Файл: Вопросы к экзамену для зотделения по курсу Современные проблем ы науки и образования в 20222023 учебном году.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОСЫ
к экзамену для з\отделения по курсу
«Современные проблем ы науки и образования»
в 2022-2023 учебном году
1.Структура и сущность понятий «наука» и «образования».
2.История развития науки.
3.История развития образования в России.
4.Реализация научных и образовательных основ обучающей функции (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
5.Реализация научных и образовательных основ обучающей функции (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
6.Реализация научных и образовательных основ воспитательной функции (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
7.Реализация научных и образовательных основ развивающей функции (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
8.Реализация научных и образовательных основ идеологической функции (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
9.Реализация научных и образовательных основ функции самоорганизации (на примере деятельности конкретной образовательной организации).
10.Система образования. Образовательные ступени.
11.Современные проблемы образования.
12.Основные направления реформирования современного российского образования.
13.Требования к личности будущего специалиста в постиндустриальном обществе.
14.Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании.
15.Гуманистическая педагогика как парадигма современного образования.
16.Современная наука. Основные концепции.
17.Современные образовательные парадигмы.
18.Идея гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
19.Тенденции развития современного российского образования.
20.Инновации в образовании.
-
Структура и сущность понятий «наука» и «образования».
Основной формой человеческого познания является наука. нет однозначного определения науки. Наука– это особая форма познавательной деятельности, направленная на выработку новых, системно организованных и объективных знаний о мире. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Наука может рассматриваться как специфическая деятельность; система знаний; социальный институт; как производительная сила; как форма общественного сознания.
Наука отличается от познания тем, что познание дает человеку поверхностное знание о мире, то наука это попытка рационального постижения предметов и явлений. Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины. Характерная черта = объективность, то есть отображение явлений вне зависимо от воли, мнений, желаний. Для научной деятельности характерно использование оборудования, специфический язык, терминология.
Образование- Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства с достижением образовательных уровней. Цель образования различается от культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды. Компоненты содержания образования. 1. научно обоснованная система знаний, 2. умений и навыков, 3. эмоционально ценностные отношения к миру, 4. опыт творческой деятельности. функции образования как общечеловеческой ценности: развитие духовных сил, способностей и умений, формирование характера и моральной ответственности, обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста, овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы;
-
История развития науки.
Наука характеризуется взаимосвязью (понятий, гипотез, законов, теорий и т. д.), строгой доказательностью, воспроизводимостью, обоснованностью выводов. Как социальный институт наука появилась в 17 веке в эпоху Нового времени из-за секуляризации (отхода науки от власти церкви). Бурное развитие науки было связано с необходимостью развития производства. Развитие Возникновение связано с появлением учреждений, научных сообществ. Здесь наука прошла несколько этапов. В 17 веке появляются научные общества, научные цели и требования. Наука становится самостоятельной. В 18-20 веках общество понимает экономическую эффективность научного знания. Наука становится производительной силой, внедрение науки становится критерием прогресса. Появляется профессия научного работника. Усложнение науки требуют специальной подготовки. С середины XX века появляются научно- производственные комплексы, идет государственное финансирование. Научная деятельность становится социальной ценностью.
признаки науки:
- общая и общественная значимость научного знания; предвидение, прогнозирование изменения объекта; строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов; непрерывное самообновление;
функции науки:
- мировоззренческая: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека; - интегративная функция заключается в объединении от- дельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему; методологическая функция: наука создает и проверяет различные методы и способы исследовательской деятельно-
-
История развития образования в России.
