Файл: Отчет о прохождении производственной практики практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в администрации ленинского муниципального района.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативное регулирование в органах государственного муниципального управления


Нормативное и правовое регулирование является важной составляющей в деятельности любой организации. Но в первую очередь это является основой в организации и осуществлении деятельности в гос. учреждениях.

Следует отметить, что в Российской Федерации нет нормативного правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. В систему российского законодательства о государственной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, образующие единую иерархическую систему, в основу построения которой положена юридическая силы юридических источников [6, с.45-46].

Администрация Ленинского муниципального района города Нижнего Новгорода следует следующим нормативно-правовым актам и законам:

  1. Администрация района города Нижнего Новгорода является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района [2];

  2. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 25.08.2022 года №592-р о структуре и структурных подразделениях администрации Ленинского района;

  3. Администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7];

  4. Постановление Городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2013 № 66 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода» [2];

  5. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации [7];

  6. Закон Нижегородской области от 03.08.2007 №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области». Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, определением правового положения (статуса) муниципальных служащих в Нижегородской области, а также утверждает Реестр должностей муниципальной службы в Нижегородской области [8].


В заключение хочется отметить, что все нормативно-правовые акты Администрации Ленинского муниципального района входят в Устав города Нижнего Новгорода, постановления городской думы и Правительства РФ, федеральные законы и Конституция.

    1. Методы организации деятельности исполнителей в органах государственного муниципального управления


В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления [7].

Из этой сноски можно сформировать понятие муниципального управления.

Муниципальное управление – это управление хозяйственной деятельностью, реализующиеся в государственных муниципальных учреждениях и основывающиеся на гражданском праве и других законах.

Как и любая организация, муниципальное учреждение имеет свои методы управления для организации деятельности исполнителей внутри организационной структуры.

Методы государственного управления используются от имени государства, поэтому применяются исключительно органами государственного управления и их официальными и специально уполномоченными представителями. Они обладают особым государственным характером воздействия на управляемые объекты, что позволяет использовать в качестве средств воздействия меры государственного принуждения [9, c. 206].

Основными методами государственного управления являются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические. У каждого из этих методов есть своя основа и форма реализации.

  • Административно- распорядительный метод.

Основой данного метода является сила власти, то есть это ее проявления (запрещения, предупреждения, разрешение). Способы реализации выступают законодательные и нормативные правовые акты, квоты, лицензии, стандартизация и другие. По характеру воздействия на управляемую систему методы государственного управления подразделяются на прямые и косвенные.

Методам прямого воздействия (их также принято именовать административными методами управления) свойственны директивность и приказной характер воздействия. Данная группа методов оказывает непосредственное воздействие на волю управляемого объекта. Однозначность команд методов прямого воздействия, как правило, не оставляет их исполнителям возможности выбора варианта поведения и обязывает их поступать так, как предписано. Невыполнение предписанного порядка объектом управления влечет для него отрицательные последствия (ответственность). Административные методы имеют большое значение для системы государственного управления. Они характеризуются «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности [9, c. 206-207].



Методы косвенного воздействия оказывают управляющее воздействие на объект управления опосредованно, путем создания ситуации, располагающей к нужному поведению. Для управляемой стороны предоставляется возможность выбора одного или нескольких вариантов поведения из заранее предложенных. Для управляемого создаются такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами и выгодно самому объекту управления [9, c. 207].

  • Экономический метод.

В основе экономического метода заложены экономические интересы (поощрение и экономическая ответственность). А реализация данного методы проходит через финансово-кредитную систему, нормы и нормативы, лимиты и другие виды.

Так как стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, они именуются экономическими методами управления. Оперируя такими экономическими институтами, как собственность и предпринимательство, органы государственной власти могут многого добиться в реализации целей и функций государственного управления.

Непосредственными средствами выражения экономических методов управления выступают: распределение прибыли, имущественные льготы, материальное поощрение, кредит, лицензия, система налогообложения, материальные санкции, квоты и так далее [9, с. 207].

  • Социально-психологический метод.

Социально-психологический метод основан на воздействии на коллективы и людей через их социальные интересы, с помощью психологического воздействия. Реализация метода проходит через формальное и неформальное общение, СМИ, агитацию и подобные способы воздействия на массы.

Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального и психологического воздействия на человека. В связи с этим в качестве самостоятельной группы выделяются социально-психологические методы государственного управления [9, с. 208].

Социально-психологические методы — это методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе. Социально-психологические методы подразделяются на социологические и психологические [9, с. 208].

К социологическим методам относят методы управления социально-массовыми процессами (например, формирование кадров органа исполнительной власти), методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания) и методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).


Психологические методы включают в себя методы психологического отбора работников при приеме на службу, гуманизацию труда, комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников и ряд других [9, с. 208].

