Файл: Соединенные Штаты Америки в 19451990 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соединенные Штаты Америки в 1945–1990 гг.

После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и людские потери. За годы войны США стали ведущей военной державой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США располагали мощным военным и торговым флотом, имели первоклассную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капиталистическом мире – Германия и Япония – были побеждены, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынками. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше увеличили научно-технический потенциал. Они стали политическим, экономическим и военным лидером западного мира. 
Экономическое развитие. Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко использоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и судостроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государства придали экономическому развитию стабильность. Изменилась отраслевая структура экономики США, успешнее решались проблемы занятости населения. 
В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США. 
Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развивалась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономическим лидером. Американская модель экономического развития в значительной мере использовалась многими странами свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение экономического роста. Расширилось государственно-монополистическое регулирование экономики. После небольшого спада в 1960–1961г. наступил экономический подъем, продолжавшийся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научнотехнической революции, которая создавала новые возможности для развития производства. Качественно менялась структура хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики, преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Ведущее место в экономике заняли энергетика, электронная и химическая промышленность, производство средств автоматизации, средств связи, приборостроение. Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значительные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокращалась численность занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост числа занятых в непроизводственной сфере. 
К началу 70-х годов появились первые признаки изменения экономической конъюнктуры. Замедлились темпы экономического роста. Застой в промышленном производстве сочетался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и падением реальных доходов основной массы населения. Росло недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971г. оно приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции с долларом. 
Республиканская администрация Р.Никсона приняла решение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получили название «новой экономической политики». Президентским декретом в стране было введено «чрезвычайное положение», компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы, сокращался подоходный налог. Правительство установило государственный контроль над ценами и заработной платой. Вводился дополнительный 10%-ный налог на подавляющую часть импорта. Сокращалась помощь иностранным государствам. Были осуществлены и другие преобразования, направленные на поиск путей выхода из кризиса. Однако в 70-е годы экономика западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973– 1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой форме по сравнению с другими развитыми странами. 
Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил США, как и другие развитые капиталистические страны, начать долговременную структурную перестройку экономики. Стали быстро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие автоматизированные производства. Широко начала использоваться компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедрение новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в производство биотехнологии. Началось использование методов генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка экономики США продолжается уже более 20 лет. 
К началу 80-х годов США подошли с существенно ослабленными внутренними и международными позициями. Хозяйственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначились долговременные негативные тенденции. В 1980 – 1982 г. разразился очередной экономический кризис. В 1982 г. промышленное производство упало по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленности, сельское хозяйство, непроизводственную сферу. 
На президентских выборах в ноябре 1980 г. победу одержал кандидат республиканской партии Р.Рейган. Демократы потеряли большинство в сенате и уступили многие места в палате представителей. Пытаясь найти пути выхода из кризиса, администрация Р.Рейгана ограничила вмешательство государства в экономику, предоставила значительные налоговые льготы для капиталовложений. Снизились подоходный налог и налог на прибыль. Сократились бюджетные ассигнования на социальные цели. Поощрялась частная инициатива. Эти и другие мероприятия получили название «рейганомики». 
В целом «рейганомика» принесла США ощутимые результаты. В 80-е годы ускорился научно-технический прогресс, промышленность стала еще более конкурентоспособной в международном разделении труда. За годы правления администрации Р.Рейгана созданы миллионы новых рабочих мест, преимущественно в непроизводственной сфере. Снизились инфляция и безработица, увеличился потребительский спрос. Значительно усилился приток иностранного капитала. В начале 90-х годов в экономике США наблюдалась непродолжительная рецессия. Замедлились темпы роста во всех отраслях хозяйства. Однако к весне 1992 г. в экономике сложились предпосылки для выхода из спада. Темпы прироста ВВП в постоянных ценах в% к предыдущему году составили: в1992 г. – 2,3%, в1993 г. – 3,2%, в1994 г. – 4,1%. В среднем же за десятилетие (с1985 по 1994 г.) они составили 2,6%. 
Успешными для экономического развития США оказались первые три года пребывания у власти администрации Президента Б.Клинтона. За это время улучшилась экономическая конъюнктура, что привело к снижению безработицы и инфляции. Сократился бюджетный дефицит с 290 млрд. до 220 млрд. долларов в 1994 г. В 1995 г. темп реального увеличения ВВП составил 2,0%, в1996 г. – уже 2,4%. В 1997 г. темп реального роста ВВП может достигнуть 3,5–4% (в первом квартале был рекордный за последние десять лет прирост ВВП, равный 5,9%). Администрация Б.Клинтона надеется, что во время второго срока своего правления у власти дефициты федерального бюджета не превысят 1,0–1,5% ВВП. 
