Файл: Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что всякий человек имеет право совершенствовать собственные музыкальные способности, что музыкальное образование обязательно должно стать общенациональным, что любой ребенок с рождения обладает музыкальными способностями, что образовательный процесс, прежде всего, должен основываться на национальных музыкальных традициях.
По мнению авторов, пение-самый демократичный вид искусства. Особое внимание они уделяли сольному и хоровому пению. Их последователи усовершенствовали и увеличили теоретические и практические положения этой уникальной системы. Особое внимание было уделено теоретическим разработкам: теории музыкального ритма, системе относительной сольмизации (Л. Толстой, С. Смоленский и др. ), а также подготовке программ музыкального образования, вопросам подготовки молодых специалистов. фундаментальный акцент был сделан на грамотной постановке музыкального образования в сельской школе; она называлась “Основы общего образования в аграрной России.
Россия сыграла первопроходческую роль, проявив большой интерес к области эстетического и музыкального воспитания и образования в начале 20-го века. В то время была создана специальная комиссия по реформе школы во главе с С. Цибульским, она обратила внимание правительства на проблему недостаточного изучения предметов эстетического цикла, а также неразвитости эстетического и музыкального воспитания и образования в школе. Не было конкретно указано, какие предметы и их объем следует преподавать студентам, но было отмечено, что молодое поколение россиян должно воспитываться в любви к красоте. Необходимо создать систему воспитания, которая была бы направлена на формирование художественно-эстетического (музыкального и др. ) сознания общества, а также на развитие художественно-творческих способностей детей и молодежи, на стимулирование в процессе обучения и воспитания таких психических качеств, как воображение, восприятие и креативность мышления. Однако правительство Николая II не смогло провести масштабную работу по реформированию школы того времени, расширить программу от традиционного, прагматически ориентированного стиля к основному образованию, которое направлено на формирование и развитие духовных, художественных, творческих начал в человеке. Луначарский в первые годы советской власти структурировал новую систему народного образования. Привлек к этой работе авторитетных специалистов в области психологии и педагогики А. Бакушинского, Н. Брюсова, П. Блонского, С. Шацкого, В. Шацкой и др. Луначарский был убежден, что процесс социализации личности, а также формирование ее индивидуальности и пробуждение гражданской активности не могут осуществляться без полноценного эстетического воспитания и образования. В октябре 1918 года при активном содействии Луначарского в качестве основного документа начального этапа создания советской общеобразовательной школы были приняты "Основные положения о единой трудовой школе". В правилах указывалось, что трудовая школа не может ограничивать свою деятельность одним изучением искусства, а также что ей необходим доступ к более широким эстетическим пространствам. В "Основах" подчеркивалось, что жизнь ребенка и подростка, лишенная художественно-эстетического начала, практически бескровна, поскольку именно “эстетическое воспитание создает условия, необходимые для формирования нравственности и этики в людях, инициирует духовные начала в личности, способствует тому, что человек, по словам Гегеля, "удваивает себя", очеловечивает природу, воплощает свою родовую сущность в предметах и явлениях окружающего мира ”
Для реализации "Основных положений" в Советской России в 1920-е годы была начата серьезная работа: был создан Государственный ученый совет (ГУС) по эстетическому воспитанию, начали работать лаборатории музыкального образования и воспитания, совершенно новые художественные и образовательные программы.
Пленум Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов 1928 года приостановил всю работу в этом направлении, А. В. Луначарский был вынужден уйти в отставку, и де-факто был наложен запрет на все теоретические концепции и практическую деятельность ведущих российских специалистов в области эстетического воспитания и образования. С этого периода основное место в системе образования стали занимать жесткие, бескомпромиссные требования классовой идеологии; понятие "эстетика" было исключено из школьных программ и лексикона учителей.
Только через 3 десятилетия после 1956 года в СССР вновь появились статьи, книги и программы по эстетике, учителя и специалисты стали все настойчивее и последовательнее поднимать и теоретически обосновывать вопрос о важности разграничения художественного и эстетического воспитания.
В середине 70-х. широкое распространение получила система музыкального образования, разработанная Д. Б. Кабалевским. Рассматривая музыку как часть самой жизни, Кабалевский опирался на наиболее распространенные и массовые музыкальные жанры - песню, марш, танец, которые обеспечивали связь между уроками музыки и жизнью. Опора на "трех китов" (песню, марш, танец), по мнению Кабалевского, не только развивает музыкальное образование, но и способствует формированию музыкального мышления. В то же время исчезают границы между разделами, составляющими урок: прослушивание музыки, пение и грамотность. Урок становится целостным и объединяет различные элементы программы.