Все вышеназванные: административные, экономические и социально-психологические — методы управления характеризуются различными способами воздействия субъекта управления на объект управления, однако они взаимосвязаны и взаимозависимы [9, с. 208].

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ




    1. Документирование управленческой деятельности


В любой организации необходимо работать с большим объемом информации, ее движением и обработкой. Документирование хозяйственной деятельности является важнейшим фактором при функционировании предприятия.

Администрация Ленинского муниципального района города Нижнего Новгорода использует в своей документационной деятельности специализированные сервисы, которые автоматизируют процесс работы с документами.

Документационный сервис — это, образно выражаясь, два в одном. И информация, и коммуникация, поскольку предназначение документа — обеспечивать потребности общества в информации и особых, документных коммуникациях [10, c.13].

Бухгалтерский учет в администрации Ленинского муниципального района ведется в электронном виде с применением программных продуктов «Бухгалтерия 1С» и «Зарплата и кадры» [11].

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи отдел бухгалтерского учета осуществляет электронный
документооборот по следующим направлениям:

  • система электронного документооборота с департаментом финансов администрации города Нижнего Новгорода в программном комплексе
    «ТРИУМФ» - Аппаратно-программный комплекс по автоматизации бюджетного процесса в городе Нижнем Новгороде. Данная программа реализует весь цикл управленческих операций, например, такие как планирование, контроль за выполнением, анализ выполняемости работ, а также коррекция;

  • система электронного документооборота с Управлением Федерального казначейства Нижегородской области (СУФД) - СУФД-онлайн представляет собой WEB-приложение, доступное через Интернет, которое позволяет клиентам Федерального казначейства управлять своими платежами, финансовыми документами и иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства (АСФК) [12];

  • формирование бухгалтерской отчетности Главным распорядителям бюджетных средств в программном комплексе «СКИФ»;

  • передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы; Росстат - Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации по контролю в сфере официального статистического учета [13];

  • передача отчетности в отделение Пенсионного фонда России;

  • передача отчетности и реестров на выплату пособий за счет фонда социального страхования в территориальное отделение фонда
    социального страхования [11].


Анализируя все вышесказанное, можно сказать, что внедрение документационных систем активно используется в администрации Ленинского муниципального района города Нижнего Новгорода. С помощью этих систем упрощается процесс передачи документов из одного государственного органа в другой, формируя единую систему отчетности и базу данных по всего городу и его округу.



    1. Управление рисками муниципальных образований


Риск – это вероятное событие, несущее нежелательный (неблагоприятный) результат в будущей перспективе или в настоящее время. Основной характеристикой рисков является независимость от выбора того или иного решения конкретной ситуации, приводящее к убыткам и потерям в рамках организации.

Риски могут быть не только на предприятиях, но и в государственных муниципальных учреждениях. Эти риски классифицируются на:

  1. Финансово-бюджетные риски. Финансово-бюджетная безопасность региона (муниципального образования) находится в тесной взаимосвязи с реализуемой бюджетной стратегией и бюджетной политикой в целом. Именно поэтому управление рисками финансово-бюджетного развития становится важнейшим фактором обеспечения финансово-бюджетной безопасности. По содержанию риски финансово-бюджетного развития можно классифицировать на финансовые и бюджетные. При этом финансовая и бюджетная составляющие различны с позиций их масштабности: финансовая характеризует весь комплекс отношений по трансформации совокупных денежных ресурсов на территории региона (муниципального образования), бюджетная составляющая охватывает только ту часть финансовой системы, которая предназначена для формирования и использования государственных (муниципальных) денежных фондов [14].

  2. Трудовой риск. Трудовой риск характеризуется возникновением ситуаций неопределенности у отдельных работников или коллектива в целом в получении желаемого результата с положительной, нулевой и отрицательной вероятностью. Трудовой риск можно может возникнуть в результате различных изменений: во внешней среде и внутренней среде, отношений между муниципальными образованиями и его партнерами, научно-технического прогресса, личных отношений между руководителями, форс-мажорных обстоятельств [15].

  3. Инвестиционный риск. Под инвестиционным риском наиболее часто понимается вероятностная неопределенность, возникающая в связи с возможностью появления при реализации инвестиционного проекта неблагоприятных ситуаций и их последствий. Неопределенность инвестиционного проекта заложена в неточности, отсутствии или неполноте информации по нему, возможных изменениях, как во внешней среде, так и на самом предприятии. Важной составляющей в снижении инвестиционных рисков является оказание органами местного самоуправления информационно-консультационной помощи инвесторам [16].

  4. Риск социальных проектов. Риск социального проекта – это условия или события, которые оказывают влияние на результат социального проекта. Такие влияния могут сопровождаться положительным эффектом, «нулевым» или отрицательным. Успешная реализация социального проекта в муниципальном образовании зависит непосредственно от правильного управления возможными рисками проекта. Если они заблаговременно не проработаны, то в случае их наступления есть вероятность переноса сроков проекта или же его закрытие [17] и др.