К числу приоритетных направлений экономической политики нынешняя администрация демократов относит реконструкцию национальной транспортной системы, разработку новых технологий, защищающих окружающую среду, чистых и эффективных источников энергии, создание всеобъемлющей информационной системы, проведение эффективной программы конверсии военных производств. В последние годы заметна тенденция выработки приоритетных направлений в развитии американского общества, которые бы позволили США обеспечить устойчивое развитие. В ответ на призыв конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Президентский совет в США в своей программе определил 10 целей, которые позволят государству вступить на путь устойчивого развития: здоровая окружающая среда, экономическое процветание, справедливость, охрана среды, рациональное управление ресурсами, устойчивость территориальных общностей, вовлечение граждан в процессы принятия решений, стабилизация численности населения, международная ответственность, система образования. Особое внимание с начала 90-х годов США уделяют усилению влияния государственной научно-технической политики. Были приняты законы о защите национальных научно-технических интересов США, «превосходстве американской технологии» и стимулировании ее передачи в промышленность. 
Администрация Клинтона продолжила этот стратегический курс. В 1993 – 1996 г. через конгресс был проведен еще один пакет важных государственных актов о научно-технической политике США. Важное значение для обеспечения лидирующего положения страны в мире имеет и другая программа администрации Клинтона: «Критические технологии – основа национальной безопасности США». 
К началу ХХI в. экономика США стала основным источником технического прогресса. На ее долю приходится 35,8% мировых расходов на производство новой технологии. Из 50 макротехнологий, которые обеспечивают ведущие позиции в мировом производстве, на долю США приходится 20 – 22, по которым они держат лидерство или разделяют его. Являясь лидером мирового экономического развития, США успешно отвечают на вызовы времени и вступили в ХХI в. с новой экономикой. 
Таким образом, среди ведущих национальных приоритетов США основную группу составляют программы, связанные с НТР. Они – важнейшая часть экономической, социальной, военно-и внешнеполитической стратегии США. Очевидно, что достижение этих уникальных целей позволит гарантировать каждому жителю США возможность всестороннего благополучия. 
Политическое развитие. США являются стабильным демократическим государством. В основу конституционной системы положены три основных принципа – разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Сформировавшаяся двухпартийная система и четкое разделение властей способствуют укреплению внутриполитической стабильности государства. 
Конец 40-х-начало 50-х годов ознаменовались разгулом политической реакции. Во многом это связано с начавшейся «холодной войной». Правящие круги США организовали активное наступление на прогрессивные организации, преследовали коммунистов, активно велась борьба с инакомыслием. К концу 50-х годов во всех штатах действовали законы против «подрывной деятельности». Антикоммунистические настроения приобрели характер массовой истерии. Имело место постоянное нарушение гражданских прав. 
В эти же годы происходило падение влияния демократической партии. На выборах 1952 г. победу одержал кандидат от республиканской партии Д.Эйзенхауэр. Республиканцы получили большинство в обеих палатах конгресса. В первые годы правления администрации Президента Д.Эйзенхауэра реакция еще более усилилась. В стране расцвел макартизм. Сенатор-республиканец от штата Висконсин Д.Маккарти, возглавлявший одну из комиссий конгресса, был ярым антикоммунистом, проводил расследование в правительственных органах с целью выявления в них шпионов и коммунистов. Деятельность Маккарти поддерживалась многими реакционными организациями. 
Против маккартизма выступила компартия США, прогрессивные, профсоюзные, демократические, умеренно-либеральные организации. Под давлением реакционных сил в августе 1954 г. Президент Эйзенхауэр подписал закон «О контроле над коммунистической деятельностью». Компартия оказалась «вне закона». 
В начале 60-х годов в стране стало развиваться ультраправое движение, ив1964 г. их представитель – сенатор Барри Голдуотер вступил в борьбу за Белый дом. Однако американские избиратели отдали предпочтение кандидату демократической партии Линдону Джонсону. В 60-е годы получило развитие и достигло своего апогея движение за гражданское равноправие. Во многих местах оно проявилось восстаниями в черных гетто. Противники десегрегации из лагеря ультраправых стали совершать политические убийства. В апреле 1968 г. в Мемфисе был убит выдающийся руководитель движения за гражданские права, чернокожий американец, лауреат Нобелевской премии мира, священник Мартин Лютер Кинг. Особенностью движения за гражданские права 60-х годов было то, что оно совпало с началом новых массовых движений социального протеста. Наиболее значимым из них было молодежное. Особенно смело выступили представители этого движения против войны во Вьетнаме. Таким образом, 60-е годы были временем общественно-политического подъема. В 70-е годы массовые движения ослабевают. Причиной упадка явилось то, что, с одной стороны, многие требования массовых движений были удовлетворены, а, с другой, началось кризисное десятилетие, приведшее к изменению приоритетности проблем, стоящих перед населением. 
Возвращение республиканцев к власти не принесло полного успокоения в американское общество. Уотергейтское дело вылилось в политический скандал, приведший к импичменту Президента Р.Никсона. Участились случаи коррупции в высших эшелонах власти. Все это подрывало доверие американцев к исполнительной и законодательной властям. 
Со второй половины 60-х годов происходило падение престижа демократической партии. На шести президентских выборах (1968 – 1988 г.) кандидаты от демократов потерпели пять поражений. 