Среди известных деятелей в области советского музыкального воспитания - Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина (дошкольное), В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Н.Л. Гродзенская, О.А. Апраксина, М.А. Румер, Е.Я. Гембицкая, Н.М. Шереметьева, Д.Л. Локшин, В.К. Белобородова, А.В. Бандина (школьное). Вопросами музыкального воспитания в СССР занимаются лаборатория музыки и танца Народного института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, секторы народных институтов педагогики в союзных республиках, лаборатория эстетического воспитания Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества CK СССР и союзных республик.
Проблемы музыкального воспитания рассматриваются Международным обществом по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). 9-я конференция этого общества, проведённая в Москве (представитель советской секции Д.Б. Кабалевский), явилась важной ступенью в деле развития идей о роли музыки в жизни молодёжи.
Традиции музыкального образования в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племен. Мировоззрение выражалось в определенных образах и анимации всего окружающего. Особое значение имели ритуалы, их обязательной частью была музыка: заклинания, пение, театральные представления. Педагогическая мысль в Древней Руси дошла до наших дней в работах, не носивших особого педагогического характера. Эта область народного устного творчества является одним из средств народной педагогики. Музыкальное образование в Древней Руси осуществлялось как процесс постепенного накопления знаний, так и на инстинктивном уровне, продиктованном требованиями выживания и сохранения семьи. Ребенок в России учился в процессе повседневной жизни, он не готовился к жизни, как это стало гораздо позже, а принимал в ней непосредственное участие. В воспитании человека в древней Руси уже содержались бытовые знания. Ее важнейшие плоды были зафиксированы в пословицах и поговорках, былинах и легендах, народных и колыбельных песнях - то есть в системе народного творчества.
Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, русские народные песни, предания в течении многих веков являлись главными средствами воспитания. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств. Познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. В народном песнетворчестве существует особый цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т. С первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами - поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, предназначение которых убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки - вызвать у ребенка бодрые и радостные эмоции; потешки - песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки - стихи с занятным содержанием. Колыбельные песни - это осознание матерью потребности постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми ласковыми словами: милый, желанный, пригожий, - употребляла ласкательно-уменьшительные суффиксы от любых слов. В старинных колыбельных песнях часто встречаются добрые языческие существа: Сон, Дрёма, Угомон, Упокой, слывшие носителями сна. Частым персонажем был кот, которого просят принести Дрёму. В колыбельных песнях были и печальные строчки - как будто бы матери желали смерти своим детям. «Баю-баюшки бай, поскорее умирай», «Повезем тебя мы на погост» - это древние представления, корнями уходящие в языческие времена. Так матери хотели отвести от ребенка болезни, ведь если человек мертв, то и болезни оставляют его. Напевая такие колыбельные песни, матери тем самым как бы отгоняли смерть. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребенка пестушками и потешками (от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь). Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.
Детям в первые годы жизни пели прибаутки--маленькие сказочки в стихах, а также прибаутки-перевертыши. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностям. Взрослея, ребенок на улице выучивался закличкам и приговоркам. Закличка--это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка--обращение к животным, передразнивание птиц. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, а каждым отдельно.
Когда ребенок вырос, благодаря музыкальному воспитанию, он усвоил главные нравственные заповеди детства: об уважении к старшим, о доминирующей роли отца, чье послушание было беспрекословным, об уважении к матери, об ответственности за сохранение достоинства, осознавать сыновний долг и быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям было рекомендовано заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, обучать "благочинию", а также ремеслам и рукоделию. Воспитание детей и подростков у древних славян соответствовало их общинно-родовому укладу жизни, особенностям окружающей среды. Это был процесс вовлечения в определенные виды деятельности. Древние ритуалы, особенно посвящение, играли особую роль. Образование было направлено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение образа жизни. Основными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать социально значимые и полезные качества: трудолюбие, честность, трудолюбие. суть и характер русских народных песен были очень разнообразны. Они изображали и человека, и домашних животных, и зверей, и птиц, и насекомых - вся природа была воспета. С педагогической точки зрения русская народная песня передает все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружбу, верность, ревность, мечты о счастье, жажду воли и протест против угнетения.
