных ценностей.
Литература:
-
Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР: Учеб. для высш. военно-политич. училиш. - М.. 1984. -С. 57-65.
-
Андриченко В. П. Учреждения культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.-М., 1995.
-
50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Страницы истории и современности. - М., 1996.
-
МазурицкиЙ А.М. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М., 1985.-27 с.
-
МазурицкиЙ М.П Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. - М., 1992. - 119 с.
-
Пациенко А.М. Культурно-просветительная работа среди партизан и населения Белоруссии в годы Великой Отечественной войны: Дис. канд. пед. наук. - М., 1985.
-
1946 год
1941 год
Учреждения культуры
Дома, дворцы культуры и
Год/кол-во
Год / кол-во
Савченко А.М. Введение в историю культурно- просветительной работы в СССР. - М., 1988. -С.22-24.
Лекини четвертая (обзорная).
Культурно-досуговая деятельность в послевоенное десятилетие 1945-1955 гг.
• *
Программа курса предусматривает самостоятельное изучение темы. Следует иметь в виду, что основной задачей послевоенн9го периода являлось восстановление народного хозяйства, в т.ч. и учреждений культуры, разрушенных в годы войны. Известно, что клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях, были разграблены, использовались не по назначению. И государственные органы также часто использовали клубы и другие учреждения культуры под госпитали, склады для хранения продовольствия и оружия.
Причем следовало не только восстановить существовавшие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах которые наиболее пострадали в годы войны.
В этот период отмечается большая инициатива самого населения по восстановлению предприятий, фабрик, заводов, железных дорог, зданий учреждений досуга.
Сеть учреждений культуры в 1941 и 1946 гт.
реждониями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
. Вопросы для самопроверки:
-
Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени.
-
Основные направления и формы работы культурно- досуговых учреждений в тылу.
-
Фронтовые бригады профессиональных и елмодея- гых артистов, их роль в организации досуга личного
Красной Армии
-
Ге)и>ичсскис усилия р; 5отников культуры по спасению куль'пфных цент
~ 'тература:
-
Культур>ю-про^ветительная работа в Вооруженных Силах СССР: Уч^: для высш. военно-политич. училищ. - М.. 1984.-С. 57,
-
Андричснко В. .^Учреждения культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 194/-1945 гг. - М., 1995.
-
50,4 г победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гп Страницы истории и современности. - М.. 1996.
-
/МазурицкиЙ А.М. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М., 1985.-27 с.
5 ^ МазурицкиЙ М.П. Массовые учреждения культуры в перьод Великой Отечественной войны. - М., 1992. - 119 с.
клубы |
118032 |
9437 |
Массовые библиотеки |
95401 |
47440 |
Фонды книг |
185 млн.экз. |
109 млн. экз. |
Музеи |
991 |
787 |
Киноустановки |
28000 |
14479 |
Завершается процесс реорганизации изб-читален в сельские клубы, открываются новые, типовые. Олиако следует иметь в виду, что нехватка средств в стране, желание быстрее открыть клубы, библиотеки привели к тому, что в спешке настроили много так называемых «временных» зданий, которые затем использовались многие годы и не удовлетворяли требованиям нового времени и потребностям людей.
Рост технического перевооружения народного хозяйства потребовал активизации производственно-технической пропаганды, в т.ч. и в учреждениях культуры. Обращает на себя внимание, что в клубах и домах культуры в этот период создаются производственно- технические кабинеты, возникают дома техники, дома научно- технической пропаганды.
При изучении темы необходимо обратить внимание на принятые в эти годы постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литерату ры и искусства (1946-1948 гг.)
Ошибочность постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и некоторых других постановлений этого периода оказала нег ативное влияние на культпросветработу.
Студентам следует обратить также внимание на развитие в эти годы массовых форм культурно-досуговой деятельности - праздников >1 народных гуляний, фестивалей и смотров художественной са- модсятельности. Победа советских людей в Великой Отечественной войне придала им оптимизм, веру в будущее своих детей, отсюда - душевный подъем н желание самовыражения.
Нельзя не сказать, что в послевоенный период были приняты меры по улучшению подготовки кадров для учреждений культуры. В 1949-50 гг. в Московском, Ленинградом и Харьковском библиотечных институтах были открыты факультеты культпросветработы для подготовки работников высшей квалификации, развивалась сеть
г ;
областных культпросветшкол.
Вопросы для самопроверки:
. . • •••• - н
-
Перестройка деятельности досуговых учреждений с соответствии с задачами мирного времени, трудности в ее организации.
-
Восстановление клубов, библиотек, музеев, создание новых учреждений культуры.
-
Возрождение массовых форм досуговой деятельности в послевоенный период (народные праздники, гуляния, народные университеты, фестивали и смотры художественной самодеятельности), их значение в организации отдыха трудящихся.
Лекция пятая (обзорная). Досуговая деятельность и соцналыю-культурные процессы в 1956-1985 гг.
После смерти И. Сталина, разоблачения Л. Берии закончилась эпоха жестоких репрессий, которая унесла более 40 млн. человек, в т.ч. и деятелей науки, культуры и искусства. Начался процесс обновления и очищения общества, который затронул сферу культуры и дос\ говой деятельности.