80-е – начало 90-х годов были периодом торжества идей неоконсерватизма. США в эти годы добились многого как во внутреннем развитии, так и на международной арене. Тем не менее, в 1992 г. республиканец Джордж Буш неожиданно потерпел поражение от молодого демократа Била Клинтона. Однако демократы не смогли закрепить свою победу. На промежуточных выборах 1994 г. демократическая партия потерпела сокрушительное поражение. Большинство в обеих палатах конгресса перешло к республиканцам. Уступили демократы и посты губернаторов во многих штатах. Итоги выборов 1994 г. свидетельствуют об определенном сдвиге американского общества вправо. Возникли благоприятные условия для возрождения влияния республиканской партии. Но успехи демократов во внутренней и внешней политике привели их к победе на президентских выборах 5 ноября 1996 г. Президентом США на новый срок переизбран Б.Клинтон. Однако в палате представителей нового состава по-прежнему большинство у республиканцев, которые имеют 225 мест. В сенате также большинство у республиканцев: 55 сенаторов из 100 являются членами республиканской партии. После драматической избирательной кампании 2002 г. президентом США избран Джордж У.Буш. 
Социальное развитие. На протяжении всего послевоенного периода социально-экономические программы были всегда в центре внутриполитического развития США. Демократы, находясь у власти, стремились продолжать и совершенствовать социальную политику, заложенную еще в середине 30-х годов Ф.Рузвельтом. Республиканцы же стремились пересмотреть социальную политику с консервативных позиций. 
В конце 40-х годов администрация Г.Трумэна провозгласила широкую программу социальных реформ. С ее помощью правящие круги надеялись найти выход из экономического кризиса. Часть предложений Президента Г.Трумэна нашла поддержку в конгрессе. В результате был повышен минимум почасовой оплаты труда. Значительные средства выделялись на строительство жилья для малоимущих. Увеличивались страховые выплаты, росло количество лиц, получавших их. Но наиболее быстрое развитие социальные программы получили в 60-е – первой половине 70-x годов. К середине 70-х годов социальные расходы государства достигли 20% ВНП. 
В 60-е годы в политике Президентов Дж.Кеннеди и Л.Джонсона получила дальнейшее практическое воплощение социал-реформистская тенденция. Программа Кеннеди-Джонсона, известная как программа создания «общества всеобщего благосостояния», привела к самым глубоким структурным изменениям в социальной сфере. Впервые были созданы государственные системы социальной защиты не только работающих, но и нетрудоспособных граждан, так же, как и бедных, многосемейных и иных «наименее приспособленных» американцев. 
Тем не менее, в 70-е годы в условиях экономических трудностей замедлились темпы роста личных доходов американцев. В то же время увеличивались налоги, росла стоимость жизни, обострилась проблема безработицы, которая приняла застойный характер. По официальным данным, среднемесячный уровень безработицы в 70-е годы составил около 6,2%. Потребительские цены почти удвоились. Это стало подлинным бедствием для пенсионеров. Еще больше пострадало негритянское население, представители других этнических групп. Число черных семей, получавших доходы ниже «уровня бедности», в1977 г. составило 28% всех семей афро-американцев. 
В 80-е годы были предприняты попытки ограничения деятельности государства в социальной сфере. Однако провести в жизнь свою социальную стратегию полностью республиканцам не удалось из-за мощного сопротивления американской общественности. Наиболее сильной оказалась поддержка системы социального страхования. Республиканская администрация все же урезала ряд социальных программ и ассигнований на них. Сокращения коснулись систем вспомоществования, образования, здравоохранения, социальных услуг. 
Начиная с 60-х годов, происходят глубокие качественные изменения в социальной и профессиональной структурах американского общества. Под воздействием НТР быстро увеличивалось число лиц, занятых нефизическим и умственным трудом, удельный вес лиц, получивших среднее образование, среди работников с 1970 по 1985 г. вырос с 52,3 до 73,9%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование – с 21,3 до 35,7%. Рост количества занятых в сфере управления, в наукоемких отраслях и других современных секторах экономики привел к увеличению численности среднего класса Америки, появлению новых элитных социальных групп. 
Изменился характер безработицы. Наукоемкие производства требуют высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Трудно найти работу тем категориям работников, которые имеют низкую профессиональную квалификацию. От этого страдают многие представители цветного населения, испано-язычные американцы, эмигранты из слаборазвитых стран. 
В 80-е годы в сложном положении оказались профсоюзы. Республиканская администрация Президента Р.Рейгана усиливала постоянный нажим на них, вмешивалась в трудовые конфликты. Давление на профсоюзы приобретало разнообразные способы с целью ослабить их влияние на трудящихся. Это привело к сокращению численности профсоюзов до 17% от количества работающих по найму. Национальный профцентр США – АФГ – КПП, тем не менее, играет важную роль в социальной защите населения. 
Администрация Б.Клинтона объявила главным приоритетом социальную сферу. Расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование предполагалось значительно увеличить. К концу 90-х годов социальные расходы федерального правительства по планам администрации должны составить 1,24 трлн. долларов, или почти 1/3 всех федеральных расходов. На социальные нужды по бюджету 1995 финансового года было выделено более 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. долларов). Самыми значительными в социальном бюджете стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. США тратят на здравоохранение 14,1% ВВП, на образование – 7,6%, на науку – 2,6%. Американские расходы на НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) – свыше 173 млрд. долларов. 