В глубокой древности на Руси появились обрядовые песни: календарные и семейно-бытовые. В обрядовых песнях выделяется шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величательные, корильные, игровые и лирические песни. Заклинательные песни, будучи приуроченными, к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связанны с празднованием Нового года, другой - со встречей весны, третьей - с обрядами, содействующими созреванию урожая, четвертой - с обрядами, сопровождающими его уборку. В центре внимания лирических песен - мир человеческих взаимоотношений. Что касается педагогики, то данные песни развивали в человеке выражение эмоциональной оценки изображаемых явлений, а также отношение к ним. особенную роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. значительной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. большее влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия. До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод "А мы просо сеяли", где, по сути, кратко обрисована известная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика древней Руси вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен - к дождю"; "Во время дождя - подальше от дуба"; "Кукушка закуковала - пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается". Вера в могущество природы и одухотворение мира отображались и на музыкальном творчестве. Это выражалось в поклонении природе - лесам, полям, рекам, камням и было связано с глубоким осознанием того, что человек является частью природы и должен повиноваться ее законам. особенное значение приобретали обряды как жизненное, глубокое понимание мира и себя в мире. Например, дерево одухотворяло девушку: гибкий ствол - стан, ветви - руки. Венки, украшавшие девушку,
символизировали лучи солнца, солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали вокруг нее. Практически все обряды отображали образы, символы поклонения природе и сопровождались музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые включали заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, театральные действия.
Во взрослой жизни человека сопровождали календарные песни-- их пели в определенные дни года, по праздникам. Это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
Во время святок пели величальные песни--колядки. На масленицу, самый веселый праздник, песни поясняли праздничные обряды--как масленицу встречали, как её провожали.
С наступление марта закликали Весну особыми песенными закличками--веснянками. В Егорьев день выгоняли коров в поле и пели песенное заклинание--оберег. В майские дни чествовали деревья и цветы. Когда наступала жатва, не было времени праздновать и петь, но с окончанием ее звучали особые песни--о работе жней.
С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и плясовые песни.
Одна из богатейших областей музыкального фольклора--свадебные песни. Они исполнялись по ходу действия «свадебной игры». Исполнялось большое количество песен : лирических, величальных, шуточных, причитания-плачи
Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной.
Наряду с колыбельными песнями, русскими народными песнями и потешками исполнялись былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона. Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным, потому что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества
Музыка и пение изначально передавались только по памяти, но для осуществления воспитательной функции педагогики в Древней Руси необходимо было позаботиться о передаче музыкального народного творчества следующим поколениям. Так, одним из способов передачи музыкальных знаний и умений служило пиктографическое (узелковое) письмо, посредством которого жрецы сохраняли и передавали музыкальные стороны языческих обрядов.
По мнению авторов, пение-самый демократичный вид искусства. Особое внимание они уделяли сольному и хоровому пению. Их последователи усовершенствовали и увеличили теоретические и практические положения этой уникальной системы. Особое внимание было уделено теоретическим разработкам: теории музыкального ритма, системе относительной сольмизации (Л. Толстой, С. Смоленский и др. ), а также подготовке программ музыкального образования, вопросам подготовки молодых специалистов. фундаментальный акцент был сделан на грамотной постановке музыкального образования в сельской школе; она называлась “Основы общего образования в аграрной России.
Россия сыграла первопроходческую роль, проявив большой интерес к области эстетического и музыкального воспитания и образования в начале 20-го века. В то время была создана специальная комиссия по реформе школы во главе с С. Цибульским, она обратила внимание правительства на проблему недостаточного изучения предметов эстетического цикла, а также неразвитости эстетического и музыкального воспитания и образования в школе. Не было конкретно указано, какие предметы и их объем следует преподавать студентам, но было отмечено, что молодое поколение россиян должно воспитываться в любви к красоте. Необходимо создать систему воспитания, которая была бы направлена на формирование художественно-эстетического (музыкального и др. ) сознания общества, а также на развитие художественно-творческих способностей детей и молодежи, на стимулирование в процессе обучения и воспитания таких психических качеств, как воображение, восприятие и креативность мышления. Однако правительство Николая II не смогло провести масштабную работу по реформированию школы того времени, расширить программу от традиционного, прагматически ориентированного стиля к основному образованию, которое направлено на формирование и развитие духовных, художественных, творческих начал в человеке. Луначарский в первые годы советской власти структурировал новую систему народного образования. Привлек к этой работе авторитетных специалистов в области психологии и педагогики А. Бакушинского, Н. Брюсова, П. Блонского, С. Шацкого, В. Шацкой и др. Луначарский был убежден, что процесс социализации личности, а также формирование ее индивидуальности и пробуждение гражданской активности не могут осуществляться без полноценного эстетического воспитания и образования. В октябре 1918 года при активном содействии Луначарского в качестве основного документа начального этапа создания советской общеобразовательной школы были приняты "Основные положения о единой трудовой школе". В правилах указывалось, что трудовая школа не может ограничивать свою деятельность одним изучением искусства, а также что ей необходим доступ к более широким эстетическим пространствам. В "Основах" подчеркивалось, что жизнь ребенка и подростка, лишенная художественно-эстетического начала, практически бескровна, поскольку именно “эстетическое воспитание создает условия, необходимые для формирования нравственности и этики в людях, инициирует духовные начала в личности, способствует тому, что человек, по словам Гегеля, "удваивает себя", очеловечивает природу, воплощает свою родовую сущность в предметах и явлениях окружающего мира ”
Для реализации "Основных положений" в Советской России в 1920-е годы была начата серьезная работа: был создан Государственный ученый совет (ГУС) по эстетическому воспитанию, начали работать лаборатории музыкального образования и воспитания, совершенно новые художественные и образовательные программы.