Начальный этап развития образования был в Киевской Руси, деятельность Кирилла и Мефодия по инициативе князя Владимира распространялась грамотность. Центрами знаний стали церкви. После объединения русских земель вокруг Москвы грамотность стала гос задачей. Школ было мало, учили по священным книгам. Развитие образования произошло благодаря книгопечатанью. После реформаторской деятельности Петра Великого появились специализированные школы. Первым учебным заведением стало Славяно-Греко-Латинская Академия. ученый Г. Лейбниц был принят в советники Пентра 1 и составил план для создания в России Академии наук. активно открывались инженерные, математические школы. Основным учебником служила «Арифметика». Были цифирные школы и духовные школы(языки/риторика). Брак разрешался только тем кто был грамотный. Первая академия делилась на (математику, астрономию, географию) и (физика, анатомия, химия) и (история, право, красноречие). при императрице Анне Иоанновне появились гарнизонные школы. Высшее заведение мос уник при Елизавете Петровне три факультета: философский, юридический и медицинский. В 1786 появились четырехклассные училища. Колво школ возрасло. В 19 веке появились женские гимназии и воскресные школы. Земская реформа = Зародилась система педагогического образования. После революци 1917 г. школа была отделена от церкви. Изменилась школьная программа. Появились заочное и вечернее обучение. Переход на 7 летнее школьное образование. Появлись техникумы, школ с производственным обучением. В высшие заведения принимали на основе характеристик общественных организаций. Затем принимали на конкурсной основе.
-
Реализация научных и образовательных основ обучающей функции -
Реализация научных и образовательных основ обучающей функции
Обучающая функция заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями навыками и умениями. Реализация функции
достигается при соблюдении комплекса требований. К образовательным требованиям относятся:- определение задач; - отбор информации;- сочетание форм и методов обучения; - творческий подход к планированию структуры урока;- сочетание индивидуальных групповых форм обучения;- обеспечение контроля усвоения учебного материала. Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства. Рассказ, изложение материала, беседа – для вспоминания знаний, ознакомления, контроля. Практичесткие методы показ – инструктаж, дискуссия. Видео методы – повышает наглядность. Работа с книгой – её струтктурой, чтение, поиск, заучивание. Программное обучение. Иллюстрации – карты, схемы. Упражнения - планомерное организованное повторное выполнение действий.
-
Реализация научных и образовательных основ воспитательной функции
Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения. Тольяти Кадетская школа. цели воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться с окружающими людьми, чувство ответственности. Мероприятиям классные часы на темы: «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина – Тольятти», «Кто такой настоящий гражданин. Знакомят с символами России их функциями, историей становления государства, историей родного края, выдающимися деятелями. Посещение музея воинской славы(биографии, вооружение), школьный музей казачества. Распределение ответственных поручений школьникам, классное дежурство, шефство над слабоуспевающими ученика- ми, организацию досуговой деятельности. В тире осваивают навыки стрельбы из различных видов оружия, разборки и сборки автоматов. соревнования в учебных стрельбах. занятия по строевой подготовке. Краеведческая деятельность. помощи ветеранам.
-
Реализация научных и образовательных основ развивающей функции
Средняя образовательная школа в Балашихе. Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.
Для реализации развивающей функции нужны такие виды работ:
1. Групповая работа. Класс делится на группы; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Однородная работа- одинаковые задания. Дифференцированная. Пример: (повествование, описание, рассуждение о тексте). Рисование обложки книги, подбор пословиц, кроссворды, рассказ о картине, объяснить название. Поощряется совместное обсуждение. Игровой и творческий характер обучения (викторины, экскурсии, практические работы, загадки); Интерактивность учебного процесса(мах 15 мин). Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога (работа в парах, группах; коллективное решение проблемы); Задействование в процессе обучения всех органов чувств (что вы почувствовали, услышали). Рефлексия процесса обучения его участниками.- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы её? Почему?
-
Реализация научных и образовательных основ идеологической функции
Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Исходными являются положения, что общество есть содружество людей, построенное на утверждении: - личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации; - общества как организованного объединения людей, - взаимоотношений личности и общества на согласовании интересов. - государства как суверенной организации нации. Цель в том, чтобы сформировать реальную, социально устойчивую личность. Ориентация личности на гуманистические установки, определение своего места и целей, формирование национального самосознания, патриотизма. приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали. Пример: акция Милосердие – помощь гражданам, пенсионерам, уголок гос-символики, дискусии, конференции, выставки важный событий и памятных дат. Экскурсии, тур походы, встречи с людьми из прокуратуры, молодежных организаций.
-
Реализация научных и образовательных основ функции самоорганизации