Файл: Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, которые выступают одним из регуляторов общественных отношений. Традиция – это способ сохранить культуру народа, его ценности, накопленные веками. Получается, что традиция, в какой-то степени, - это процесс передачи ценностей, накопленных человеком из поколения в поколение. Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека. На протяжении длительной истории русский народ накопил богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработал своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Знакомство с традициями, обычаями, обрядами народа позволяет лучше познать его культуру. И когда мы показываем наши традиции, выезжая в другие страны, устраивая обмен культурными традициями на различных фестивалях, проводя год культуры той или иной страны, то естественно, что мы не только показываем, популяризируем свою культуру, но и воспринимаем что-то от других народов, тем самым обогащаем наши традиции. Мы понимаем, что без традиций у народа практически нет будущего, потому что нужно от чего-то отталкиваться, должен быть исток. И исток этот как раз лежит в традициях, традициях передачи ценностей, накопленных нашим народом. КАКИЕ БЫВАЮТ ТРАДИЦИИ Культурные (песенные, музыкальные) Бытовые (одежда, пища, устройство быта) Спортивные (скачки, кулачные бои) Воинские (одежда, звания, парады) Церковные (крестный ход, песнопение) Школьные (Первый и Последний звонок, Вечер выпускников, праздник Букваря) Семейные (передача семейных реликвий, традиции семейного воспитания) Изучением обычаев, обрядов, традиций занимаются фольклористы, этнографы. Фольклористы записывают устное народное творчество, которое присутствует практически во многих наших традиционных праздниках. А этнографы описывают повседневный быт, не только повседневный, но в первую очередь то, что бывает ежедневно, обычно. Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

Заключение


И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.Подросший крестник в сочельник каждый год  обязательно приносил крестным  кутью и другое угощение, а крестный одаривает его  в ответ какими-либо сладостями. Смешанные традиции, обычаи, обряды. Как было уже отмечено, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье, к примеру – Масленица. Также широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году  день  цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только  человек чистый сердцем, безгрешный. С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.Обычай поминать покойного за накрытым столом также пришел к нам из дохристианского периода. И слова, которые мы говорим при этом: «Пусть земля будет ему пухом», пришли к нам из языческой религии, где считалось, что, пируя на тризне, мы съедаем грехи покойного. При этом обязательно ставили стакан с вином и ломоть хлеба, как жертву проводникам в мир иной.В заключении отметим, что многовековые традиции, сложившиеся в период древнерусского государства, не утратили свое значение, а наоборот, очень глубоко закрепились в сознании людей и теперь вряд ли можно представить жизнь без этих знаменитых и ярких обычаев. Воспитательный потенциал народных обрядов и обычаев в музыкальном воспитании. Проведенный анализ показывает, что в музыкальном воспитании Древней Руси большое значение придавалось народным праздникам и обрядам, считающимися средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Традиции и обряды не только символически отображали и углубляли чувства людей, но и в значительной степени облагораживали его. Значение народных праздников и обрядов заключалось также и в том, что они давали возможность проявления своих чувств и мыслей, пробуждали эмоции, стимулировали оптимистическое настроение. Данные положения определили педагогические установки в сфере музыкального воспитания, а также особенности русской исполнительской традиции, которой и в те далекие времена, и в настоящее время свойствен приоритет содержания над средствами – «русская душа».Профессионализм музыкального воспитания складывался одновременно с повышением мастерства исполнителей и приобретения ими знаний и умений. Это способствовало зарождению музыкальной специализации не только среди языческих жрецов, но и в среде охотников и скотоводов, воинов. Музыкальное воспитание детей и подростков в Древней Руси осуществлялось в соответствии с их общинно-родовым образом жизни, особенностям среды обитания. Оно представляло собой процесс включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли издавна сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации – передача опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи, при помощи которых усваивались образцы поведения, воспитывались общественно-важные и полезные качества– любовь к труду, честность, исполнительность. Большую роль в музыкальном воспитании имели обряды, связанные с жизнью древних славян. К примеру, зоофические пляски представляли собой отображение повадок различных животных и приемы охоты. Кстати и в наши дни можно наблюдать отголоски данных обрядов – праздники с ряжеными, вождение медведя по деревням и др.При помощи разнообразных пословиц, поговорок, при помощи которых формировались важнейшие истины, наставления, поучения, пожелания, жизненные принципы и т. д. Летописи содержат сведения, что в обучении использовались такие пословицы: «Держись за соху: она кормилица», «Добро творить – себя веселить» и др.Большое значение придавалось и аграрно-календарной поэзии. До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», описывающая распространенную у восточных славян подсечную систему земледелия.Музыкальное воспитание Древней Руси содержало и систему песен-попевок о мире природы, вековых приметах, помогавших избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: «Во время дождя – подальше от дуба» и др.



Большой популярностью пользовались обряды, символизирующие осознание человека в окружающем мире, например, дерево олицетворяло девушку: гибкий ствол – стан, ветви – руки. Венки, которые плели девушки.наделялись смысловым значением лучей солнца, солнечного диска. Березу одевали в платье и совершали вокруг нее обрядовые движения, которые отражали образы, символы поклонения природе и сопровождались музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые включали заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, театральные действия.