Пленум Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов 1928 года приостановил всю работу в этом направлении, А. В. Луначарский был вынужден уйти в отставку, и де-факто был наложен запрет на все теоретические концепции и практическую деятельность ведущих российских специалистов в области эстетического воспитания и образования. С этого периода основное место в системе образования стали занимать жесткие, бескомпромиссные требования классовой идеологии; понятие "эстетика" было исключено из школьных программ и лексикона учителей.
Только через 3 десятилетия после 1956 года в СССР вновь появились статьи, книги и программы по эстетике, учителя и специалисты стали все настойчивее и последовательнее поднимать и теоретически обосновывать вопрос о важности разграничения художественного и эстетического воспитания.
В середине 70-х. широкое распространение получила система музыкального образования, разработанная Д. Б. Кабалевским. Рассматривая музыку как часть самой жизни, Кабалевский опирался на наиболее распространенные и массовые музыкальные жанры - песню, марш, танец, которые обеспечивали связь между уроками музыки и жизнью. Опора на "трех китов" (песню, марш, танец), по мнению Кабалевского, не только развивает музыкальное образование, но и способствует формированию музыкального мышления. В то же время исчезают границы между разделами, составляющими урок: прослушивание музыки, пение и грамотность. Урок становится целостным и объединяет различные элементы программы.
Среди известных деятелей в области советского музыкального воспитания - Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина (дошкольное), В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Н.Л. Гродзенская, О.А. Апраксина, М.А. Румер, Е.Я. Гембицкая, Н.М. Шереметьева, Д.Л. Локшин, В.К. Белобородова, А.В. Бандина (школьное). Вопросами музыкального воспитания в СССР занимаются лаборатория музыки и танца Народного института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, секторы народных институтов педагогики в союзных республиках, лаборатория эстетического воспитания Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества CK СССР и союзных республик.
Проблемы музыкального воспитания рассматриваются Международным обществом по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). 9-я конференция этого общества, проведённая в Москве (представитель советской секции Д.Б. Кабалевский), явилась важной ступенью в деле развития идей о роли музыки в жизни молодёжи.
-
Вопросы музыкального воспитания в Древней Руси
Традиции музыкального образования в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племен. Мировоззрение выражалось в определенных образах и анимации всего окружающего. Особое значение имели ритуалы, их обязательной частью была музыка: заклинания, пение, театральные представления. Педагогическая мысль в Древней Руси дошла до наших дней в работах, не носивших особого педагогического характера. Эта область народного устного творчества является одним из средств народной педагогики. Музыкальное образование в Древней Руси осуществлялось как процесс постепенного накопления знаний, так и на инстинктивном уровне, продиктованном требованиями выживания и сохранения семьи. Ребенок в России учился в процессе повседневной жизни, он не готовился к жизни, как это стало гораздо позже, а принимал в ней непосредственное участие. В воспитании человека в древней Руси уже содержались бытовые знания. Ее важнейшие плоды были зафиксированы в пословицах и поговорках, былинах и легендах, народных и колыбельных песнях - то есть в системе народного творчества.
Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, русские народные песни, предания в течении многих веков являлись главными средствами воспитания. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств. Познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. В народном песнетворчестве существует особый цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т. С первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами - поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, предназначение которых убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки - вызвать у ребенка бодрые и радостные эмоции; потешки - песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки - стихи с занятным содержанием. Колыбельные песни - это осознание матерью потребности постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми ласковыми словами: милый, желанный, пригожий, - употребляла ласкательно-уменьшительные суффиксы от любых слов. В старинных колыбельных песнях часто встречаются добрые языческие существа: Сон, Дрёма, Угомон, Упокой, слывшие носителями сна. Частым персонажем был кот, которого просят принести Дрёму. В колыбельных песнях были и печальные строчки - как будто бы матери желали смерти своим детям. «Баю-баюшки бай, поскорее умирай», «Повезем тебя мы на погост» - это древние представления, корнями уходящие в языческие времена. Так матери хотели отвести от ребенка болезни, ведь если человек мертв, то и болезни оставляют его. Напевая такие колыбельные песни, матери тем самым как бы отгоняли смерть. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребенка пестушками и потешками (от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь). Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.
