Файл: План урока. Деятельность, ее роль в развитии общества. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человеческая деятельность и её многообразие

План урока.

  1. Деятельность, ее роль в развитии общества.

  2. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.

  3. Структура деятельности.

  4. Мотивы деятельности и потребности.

  5. Виды деятельности.

Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках, изучающих человека и общество, понятие  деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий,  в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается  к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность. Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется  с целью, но в основе поведения животных – биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность  характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.
Таким образом деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание того, чего нет в природе , на производство продукта материальной и духовной культуры.

Со структурой деятельности познакомимся на основании текста  М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов
;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека,  в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.)

Социальные (общение)

Экзистенциальные (безопасное существование)

Престижные (уважение)

 

Духовные (самовыражение)

Деятельность

В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру

Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Познавательная
(отражает действительность в художественной и научной форме)
Ценностно- ориентированная
(формирует мировоззрение)
Прогностическая
(планирование, предвидение результатов)

Практическая
(направленная на преобразование объектов природы и общества)
Материально – производственная
(преобразование природы)
Социально – преобразовательная
(преобразование общества)

В зависимости от сфер общественной жизни

экономическая

политическая

социальная

духовная

В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.

законная

моральная

аморальная

В соотношении с ходом истории

прогрессивная

регрессивная


В зависимости от потенциала нового

инновационная

творческая

изобретательская

 

трудовая

творческая

игра

Формы деятельности

коллективная

массовая

индивидуальная

Домашнее задание в виде теста!!!!!!!!!!!!!!

1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:

А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.

2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.

3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.

4. Соотнесите вид  деятельности и особенности его проявления.

Особенности проявления видов деятельности человека

1) создание необходимых людям благ;
2) наличие воображаемой обстановки;
3) обязательное использование языка;
4) необходимость специальной подготовки.

Вид деятельности

1) игра
2) общение
3) труд.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;

Г) практической.

7. Установите соответствие видов деятельности  и определений:

Вид деятельности

1) игра;
2) труд;
3) учеба
4) обобщение

Определения

А) освоение опыта предшествующих поколений;
Б) преобразование предметов окружающего мира;
В) преобразование информации в процессе взаимодействия;
Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

 

 

 

 

8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.

9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.