Однако после промежуточных выборов 1994 г., когда обе палаты конгресса оказались под контролем республиканцев, социальные программы Б.Клинтона оказались под угрозой. Большая часть внутриполитических инициатив администрации демократов была заблокирована осенью 1994 г., еще до промежуточных выборов. 
Во второй срок пребывания администрации Б.Клинтона у власти развитию социальной сферы уделялось еще большее внимание. Около 2/3 общей суммы федеральных расходов направлялось на развитие человеческих ресурсов. 
Вступив в XXI век, США стремятся стать социальным государством. Если будут реализованы намеченные программы, то в ближайшие 5 лет на социальную сферу планируется расходовать 72% федерального бюджета. 
Внешняя политика. Занимая ведущее положение в мире, США в послевоенные годы проводили активную внешнюю политику, базирующуюся на сочетании двух принципов. Вопервых, они с помощью силы сопротивлялись неугодным для них переменам. Во-вторых, приспосабливались к ним и стремились извлечь из них уроки. 
Стремясь установить гегемонию в мире, США активно вмешивались в международные дела во всех регионах планеты. Неоднократно они использовали военную силу для обеспечения своих интересов и защиты западной демократии. 
Видя в СССР своего главного идеологического, политического и военного противника, США на протяжении многих десятилетий «холодной войны» пытались оказывать всесторонний нажим на СССР и его союзников. США стояли у истоков создания многих экономических, политических и военных союзов, международных организаций, где они занимали и продолжают занимать ведущее положение. 
До начала 70-х годов отношения между США и СССР оставались крайне напряженными. Но изменившееся соотношение сил на мировой арене, достижение Советским Союзом военного паритета с США и угроза уничтожения человеческой цивилизации в случае развязывания ядерной войны побудили руководство США начать диалог с СССР, переоценить подходы в отношениях двух сверхдержав. В первой половине 70-х годов в результате встреч на высшем уровне были заложены основы для позитивных изменений в советско-американских отношениях. Были заключены важные соглашения OCB-1, Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). 
Резкое обострение советско-американских отношений произошло в первой половине 80-х годов. Администрация Р.Рейгана стала проводить жесткий курс в отношении СССР и стран Варшавского договора. Наращивание ядерного потенциала, размещение американских ракет в Европе, объявление программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) еще более осложнили ситуацию. Значительная ответственность за обострение обстановки ложилась и на СССР. Недальновидная политика советских руководителей, связанная с вводом советских войск в Афганистан и трагическим инцидентом с южнокорейским гражданским самолетом, вызвала резкую критику и непонимание многих стран мира. 
С приходом нового политического руководства в СССР начался качественный сдвиг в советско-американских отношениях. Интенсивные политические и дипломатические контакты, четыре встречи на высшем уровне в период с 1985 по 1988 г. принесли свои плоды. Был подписан и реализован Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это первое в истории соглашение об уничтожении двух классов ядерного оружия. В последующие 1990-1991г. были подписаны новые договоры и соглашения в военной сфере. Особенно важное значение имел Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Значительно улучшились советско-американские отношения во всех других сферах. 
Распад СССР и длительный кризис во всех республиках бывшего Советского Союза резко изменил ситуацию в мире. США оказались не только лидером западного мира, но и единственной «сверхдержавой». В определенных политических кругах США возникает стремление решать свои проблемы за счет ущемления интересов других стран. Однако безопасность в мире будет в значительной степени зависеть от того, насколько США будут сочетать свои национальные интересы с интересами других государств. Только на пути равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех государств можно сохранить и укрепить мир на планете, совершенствовать демократию, обеспечить развитие и достойное существование всем народам. 
В 90-е годы основные принципы внешней политики США сохраняют свое значение. Являясь высокоразвитой промышленной страной, США располагают не только военными средствами обеспечения своих жизненно важных интересов в разных регионах планеты. Промышленные, торговые, финансовые, научно-технические, культурные и другие средства имеют огромное значение в мировой политике. США умело использовали и используют их на международной арене.




Великобритания в 50–90е годы

Великобритания вышла из войны с подорванными экономическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной продукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США. 
На первых послевоенных выборах избиратели отдали предпочтение лейбористам, программа которых предусматривала широкие социальные преобразования. 
Проводя в жизнь свою программу, правительство K.Эттли национализировало ряд отраслей промышленности – угольную, газовую, сталелитейную, электроэнергетическую, железные дороги, средства связи, транспорт. Владельцам была выплачена крупная компенсация. Была повышена зарплата, введены пособия по безработице, улучшена система социального страхования, введено бесплатное медицинское обслуживание. Проводя активную социальную политику, лейбористская партия видела в этом шаг на пути к социалистической Великобритании. 
