Файл: Вопросы к экзамену для зотделения по курсу Современные проблем ы науки и образования в 20222023 учебном году.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Три ведущих тенденции:

Смена образовательной парадигмы. Образование в системном кризисе. Кризис в духовной культуре человечества. Цель это духовное возрождение современного общества, востановление утраченной связи поколений. На первом план человек как ценный ресурс, Культурной парадигмой – это переход от социоцентризма к антропоцентризму. идея самоценности личности, развиваемая в рамках гуманитарной парадигмы образования. Современное образование должно поставить в центр внимания проблемы личности и общества, сделать установку на знание как средство сохранения, воспроизводства и развития культуры.

интеграция образования в мировую культуру. Проблемой образования является формирование локальных общностей и глобализация. Образованию нужно будет стать не только национальной но и глобальной системой. Тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, проявляется в возрастающей роли международного сотрудничества. Идет универсализация содержания образования.

Трансформация систем образования. Ключевым направлением в развитии образования является доступность, открытость, многоступенчатость, мобильность и адаптивность. Новые подходы базируются: демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования, смена авторитарной системы отношений отношениями сотрудничества; непрерывность, вариативность, дифференциация. Тенденцией является рост масштабов образования. Образование, в том числе высшее, все более становится массовым. весь образовательный процесс в целом ориентирован на унификацию. Бюрократический централизм в образовании неизбежно приводит к тому, что итоговым продуктом обучения считается подготовка рабочей силы.

Образование как средство преодоления барьеров.– социальный лифт, воспитание толерантности, формирование культуры диалога людей с разными традициям.

Технологические тренды в образовании1: 1. Персонализация. Технология поддержки индивидуальных траекторий обучения. 2. Геймификация. Повышение мотивации учащихся посредством игровых элементов.Примеры:Codeacademy– популярные интерактивные курсы по изучению основ программирования. Интерактивные учебники. Мультимедийные учебные пособия с элементами развлечений. 5. Дистанционное обучение. Переход к новому качеству за счет расширения масштаба.


Реформа предполагает: устранить перегруженности учебных планов не фундаментальными предметами. изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка

  1. Инновации в образовании.


инноватика – раздел педагогики, изучающий возникновения и развития педагогических инноваций. Инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом. Ученых считают, что инноваций связаны с историческим опытом и имеет аналоги в прошлом. Инновационный процесс – это процесс по созданию и использованию современных идей адаптированных для данных условий и критериев. Проблемы инновационных образовательных процессов: проблему изучения педагогического опыта; проблему доведения до практики достижений психолого-педагогической науки. Так возникли предпосылки для педагогической иноватики. Иноватика появилась в экономике для отслеживания эффективности изменений. Педагогическая инноватика возникла в 1950.

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения новых или замены существующих компонентов(учебный план, учебник).Новшество – это средство способное улучшить результаты работы. Педагогическое новшество – это изменения ведущие к освоению новшеств и новому результату. Инновация и нововведение – это тождественные понятия. Инновации в образовании считаются новшествами. Объект педагогической инноватики – это процесс возникновения и развития инноваций. Предмет – это отношения в образовательной деятельности направленные на становление личности субьектов образования. Задача – это изучение процессов создания новшеств и средств повяшающих эффективность деятельности.

Задачи инноватики 1) описательно-объяснительные – изучают влияние факторов на скорость распространения новшеств. 2) разработка моделей инновационной деятельности и технологий. 3)разработка систем инновационной деятельности и их анализ.

Типология педагогических нововведений: технологические, методические, экономические, юридические инновации, организационные, управленческие, социальные нововведения.

Типы и подтипы нововведений1:

  • по отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в задачах, содержании образования и воспитания; в формах, методах, приёмах в средствах обучения.

  • по отношению к личностному становлению: в области развития способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений.

  • по области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области.

  • по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве и семейном обучении и т.д.;

  • по функциональным возможностям: нововведенияусловия (обеспечивают обновление образовательной среды,

  • по объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные


Сущность инновационного процесса - смена педагогических парадигм. инновационный процесс – это создания, восприятия, оценки новшеств. Примеры инновационных процессов:авторские концепции, переход массовой школы на вариативные программы, региональные программы образования, создание психологической, социологической службы в образовательном учереждении. Инновационный цикл – определение потребности – изменения – поиск новшеств – внедрение.

Законы инновационного процесса: 1) дестабилизации педагогической инновационной среды 2) Закон финальной реализации 3) Закон стереотипизации(рутинизация) 4) Закон циклической повторяемости

Жизненный цикл новшеств. Этап открытия, Разработка, Реализация нововведения, Распространение, Эффективная альтернатива, или его замена,

Этапы восприятия новшества Ознакомление:. Появление интереса: Оценка: Апробация: порционное применение в практике, Окончательное восприятие:

Источники инноваций

Внутренние источники: неожиданное событие: неожиданная неудача/успех; профессиональный опыт, озарения;

Внешние источники: Изменения в структуре отрасли; демографические изменения; изменение в восприятии. Новое научное знание.

Факторы, препятствующие внедрению инноваций: отсутствие должного финансирования; недостаточная компетентность, педагогический консерватизм.