Файл: Вопросы к экзамену для зотделения по курсу Современные проблем ы науки и образования в 20222023 учебном году.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Младшие классы. Самоорганизация – это деятельность, позволяющая связать все умения и знания для целостного проявления целеустремленности и активности. Задача развитие самомтоятельности, умеение самостоятельно применять знания. Пример: игра. Команды задают друг другу задания, соперники выполняют. Если соперник не справился, то задающая вопрос команда выполняет его сама. Применяются при закреплении, повторении, обобщении материала. 2 игра Командные соревновательные игры. Предполагают наличие экспертов – судей, четкую оценку деятельности игроков. 1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками– дети познают форму, цвет, объем. 2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. 3 группа – строительные, трудовые, технические, конструкторские. 5 группа – интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги(игра про сьедобные грибы), сранение результатов деятельности с образцом, составление памяток.

  1. Система образования. Образовательные ступени.

Общее. ступени: дошкольное образование(дет сад/дом ребенка); начальное общее образование(до 4 класса с 6,5 до 8 лет); основное общее образование(9 класс гиа); среднее общее образование(10-11 егэ/возможна пересдача). Профессиональное - подготовку специалистов и служащих среднего звена.( колледжи, техникумы, лицеи, училища) необходим док об окончании 9 или 11 класса. Если после 9 класса то в образовательную программу включены стандарты 10-11. Поступление на основе среднего балла аттестата. Оконачание подтверждается дипломом и можно идти бакалавриата и специалитета. Высшее: бакалавриата 4 года; специалитета 5 лет или магистратуры 2 года; подготовки кадров высшей квалификации аспирантура защита дисера. Подготовка кадров высшей квалификации аспирантуры, интернатуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Аспирантура ученых и педагогов. защищают диссертацию. вручается диплом о квалификации "Исследователь" или "Преподаватель-исследователь". степень кандидата наук. Интернатура для медицинский вуз. один год, представляет практику под руководством старших сотрудников. получают право на профессиональную деятельность. Ординатура - подробное изучение выбранного направления, практику в медучреждениях, сдается трехступенчатый экзамен.


  1. Современные проблемы образования.

В условиях обновления общества актуальны проблемы педагогической науки:

• сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса; предмет педагогики в условиях непрерывного образования • диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночных отношений; • становления личности обучаемого и воспитываемого как субъекта и объекта воспитания; • социально-педагогические противоречия как источник развития обучающегося и педагогического процесса; социальные, философские и психолого-педагогические основы определения содержания образования; • диалектика социального и биологического в развитии личности;

 Низкая связь между этапами образования (ЕГЭ). Проблема соответствия номенклатуры дипломов и требований рынка труда. . Падение престижа ПТУ и техникумов. Проблема социализации – овладение социальными и правовыми знаниями. Проблема трудоустройста. ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

  1. Основные направления реформирования современного российского образования.

Гуманизация образования – основано на взаимоуважени. Ориентация на непрерывность обучения – взаимосвязь всех звеньев образования, стремление к самообразованию; Междисциплинарная интеграция в технологии образо­вания – интеграция разных учебных дисциплин и создании единого образовательного пространства; Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация; Переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением эле­ментов проблемности, научного поиска, широким исполь­зованием резервов самостоятельной работы обучающихся; Перенос акцента с обучающей деятельности препода­вателя на познавательную деятельность ученика; Переход от жестко регламентированных способов организации учебно-познавательного процесса и управления этим процессом к развивающим. Ориентация на развивающие и гражданские функции образования. В проекте развития российской школы под­черкивается, что отдельный и особо важный вопрос  воспитание гражданственности, самостоятельности, лич­ной ответственности, понимания ценности служения обще­ству, солидарности при решении проблем построения де­мократического общества.

  1. Требования к личности будущего специалиста в постиндустриальном обществе.


1 группа качеств: личная заинтересованность в разработке определенных научных проблем, высокая мотивация; чувствительность и восприимчивость к новому, способность к генерации идей, критический талант, ясная интеллектуальная позиция; высокие требования к профессиональному мастерству, энтузиазм.

2 группа (характеризует учителя как организатора). Учитель делает учеников участниками своей идеи, что предполагает его стремление к коллективному способу работы, высокую коммуникативность. Но не отрицает того что у учителя должнен быть безоговорочный авторитет.