Однако реформы лейбористов не дали быстрых экономических результатов. В стране сохранялась карточная система, выросли налоги. Тяжелым оставалось финансовое положение страны. Англия пережила несколько финансовых кризисов. В условиях экономических и финансовых трудностей Англия приняла участие в «плане Маршалла». В 1949 г. Великобритания стала членом НАТО. На очередных парламентских выборах (1950 г.) лейбористы получили столь незначительное большинство, что их правительство было не в состоянии управлять страной. Поэтому на внеочередных выборах 1951г. победу одержали консерваторы. Премьер-министром вновь стал Уинстон Черчилль. 
Сделав серьезные выводы из своего поражения в 1945 г., они не посягнули на систему социального обеспечения и медицинского обслуживания. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт. 
Консерваторы правили в Англии 13 лет. Результатом их поиска выхода из экономических трудностей была денационализация ряда отраслей хозяйства, сокращение импорта, уменьшение расходов на здравоохранение, народное образование, жилищное строительство, социальное страхование. К середине 50-х годов экономическое положение страны несколько улучшилось. Однако устойчивых темпов развития экономики добиться не удалось. Спады производства происходили в 1956, 1958, 1961–1962 г. Нестабильность экономического развития, сокращение расходов на социальные нужды не могли не отразиться на жизненном уровне трудящихся. 
Традиционным оставался только внешнеполитический курс. Усиливались союзнические отношения с США. Англия стала членом СЕАТО и Багдадского пакта. В 1956 г. Англия вместе с Францией и Израилем участвовала в войне против Египта, противилась дальнейшей деколонизации. В Западной Европе Англия пыталась повысить свою роль. Потерпев неудачу со вступлением в ЕЭС, консерваторы создали в 1958 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). После этого улучшились отношения с Советским Союзом. 
В конце тринадцатилетнего правления консерваторов обозначились новые экономические проблемы и трудности. Разразился политический скандал, вызванный сомнительными связями военного министра. 
На очередных парламентских выборах в октябре 1964 г. консервативная партия потерпела поражение. Лейбористское правительство возглавил Г.Вильсон. Лейбористы вновь национализировали сталелитейную промышленность, удовлетворили некоторые требования трудящихся. Были повышены пенсии на 20%, ограничивались права домовладельцев произвольно повышать квартплату. Несколько позже правительство взяло курс на сдерживание роста заработной платы и ограничение забастовочной борьбы. В 1967 г. была проведена девальвация фунта стерлинга на 14,3%. Это отразилось на положении трудящихся. В 1968 г. были повышены налоги и одновременно сокращены расходы на социальные программы. 
Во внешней политике в этот период Англия ориентировалась на США, активизировала свою деятельность в НАТО, поддерживала американскую политику в Индокитае, расистские режимы в Южной Африке и Южной Родезии. Позитивные сдвиги происходили в советско-английских отношениях. С 1967 г. Англия начала добиваться вступления в «Общий рынок». 
В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Католическое меньшинство Ольстера начало в 1968 г. борьбу за гражданские права, вылившуюся в длительный конфликт с британскими властями. Не прекращалась и забастовочная борьба трудящихся. Активизировалось движение сторонников мира. Рабочий класс, коммунисты, сторонники мира требовали изменения внешнеполитического курса. 
В 70-е годы Англия вступила, имея обострившееся экономическое положение. Ее роль в мировом капиталистическом хозяйстве продолжала падать. Доля Англии в промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 10,2% в 1948 г. до 5,4% в1975 г. По основным экономическим показателям она занимала в середине 70-х годов пятое место среди промышленно развитых государств. 
Серьезные кризисные спады пережила экономика Англии в1970–1971и1974–1975 г. К концу 70-х годов экономическое положение страны вновь ухудшилось. Замедлились темпы промышленного развития, возросла инфляция. Быстрыми темпами росла безработица. В 1979 г. количество безработных превысило 3,3 млн. человек, что составляло 13% самодеятельного населения. Сокращались размеры пособий по безработице и другие социальные программы. Трудящиеся ответили усилением забастовочного движения. 
В острой политической борьбе проходили парламентские выборы 1979 г. Программы лейбористской и консервативной партий резко отличались одна от другой. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Во внутренней политике главный упор был сделан на развитие частного предпринимательства. Были сделаны решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Снижались налоги. Борьба с инфляцией определялась в качестве главной задачи. Урезались социальные расходы, велось наступление на заработную плату трудящихся. Активно проводилась приватизация в интересах многих англичан. К частным владельцам за несколько лет перешло более 2/3 предприятий государственного сектора. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60% англичан стали обладателями собственного жилья. 
Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов, ослабить их влияние на английских трудящихся. В 1980, 1982 и1984 г. были приняты законы, которые значительно сузили право профсоюзов на проведение забастовок. Несмотря на это, в 80-е годы классовая борьба и демократическое движение английских трудящихся продолжались. Требования бастующих касались, в основном, повышения заработной платы, сохранения рабочих мест, права коллективов предприятий или профсоюзов участвовать в обсуждении проблем модернизации производства. Для британского рабочего движения антипрофсоюзные законы консервативного правительства по-прежнему являются труднопреодолимым препятствием. 
