Файл: План урока. Деятельность, ее роль в развитии общества. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человеческая деятельность и её многообразие
План урока.
-
Деятельность, ее роль в развитии общества. -
Отличие деятельности человека от поведения других живых существ. -
Структура деятельности. -
Мотивы деятельности и потребности. -
Виды деятельности.
Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках, изучающих человека и общество, понятие деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий, в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность. Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется с целью, но в основе поведения животных – биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.
Таким образом деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание того, чего нет в природе , на производство продукта материальной и духовной культуры.
Со структурой деятельности познакомимся на основании текста М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.
Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:
1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов
;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.
Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.
В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.) | Социальные (общение) |
Экзистенциальные (безопасное существование) | Престижные (уважение) |
| Духовные (самовыражение) |
Деятельность
В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру
Духовная (связана с изменением сознания людей) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме) Ценностно- ориентированная (формирует мировоззрение) Прогностическая (планирование, предвидение результатов) | Практическая (направленная на преобразование объектов природы и общества) Материально – производственная (преобразование природы) Социально – преобразовательная (преобразование общества) |
В зависимости от сфер общественной жизни
экономическая | политическая | социальная | духовная |
В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.
законная | моральная | аморальная |
В соотношении с ходом истории
прогрессивная | регрессивная |
В зависимости от потенциала нового
инновационная | творческая | изобретательская |
трудовая | творческая | игра |
Формы деятельности
коллективная | массовая | индивидуальная |
Домашнее задание в виде теста!!!!!!!!!!!!!!
1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:
А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.
2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:
А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.
3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.
4. Соотнесите вид деятельности и особенности его проявления.
Особенности проявления видов деятельности человека 1) создание необходимых людям благ; 2) наличие воображаемой обстановки; 3) обязательное использование языка; 4) необходимость специальной подготовки. | Вид деятельности 1) игра 2) общение 3) труд. |
Ответы запишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:
А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.
7. Установите соответствие видов деятельности и определений:
Вид деятельности 1) игра; 2) труд; 3) учеба 4) обобщение | Определения А) освоение опыта предшествующих поколений; Б) преобразование предметов окружающего мира; В) преобразование информации в процессе взаимодействия; Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами. |
Ответы запишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:
А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.
9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:
А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.