Файл: Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. Религиозная музыка способствовала развитию нотного письма и многоголосного пения на Руси, древнерусские песнопения записывались особыми значками, которые назвались крюковым письмом и знаменным распевом.
Эти нотные обозначения помогали определить ритмические и мелодические обороты.
Система была достаточно непростой, и было необходимо запомнить большое количество крюков, чтобы освоить песнопения.
Прогрессивную роль в то время выполняли многие монастыри, оказывая большую помощь в просвещении, книжном и певческом деле. В них образовывались училища, в которых обучали чтению, пению, находились скриптории, где переписывали книги. Среди этих книг большой процент приходился на музыкально-певческие.
Воспитание в певческом искусстве Древней Руси происходило как решение двух взаимосвязанных задач - нравственного и эстетического воспитания, первое из которых являлось и приоритетом и системой ценностей для второго.
В древнерусском певческом воспитании использовалась вся шкала педагогических методов. Прежде всего выдвигалась определенная система требований. Все методы воспитания опирались на заповедь послушания, одну из основных православных добродетелей. Основным методом являлось воспитание через пример, способствующий формированию положительного идеала. Необходимо было и приучение, как культивирование способности к необходимым осмысленным действиям. Поощрение и наказание способствовали воспитанию верной системы координат, закрепляли необходимые навыки.
Рассказ, разъяснение, увещевание, настройка, приучение, упражнение, поручение образовывали единую систему воспитания, где сливалась нравственная и эстетическая координаты.
Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения.
Обучение, как правило, начиналось с семи лет.
Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников - “мастеров грамоты”.
Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению. С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов.
Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах.
Помимо народного творчества и церковного песнопения в Древней Руси также распространялось светское музицирование.
В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах.
Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах.
В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов -- инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой.
Скоморохи становятся участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранившимися на Руси после распространения христианства. В исторических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебном, похоронном обрядах и других семейных церемониях. Особо подчеркнута была в искусстве скоморохов комедийная, шутовская сторона, часто обретавшая обличительную окраску.
Музыкально образованные люди занимали почетное, привилегированное положение. Послы всегда имели музыкальное воспитание, бояре обучались игре на музыкальных инструментах.
Рассмотрев зарождение музыкального воспитания в Древней Руси можно сделать вывод, что музыкальное воспитание имеет четко выраженные признаки трех направлений: народное творчество, религиозная музыка, которая ограничивается в основном песнопениями, и светское музыкальное искусство.
В Древней Руси существовало два музыкальных понятия -- мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия -- это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых -- сопением).
Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах -- в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках.
Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.
В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.
В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.
Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. Практиковалась также игра стоя.
Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение "гудеть лучцом") сидя, упирая инструмент в колено.
В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица.
Очень разнообразны были и ударные инструменты -- под общим видовым названием "бубны", куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение -- вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.
Глава 2. Роль народных традиций в музыкальном воспитании
Музыкальное искусство и музыкальное воспитание в Древней Руси связано с культурой и бытом восточнославянских племен. Оно отличается как от восточного, так и от западного мировосприятия и традиций. Если говорить о музыкальном искусстве, то оно развивалось по западному образцу с запозданием на один-полтора века. Восточная музыкальная культура всегда привлекала русских композиторов, именно в их творчестве отражена тематика Востока достаточно полно и интересно. Музыкальное же воспита ние на Востоке — это касается последних столетий — развивается зачастую по российской модели.
Наиболее ранние сведения о музыке относятся к началу нашей эры. Славянам тех времен было присуще мифологическое мировоззрение, которое выражалось в конкретных образах и одушевлении всего окружаюшего. подчинении главному божеству — солнцу, которое имело несколько названий: Дажьбог, Хоре, Купала, Ярило.
Как музыкальное искусство, так и музыкальное воспитание на Руси имеет четко выраженные признаки трех направлений, по аналогии с западным музыкальным искусством: народное творчество, религиозная музыка, которая ограничивается в основном песнопениями, и светское музыкальное искусство.
На Руси до появления христианства поклонялись природе. Вера в могущество природы и одухотворение мира отражались и на музыкальном творчестве. Поклонение природе — лесам, полям, рекам, камням — было связано с глубоким пониманием того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам.
Осооое значение приобретали обряды как жизненное, I 'ivhoKufc осмысление мира и себя в мире. Например, дерево т и i (створяло девушку: гибкий ствол — стан, ветви — руки. Ненки, украшавшие девушку, символизировали лучи солн- .1 ■ солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали иикруг нее («как кони»). Практически все обряды отража- ш образы, символы поклонения природе и сопровожда- NKI, музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые икмючали заклинания, заговоры, пение, пляски, хорово- 8.1.1, театральные действия. Культовыми в обрядах становища. скульптура, чеканка, амулеты, музыкальные инструменты. В подтверждение этому позднее на Киевщине (VI пек) были найдены изображения плясунов, сцен гуля- III,и и празднования.
2.1 Обряды, обычаи, традиции русского народа
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полеты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину
Культура не могла бы выжить, если бы не существовали способы ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм. Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Первая исторически существующая форма преемственности культуры - РИТУАЛ (от лат. Ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции. Он складывается исторически или специально устанавливается как норма поведения, в которой форма исполнения строго канонизирована, узаконена (от греч. Kanonizo – узаконяю). Она лишена (или постепенно лишилась) непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. Ритуал – порядок совершения обряда, последовательность условносимволических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека. ”Ритуалы – это обрядовые церемонии демонстративного характера, совершаемые часто в торжественной обстановке, имеющие своей конечной целью внушить людям определенные социальные чувства (о всемогуществе и величии власти, о нерушимости данных обязательств, о неприкосновенности существующих отношений и т.п.)”. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам ОБРЯД – более узкое понятие, чем обычай. Обряд – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты человеческой жизни. Например, обряд крещения, свадебный обряд, обряд на праздник Троицы украшать березку и т.д. Обрядов было много на Руси. Каждый праздник сопровождается определенными обрядовыми действиями. Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественноскорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.
ОБЫЧАЙ – это то, что обычно, привычно, повторяется изо дня в день и создает правила поведения, которые сложились в течение длительного времени. Это некий не писаный порядок поведения в различных жизненных ситуациях. Он сохраняется в жизни человека и сегодня, например: в ношении народного костюма или проведении народного праздника. Русский народ очень гостеприимный, и у нас есть обычай, встречая гостей, подносить хлеб и соль. Обычай здороваться и пожимать друг другу руки. Обычай, заходя в дом, снять головной убор и другие. Их много. Привычки милой старины… Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюды по чинам. Так писал Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине», а роман этот считается энциклопедией русской жизни. И, конечно, Пушкин, описывая русскую семью Лариных, не мог не рассказать об этих привычках старины. Поведение людей, их взаимоотношения, поступки, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо регулировались строгими требованиями нравственного закона – обычая, соблюдение которого обеспечивалось силой воздействия общественного мнения. Обычай более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в общественной среде правило, регулирующее поведение людей. Это правило соблюдается благодаря своему неоднократному повторению в течение длительного времени. В формировании личности обычай выполняет двустороннюю роль. С одной стороны, через обычаи индивид приобщается к социальному и культурному опыту окружающих сородичей. И наоборот: посредством обычаев происходит передача форм массовой деятельности от окружающих людей – масс, групп, коллектива— к отдельной личности. Она усваивает эти обычаи и путем подражания, и в процессе воспитания. Обычаи, усвоенные молодым поколением, сохраняются и передаются дальше — их детям и подрастающей молодежи. И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение. ТРАДИЦИЯ. Понятие «традиция» восходит к лат. Traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».