В 80-е годы заметно активизировалось антивоенное движение. Оно было направлено против милитаристской политики консервативного правительства, против угрозы ядерной войны. В антивоенное движение включились различные слои населения, организации и учреждения. Активное участие в движении за мир принимали ученые, общественные деятели, представители государственной англиканской церкви. Одной из крупнейших антивоенных организаций стало «Движение за ядерное разоружение». В 1986 г. оно насчитывало 350 тыс. человек. Многие участники антивоенного движения применяли тактику «ненасильственных прямых действий». Создавались «лагеря мира», проводились мощные антивоенные демонстрации, массовые манифестации. 
Консерваторы с мая 1979 г. по настоящее время находятся у власти. Впервые в британской истории им удалось прервать колебания традиционного двухпартийного маятника на столь продолжительный срок. За этот период Англия смогла выйти из социально-экономического кризиса, когда ее называли «больным человеком Европы». Она укрепила свои позиции в пятерке наиболее развитых стран капиталистического мира, повысила свой авторитет и роль в международных делах. За годы правления консерваторов созданы благоприятные условия для оживления частного предпринимательства. Консерваторы стремятся представить Великобританию «нацией собственников», обеспечивая себе максимальную поддержку избирателей. В течение 80-х – начала 90-х годов на долю мелкого бизнеса приходились 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны (в1979 г. – 27%). В настоящее время каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом. Развитие малого бизнеса способствует созданию значительного числа рабочих мест. 
Придя к власти, консерваторы резко изменили внешнеполитический курс страны. Еще более тесными стали связи с США. Англия поддержала американский план размещения в Западной Европе ракет средней дальности, проводила курс на перевооружение своих ядерных сил. В 1966 г. они подписали соглашение об участии в разработке программы «звездных войн». 
Стремясь сохранить остатки британской империи, консерваторы вели войну с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов (апрель – июнь 1982 г.). 
Большое место во внешней политике Англии занимали отношения с другими странами ЕЭС. В середине 80-х годов заметно укрепились советско-английские контакты. Начали расширяться экономические, политические, научно-технические и культурные связи. 
В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консервативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов. Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продолжали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укрепление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев». 
В 1992 г. на очередных парламентских выборах вновь победили консерваторы, получив абсолютное большинство мест в палате общин. Это была четвертая победа подряд консерваторов. Премьер-министром остался Д.Мейджор. 
После спада производства в 1990 – 1992 г. вновь начался подъем экономики. В 1993 г. темпы прироста ВВП к предыдущему году составили 2%, ав1994 – 3,8%. В целом консервативная стратегия экономического развития увенчалась успехом. Обеспечено стабильное финансовое положение страны. Внутренние и внешние долги не растут. Уровень инфляции заметно снизился. Платежный баланс положителен, однако, торговый баланс отрицателен. В первую очередь это касается отраслей машиностроения. В настоящее время Великобритания ввозит больше промышленной продукции, чем вывозит. Положительное же сальдо платежного баланса обеспечивается за счет экспорта нефти, «невидимых статей», таких, как туризм, фрахт судов и приток финансовых средств в одну из столиц финансового мира. 1 мая 1997 г. в Великобритании прошли парламентские выборы. 
После 18 лет пребывания у власти консерваторы потерпели сокрушительное поражение от лейбористов. Премьер-министром стал лидер лейбористской партии Тони Блэр, который пришел к власти под лозунгом третьего пути. 
Отличительной особенностью парламентских выборов 1997 г. было то, что консерваторы проиграли выборы при хорошем экономическом положении. Лейбористам досталось широкое наследство. ВВП Великобритании составил к концу ХХ в. более 1 трлн. 150 млрд. долларов, а на душу населения в год приходилось около 20 тыс. долларов. 
Социально-экономическая политика лейбористов в первые четыре года отражала принципы нового лейборизма: сочетание социальных ценностей с развитием рыночной экономики. Уже к концу 1998 г. были приватизированы около 100 государственных компаний. Это привело к сокращению госсектора на 2/3. 
7 июня 2001г. состоялись очередные парламентские выборы. Существенных изменений в расстановке политических сил не произошло. Главные политические партии – лейбористская и консервативная почти повторили показатели предыдущих выборов. 
В начале XXI века Великобритания, как и другие ведущие страны Западной Европы, добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии. В стране сложилась исключительно благоприятная конъюнктура. В последние годы показатели экономического роста составили 2,75% в год. Безработица была самая низкая за последнее десятилетие – 5–6%. Инфляция считалась до 2% в год, это значительно лучше, чем у большинства стран ЕС. 
Основными приоритетами «новых лейбористов» и на предстоящее 4-летие остаются: превращение государства благосостояния в «государство социальных инвестиций», всестороннее развитие общего, среднего и высшего образования, совершенствование профессиональной подготовки, борьба с безработицей, значительное улучшение сферы здравоохранения.




Франция в 50–90е годы

В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946– 1958 г.) и Пятая республика (с1958 г.). 