3 группа: способность ярко и доступно излагать свои мысли и убеждать; способность заряжать энтузиазмом; умение найти для учеников занятие в соответствии с их запросами, способностями и требованиями науки; терпимость к критике, доброжелательность к ученикам и т.д. Например Курчатов мог поручить студенту любую тему, без скидок на его молодость и неопытность и в ответ на доверие руководителя студент выкладывался сполна.

  1. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подходпредполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Смысл подхода это создание людей способных самостоятельно решать проблемы на основе соц опыта. Образование это адаптированный социальный опыт решения проблем. Результат это формирование компетенций выпускников. способность на практике проявлять компетентность, обеспечивает конкурентно-способность. Подход противоречит сложившимся в системе образования стереотипам, существующим критериям оценки учителей и учеников. Проблемы. Успешная реализация зависит от квалификации преподавателей. преподы без переподготовки не готовы применять этот подход. широком спектре мнений относительно трактовки понятий «компетенция». Неприятию компетентностного подхода способствует и распространенное мнение о том, подход отрицает роль знаний в успешной реализации личности. Еще одна причина связана с их привычкой соизмерять результаты обучения только с ЗУНами, не обращая внимания на личностные качества учеников.

  1. Гуманистическая педагогика как парадигма современного образования.

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в рочи активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Отличительные признаки: смещение приоритетов развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений навыков; сосредоточение усилий на формировании свобод- ной личности, самостоятельно думающей действующей; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует приспособления учебного заведения к учащимся, а не наоборот, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».


  1. Современная наука. Основные концепции.

Начала современной науки было в Европе 15-17вв. Современная наука это единство 3х концепций. Деятельность – ее основа; знание – системообразующий фактор, а социальный институт – способ объединения ученых и организации.

Наука как знаниесистему знаний. Так понимали науку Аристотель и Кант. Концепция не раскрывает полное определение современной науки. Недочеты: ускользает ее социальная природа, творцы, материальнотехническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

Наука как деятельность, - сегодня такая концепция очевидна, если учитывать масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты её появляются во всех отраслях жизни.

Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством организации конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель– производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Проблемы возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования.

Появляется ещё одна концепция социальной силы. проявляется, когда данные науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития, когда необходимы носителей специальных знаний.

  1. Современные образовательные парадигмы.

1. Когнитивно-информационная. - о необходимости передачи максимального количества знаний. Учителя ориентируются на предметные программы, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор детей с их последующим углубленным обучением. Желания не учитываются.

2.Личностная парадигма. - эмоциональное и социальное развитие ребенка. обсуждается личностный рост человека, внимания интересам. Преподаватели выбирают методы и целей, индивидуально к каждому ребенку. Производится анализ успехов ученика в свете его предыдущих достижений. Ученик это личность, границы предметов размываются, нет жестких требований.


3.Культурологическая парадигма– формирует личность ребенка, воспитывает. Свобода и принуждение взаимодополняющие факторы. Отрицание принуждений – это отрицание культуры. Задача в передачи ценностей культуры. Оценка результатов – это качество обучения.

4.Компетентностная парадигма. Похожа на когнитивно-информационную, но понимает бессмысленность бесконечного расширения передаваемой информации. Цель это не умения и навыки, а компеценции интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Направлена на практическую ориентацию.

  1. Идея гуманизации и гуманитаризации высшего образования.

Наблюдаются кризис «функциональной неграмотности». Для преодоления придумали новую парадигму образования. Гуманитаризация должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главная цель – в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. Восприятие образования как личностно-значимой ценности. В момент обучения происходит развитие личности обучающегося. Подходы к его осуществлению. 1) обучение строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся 2) во-вторых, создание условий для индивидуального образовательного процесса. активизация творческой самостоятельности, восприятие социокультурной среды с этической и эстетической точки зрения. взаимодействие с другими людьми с целью взаимообогащение и развития.

Гуманизация образования – это интерес к личности человека, его внутреннему миру, интересам, устремлениям, самореализации. Первоначально «гуманитарный» обозначал человека сформированого по образу высшего идеала. Итак, термин «гуманитарный» употребляется в отношении определенных профессиональных занятий, целью которых является понимание поведения человека, его внутреннего мира. Гуманитарные науки служат гуманистическим идеалам. Развилось это образование в период противостояния (гуманитарной и естественнонаучной) культуры. Гуманизация образования -это образовательная системы отвечающая гуманистическим. Гуманитаризация же образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием.

  1. Тенденции развития современного российского образования.

Тенденция –– направление развития, склонности, стремления. Системы образования динамичны. В XX в. российская система образования несколько раз реформировалась. В настоящее время идет новый длительный этап ее реформирования.