Детям в первые годы жизни пели прибаутки--маленькие сказочки в стихах, а также прибаутки-перевертыши. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностям. Взрослея, ребенок на улице выучивался закличкам и приговоркам. Закличка--это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка--обращение к животным, передразнивание птиц. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, а каждым отдельно.
Когда ребенок вырос, благодаря музыкальному воспитанию, он усвоил главные нравственные заповеди детства: об уважении к старшим, о доминирующей роли отца, чье послушание было беспрекословным, об уважении к матери, об ответственности за сохранение достоинства, осознавать сыновний долг и быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям было рекомендовано заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, обучать "благочинию", а также ремеслам и рукоделию. Воспитание детей и подростков у древних славян соответствовало их общинно-родовому укладу жизни, особенностям окружающей среды. Это был процесс вовлечения в определенные виды деятельности. Древние ритуалы, особенно посвящение, играли особую роль. Образование было направлено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение образа жизни. Основными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать социально значимые и полезные качества: трудолюбие, честность, трудолюбие. суть и характер русских народных песен были очень разнообразны. Они изображали и человека, и домашних животных, и зверей, и птиц, и насекомых - вся природа была воспета. С педагогической точки зрения русская народная песня передает все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружбу, верность, ревность, мечты о счастье, жажду воли и протест против угнетения.
В глубокой древности на Руси появились обрядовые песни: календарные и семейно-бытовые. В обрядовых песнях выделяется шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величательные, корильные, игровые и лирические песни. Заклинательные песни, будучи приуроченными, к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связанны с празднованием Нового года, другой - со встречей весны, третьей - с обрядами, содействующими созреванию урожая, четвертой - с обрядами, сопровождающими его уборку. В центре внимания лирических песен - мир человеческих взаимоотношений. Что касается педагогики, то данные песни развивали в человеке выражение эмоциональной оценки изображаемых явлений, а также отношение к ним. особенную роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. значительной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. большее влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия. До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод "А мы просо сеяли", где, по сути, кратко обрисована известная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика древней Руси вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен - к дождю"; "Во время дождя - подальше от дуба"; "Кукушка закуковала - пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается". Вера в могущество природы и одухотворение мира отображались и на музыкальном творчестве. Это выражалось в поклонении природе - лесам, полям, рекам, камням и было связано с глубоким осознанием того, что человек является частью природы и должен повиноваться ее законам. особенное значение приобретали обряды как жизненное, глубокое понимание мира и себя в мире. Например, дерево одухотворяло девушку: гибкий ствол - стан, ветви - руки. Венки, украшавшие девушку,
символизировали лучи солнца, солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали вокруг нее. Практически все обряды отображали образы, символы поклонения природе и сопровождались музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые включали заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, театральные действия.
Во взрослой жизни человека сопровождали календарные песни-- их пели в определенные дни года, по праздникам. Это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
Во время святок пели величальные песни--колядки. На масленицу, самый веселый праздник, песни поясняли праздничные обряды--как масленицу встречали, как её провожали.
С наступление марта закликали Весну особыми песенными закличками--веснянками. В Егорьев день выгоняли коров в поле и пели песенное заклинание--оберег. В майские дни чествовали деревья и цветы. Когда наступала жатва, не было времени праздновать и петь, но с окончанием ее звучали особые песни--о работе жней.
С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые и плясовые песни.
Одна из богатейших областей музыкального фольклора--свадебные песни. Они исполнялись по ходу действия «свадебной игры». Исполнялось большое количество песен : лирических, величальных, шуточных, причитания-плачи
Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной.
Наряду с колыбельными песнями, русскими народными песнями и потешками исполнялись былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона. Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным, потому что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества
Музыка и пение изначально передавались только по памяти, но для осуществления воспитательной функции педагогики в Древней Руси необходимо было позаботиться о передаче музыкального народного творчества следующим поколениям. Так, одним из способов передачи музыкальных знаний и умений служило пиктографическое (узелковое) письмо, посредством которого жрецы сохраняли и передавали музыкальные стороны языческих обрядов.