Временный режим. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное положение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть перешла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены. 
В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное собрание. Левые силы получили большинство мест. 
Наиболее влиятельными стали Французская коммунистическая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП). 
Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и трудовое законодательства, принятые в период Народного фронта. Проведена национализация банков и страховых компаний. 
Острая борьба развернулась в ходе выработки новой конституции. Учредительное собрание разработало проект, выражавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий президента. Не встретив понимания у большинства членов Учредительного собрания, он ушел в отставку. 
Проект конституции был утвержден на референдуме. В декабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, политических взглядов, вероисповедания. Провозглашалось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По конституции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосованием, который избирал президента. 
Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов, коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформировали однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил правый социалист Рамадье. 
Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. выпуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла концентрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо-и нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке. 
Сложность внутриполитического и экономического развития привела к обострению политической и социальной обстановки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровождалось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была проведена всеобщая забастовка под руководством ФКП. 
Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторонников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «холодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индокитае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, связанный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французского общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политическую нестабильность, которая выражалась в частой смене правительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств). 
В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политический кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согласился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать. 
Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции. 
Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восстановить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным правительством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции. 
В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%. 
Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции. 
Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось. 
Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае. 
В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек. 
Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер. 
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г. 
В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил. 
70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек. 
В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам. 
Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44. 
Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица. 
С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-
денежной сферы – сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег. 
В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек. 
Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики. 
Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР. 
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления. 
На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Франции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется. 
На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она занимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удельному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многими передовыми технологиями (робототехника, новейшие средства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).
1   2   3   4   5   6   7




Федеративная Республика Германия (ФРГ) в 1949–1990 гг.

Вторая мировая война, развязанная государствами агрессивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому народу. Германия перестала существовать как независимое государство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех главнокомандующих. 
Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От голода немцев спасали поставки продовольствия стран-победительниц. Германия понесла значительные людские потери. Население было деморализовано войной и разрухой. В стране находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая система, карточная система еще больше усложняли экономическое и социальное положение в Германии. 
Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя решения Крымской и Потсдамской конференций, проводили политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демократизацию. Создавались условия для превращения Германии в миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались запрещенные нацистами политические партии и общественные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результате объединения коммунистической (КПГ) и социал-демократической (СДПГ) партий была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). 
В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии, которая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласила Западную Германию как демократическое, федеративное государство, закрепила основные гражданские и политические свободы. 
В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил видный политический деятель – христианский демократ Конрад Аденауэр, который был федеральным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны стал небольшой курортный город Бонн. 
В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица – Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который продолжался 40 лет. 
В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кредиты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудования, высокая доля накопления в национальном доходе способствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950 по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наиболее высокими темпами развивались разнообразные отрасли машиностроения, производство электроэнергии, химическая и металлургическая промышленности. Глубокие качественные изменения в экономике происходили и под влиянием развертывающейся научно-технической революции. 
Успехи в экономическом развитии позволили быстро наращивать экспортный потенциал. Около половины всей производимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ расплатилась с долгами, создала значительные золотовалютные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых надежных валют мира. 
Большую роль в восстановлении и развитии экономики сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые послевоенные годы правительство оказало помощь в восстановлении крупных монополий, обеспечении концернов рабочей силой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного строительства, быстрый рост прямых государственных капиталовложений, связанный с восстановлением разрушенного войной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капиталовложений возрастала доля косвенных государственных инвестиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых отраслей промышленности через государственные кредиты и субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капиталовложения в форме прямых инвестиций в науку и образование. 
Значительные ассигнования на инфраструктуру способствовали ускорению темпов экономического роста, качественному развитию социальной сферы. Жизненный уровень населения быстро рос. 
Успехи социально-экономического развития базировались на основе либеральной рыночной политики, у истоков которой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии ставший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработанная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех». Она способствовала снятию социального напряжения в стране. Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к управлению производством. 
Еще в 1951г. в ФРГ в специфических послевоенных условиях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он распространялся только на предприятия с числом занятых свыше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти отрасли были особенно важны для первоначальной стадии восстановления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый закон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме угольной и черной металлургии) и все компании с числом занятых свыше 2 тыс. человек. 
К более низкому уровню участия в ФРГ относится деятельность производственных советов, которые избирались на всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет обладал консультативными полномочиями. 
В условиях экономического прогресса и относительного классового мира политический радикализм перестал быть заметным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влиятельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и поддерживали идею развития государства благоденствия. Это способствовало укреплению политического консенсуса, ярким проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «большой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. 
Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Европейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию (бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлантизм во внешней политике давал ФРГ определенные преимущества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Восточной Европы, с которыми она находилась в непосредственной близости, делало дипломатию ФРГ негибкой. 
В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федеральным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913–1992) – выдающийся политический деятель, с юношеских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возникли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации – анархисты, маоисты, неотроцкисты. 
Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и реализовало «новую восточную политику». Были признаны послевоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были установлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН. 