Решения 20 съезда КПСС и постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий» (30 нюня 1956 г.) дали толчок к оживлению демократических самодеятельных начал в учреждениях культуры. В этот период более регулярно стали проводиться конференции и совещания работников культуры. В практике работы учреждений культуры постепенно стали возрождаться демократические формы их организации. Это позволило вовлечь сотни тысяч рабочих, колхозников и представителей интеллигенции в активную культурно-досуговую деятельность и самодеятельное творчество.
Таким образом, была сделана попытка сломать утвердившиеся в 30-40-х гг. командно-бюрократические методы управления. В начале 60-х гг. появляются новые формы привлечения трудящихся к руководству органами и учреждениями досуга: общественные советы и отделы культуры, общественная инспектура при государственных органах культуры, общественные методические кабинеты.
Укажем также на характерное проявление роста культурной самодеятельности народа и возникновение в 60-е гг. самых различных любительских объединений. Это и общественно-политические клубы («Прометей». «Глобус», «Кругозор», «Родина», «Следопыт» и др.), и клубы ветеранов труда, молодых матерей, старшеклассников, и объединения искусствоведческие, так же как любителей театра, кино, литературы, поэзии, живописи, танца, фото- и кинолюбителей.
Вместе с тем обратим внимание на нарастание негативных ироп-.ссос п. экономике, социальной и духовной сферах на рубеже ч) х ':. и торможение процессов демократизации культурно-- досуговой деятельности. В эти годы уже наблюдается формализм, «погоня» за количественными показателями в работе учреждений культуры. Стали закрываться клубы, библиотеки, молодежные кафе и музеи, функционирующие на общественных началах; к 1970 г. в стране осталось всего 2,2 тыс. общественных библиотек и 2.3 тыс. общественных клубовI.
Укажем на Причины, которые повлекли за собой свертывание демократических процессов в организации и деятельности культурно-досуговых учреждений н вообще в сфере культуры. Уже сегодня можно сказать, что демократические начинания были, к сожалению, временными и не только в культуре, а во всей жизни общества. Так называемая «хрущевская оттепель» не была свободной; Н.С. Хрущев
не смог до конца освободиться от сталинизма. Он сокрушал еще уцелевшие храмы, похвалялся, что скоро покажет последнего попа по телевизору, создал конфликтные ситуации с творческой интеллигенцией. тормозил финансирование сферы культуры. Фактически это была та же политика запретительства, подчиненности партии.
Следует сделать попытку анализа по вопросу развития сети досуговых учреждений и подготовки кадров для них.
Отметим, что в 60-е гг. происходило развитие сети досуговых учреждений; практически она увеличивалась ежегодно на 1 тыс. единиц2.
Что касается библиотечной сети, то она значительно уменьшилась за счет укрупнения и объединения мелких библиотек.
Книжные же фонды массовых библиотек увеличились; с 1968 по 1970 п\ они составили 1310 млн. экз., увеличились на 557 млн. экз.1
Сеть музеев страны за этот период выросла на 274 единицы; на конец 1970 г. сеть парков культуры и отдыха составила 922, увеличившись по сравнению с 1960 г. на 304 единицы.
Были разработаны новые типовые проекты клубов на 200 и более мест для сельской местности, оснащенных хорошими сценическими площадками и помещениями для работы кружков и любительских объединений. В 1968 г. был проведен Всероссийский смотр
работы районных домов культуры, который закончился в 1970 г.
Обратим внимание на создание в райцентрах комплекса современных учреждений культуры, в который входили РДК. кинотеатр, народный театр, народный музей, ДМШ, районная библиотека. ПкиО, народная филармония, художественно-оформительская мастерская и автоклубы.
На селе, на основе решения Совета Министров РСФСР 1965 г.. на центральных усадьбах сельских Советов открылись сельские дома культуры. Происходило также преобразование ряда сельских клубов в СКД, т.о. само здание оставалось прежним, но при этом штат СДК увеличивался по сравнению с сельским клубом, вводились две штатных единицы: директор и художественный руководитель.
Сельский Дом культуры стал центром методического руководства по отношению к сельским клубам на территории сельского Совзта. Для укрепления материальной базы СДК некоторые колхо- эы и совхозы выделяли дополнительные к государственному финансированию средства.
Но зачастую преобразование сельских клубов в сельские дома культуры происходило формально, менялась только вывеска, а все остальное оставалось прежним.
Обращаем внимание на развитие передвижных досуговых уч- редений-автоклубов; их развитие было обусловлено необходимостью организации культурно-досуговой деятельности в малонаселенных пунктах. Как правило, в каждом районе имелось два автоклуба, очевидно, что это был не идеальный вариант, ибо районы были разные по территории, по наличию мелких сел и деревень, возможностей дорог и др. особенностей. И здесь иногда подход был формальным - наличие двух автоклубов на район в одном случае было целесообразным, а в другом - этого количества было явно недостаточно.
В 70-е гг., после проведенного с 1974 г. в 25 областях, краях и автономных республиках РСФСР эксперимента, была осуществлена централизация клубного и библиотечного дела, происходила перестройка системы организации и управления на основе интеграции учреждений культуры, их сил и средств, создания культурных и культурно-спортивных комплексов.
К концу 1980 г. в целом по стране функционировало более 6 тыс. сельских централизованных клубных систем (СЦКС).