Причем все принципы музыкального воспитания Древней Руси дошли до наших дней, в основном, ни при помощи печатных изданий или рукописей, а при помощи именно русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Русский фольклор представлен множеством жанров, множеством видов самовыражения – народными сказками, колыбельными песнями, потешками, былинами, народными песнями и др.Причем все эти виды не обособлялись, а представляли собой органичное соединение устного народного творчества, частью общей народной культуры.Со времен Древней Руси огромную роль играла колыбельная песня, выражавшая материнскую любовь, нежность, отображаемые при помощи специальных художественных средствпоэзии пестования. Старинные колыбельные песни содержали в себе символичные образы: Сон, Дрема, Угомон, Упокой, которые считались носителями сна. Часто встречался кот, приносящий Дрему. Колыбельные песни содержали и печальные строчки – «Баю-баюшки бай, поскорее умирай» – таким способом мамы отводили от своих детей болезни, т.к., если человек мертв, то и болезни оставляют его. Отметим также и роль «народной песни» в музыкальном воспитании Древней Руси. Феномен «народной песни» охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: календарные, обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др., изображавшие и быт людей, и домашних животных, зверей, птиц, вся природа. С педагогической точки зрения народные песни отражали всю мудрость «русской души»: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протесты против угнетения.Также в процессе музыкального воспитания того периода использовался и жанр былин, который пелся и сказывался одновременно. Былины отличались грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона. Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Данная интеграция стала возможной, т.к. былины возникли на заре народной истории, когда пение и рассказывание не оформились в отдельные виды художественного творчества. Былины воспевали подвиги богатырей, которые защищали русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, формируя при этом патриотическое сознание. Былинные герои воспринимались в качестве нравственного идеала, в их подвигах дети и подростки находили проявление лучших духовных качеств человека, черпали веру в силу народа, в торжество справедливости.В заключении следует отметим, что процесс музыкального воспитания в Древней Руси развивался в трех направлениях: народном творчестве, религиозной музыке, которая ограничивается в основном песнопениями, и светском музыкальном искусстве. Большая часть педагогического наследия древних славян представлена устным народным творчеством, в котором мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, русские народные песни, предания на протяжении многих веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Посредством них развивалась эмоциональная сфера ребенка, эстетические чувства, познавалась родная речь, формировался общий эстетический мир ребенка.ЗаключениеДревняя Русь – удивительный и таинственный мир, о котором можно судить по сохранившимся и дошедшим до нас памятникам письменной культуры, архитектуры, иконописи, фресковой живописи и . д. Народные традиции, обряды, ритуалы, обычаи являются неотъемлемой частью системы образования (в том числе и музыкального воспитания) древних славян, содержащие в себе неисчерпаемый потенциал различных средств, методов, приемов воспитания детей и подростков.Музыкальное воспитание в древней Руси представляло собой процесс постепенного накопления знаний, основанного на инстинктивном уровне, диктуемом требованиями выживания и сохранения рода. Ребенок у древних славян обучался в процессе повседневной жизни, он не готовился к жизни, как это стало значительно позже, а прямо включался в нее. В воспитании человека древней Руси уже содержалось повседневное знание. Наиболее важные его результаты закреплялись в пословицах и поговорках, былинах и сказаниях, народных и колыбельных песнях – во всей системе народного творчества.В данной работе автор предпринял попытку рассмотрения влияния традиций и обрядов на музыкальное воспитание древнерусского государства и пришел к выводу, что вXI – начале XVII вв. в Древней Руси существовала хорошо организованная, регулируемая государством музыкально-воспитательная система, включающая религиозное, общее и профессиональное воспитание. Народное творчество продолжало развиваться и оказывать влияние на музыкальное воспитание русского народа. В этот период были во многом заложены традиции отечественной музыкальной педагогики и исполнительства, в полной мере раскрывшиеся только в XIX -ХХ вв.


Список используемых источников


1. Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. – С. 8-38.
2. Асафьев Б. В. Избранные труды: В 4-х т. – М.: АН СССР, 1957. – Т. 4. - С. 129-131.
3. Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады. – М.: Советский композитор, 1971. – 234 с.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII вв. – Л.: Музыка, 1972. – 120 с.
5. Глебов И. Вопросы музыки в школе. – М: Искусство, 1926. –432 с.
6. Горюнова Н. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 2007. - № 3. – С. 3-14.
7. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – М.: Музыка, 1959. – 574 c.
8. История русской музыки: В 10 Т. Сост. Ю. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова и др. – М.: Музыка, 1994. Т. 1.– С. 57-291.
9. Каган М. Культура – философия – искусство. – М.: Знание, 1988. – 63с.
10. Корабельникова М. Музыкальное образование //История русской музыки: В 10-ти т. /Под общ. ред. Ю. Келдыша/ М.: Музыка, 1984. – Т. 6 – С. 67-188.
11. Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М.: Искусство, 1938. – 360с.
12. Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Искусство, 1992. – 359с.
13. Молева Н. М. Музыка и зрелища в России XII столетия //Вопросы истории. – 1971. - №11. – С. 16-17.
14. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. – 254с.
15. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания// Восприятие музыки. Сб. статей. – М.: Музыка, 1980. – С. 249-256.
16. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 1993. – С. 130-250.
17. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Музыка, 1985. – 367с.
18. Смоленский С. О. О собрании русских древнопевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. – СПРб, 1924. – 109 с.
19. Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
20. Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание». – М.: Просвещение, 1998. – 175с.
21. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. – М.: Советский композитор, 1971. – 619с.
22. Финдейзен Н. Ф. Очерки деятельности С.-Петербургского отделения Русского Музыкального Общества (1859-1909). – М.: Музгиз, 1919. – 201с.
23. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки с древнейших времен до конца XVII века: В 2 Т. – М.: Музгиз, 1928. – Т. 1. – 182с.

24. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: В 2 Ч. Московская Государственная консерватория им. П. И. Чайковского. – М.: Музыка, 1990. – Ч. 1-2.
25. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992. – 477с.