В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка политических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в котором изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на ближайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, благосостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяйства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за формирование современного общества, идущего в ногу с научнотехническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути своих задач – стоять на страже справедливости и следить за выполнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к Западу; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять мероприятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коалиции на выборах в бундестаг в 1983 и1987 г. 
В декабре 1987 г. правительство приняло специальную программу стимулирования экономики на 1988–1990 г. Она предусматривала значительное сокращение подоходного налога и налога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для реконструкции городов и защиты окружающей среды. На цели субсидирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитывало, что новая программа позволит стимулировать капиталовложения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок. 
В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена демократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Переговоры об объединении обеих частей Германии успешно завершились. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу. 
1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух Германий остро поставило проблему преодоления отсталости бывшей ГДР. 
Рыночные преобразования в Восточной части Германии финансировались в основном за счет Западной. В 1990 – 1992 г. перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил 200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов попрежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась ведущей оппозиционной партией. «Союз 90/зеленые» улучшил свои позиции. Правые экстремисты вновь оказались за бортом политической жизни. Результаты выборов 1994 г. еще раз доказали стабильность партийно-политической системы Германии и опровергли некоторые политологические прогнозы о кризисе «партийной демократии». 
Несмотря на то, что темпы развития экономики в 1992– 1995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ведущих экономических держав мира. В стране осуществляется сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспокоит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число безработных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило 11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель безработицы за всю историю ФРГ. 
27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламентские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избирательной кампании – «обновление и справедливость». В союзе с СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформировано «красно-зеленое» коалиционное правительство. 
Правительство Герхарда Шрёдера осуществляет глубокое реформирование экономики и социальной сферы: создание наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безработицы. Идет перестройка финансовой системы, начато реформирование пенсионной системы, перестраивается медицинское и социальное страхование. 
На рубеже столетий Германия добилась ощутимых результатов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии. Германия обладает самым мощным экономическим потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после США и Японии по объему ВВП. 
Налицо успехи Германии в социальном и культурном отношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее вызовам XXI века.




Италия в 50–90е годы

Фашистский режим и вторая мировая война принесли итальянскому народу большие бедствия. Сотни тысяч людей погибли или пропали без вести, миллионы остались без крова. Экономика находилась в разрушенном состоянии. В стране не хватало продовольствия. Инфляция достигла огромных размеров. 
В 1945 г. у власти находилось коалиционное правительство из представителей ведущих антифашистских партий. Самой влиятельной силой были не коммунисты, а христианские демократы. На выборах в Учредительное собрание в 1946 г. эти партии закрепили свое ведущее положение. В этом же году проходил референдум, на котором итальянцы высказались за ликвидацию монархии. Предстояло создать новое демократическое государство. 
В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло конституцию, которая вступила в силу 1 января 1948 г. В апреле этого же года состоялись парламентские выборы. Убедительную победу одержали христианские демократы (ХДП), набравшие 12,7 млн. голосов. ИСП и ИКП и другие левые партии и организации объединились в Народно-демократический фронт. За него проголосовали свыше 8 млн. избирателей. Христианские демократы сформировали правительство во главе с де Гаспери, который оставался на этом посту до 1953 г. 
Правительство де Гаспери ориентировалось на союз с ведущими странами Запада. Италия присоединилась к «плану Маршалла», стала членом НАТО, на ее территории были размещены американские военные базы. Правительство Италии активно проводило в жизнь идею европейской интеграции. В 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). 
В первые послевоенные десятилетия Италия, как и другие страны Запада, переживала период быстрого экономического подъема. В 50-е годы ежегодный прирост производства составлял 10%. Присоединение к «плану Маршалла», обновление основного капитала, приток частных иностранных инвестиций, высокий спрос на внутреннем рынке, государственная помощь частным монополиям, внедрение в производство научно-технических новшеств – все это способствовало ускоренному экономическому развитию. В 1959 г. в Италии начался настоящий экономический бум. В 1964 г. прирост промышленной продукции составил 15,2%. Но это продолжалось недолго. Уже в 1964– 1965 г. произошел экономический спад. 
Несмотря на быстрое экономическое развитие, в 50–60-е годы сохранился на прежнем уровне, иногда повышался уровень рабочего движения. Итальянские трудящиеся были очень изобретательны в применении форм борьбы за свои жизненные интересы: «забастовки наоборот», всеобщие стачки в масштабах города, провинции, области, а то и всей страны и т.п. По размаху забастовочного движения Италия намного опережала другие страны. Все это приносило осязаемые результаты. Трудящиеся постоянно добивались улучшения своего положения. По уровню зарплаты, размерам пенсий и пособий по безработице Италия занимает одно из ведущих мест в мире. 
В 60-е годы огромным влиянием в жизни итальянского общества пользовалась итальянская компартия. В 1968 г. за нее проголосовали 26,9% избирателей, а число ее членов составляло 1,8 млн. человек. Итальянская компартия была самой массовой и влиятельной коммунистической партией в западном мире. 
Во второй половине 60-х годов заметно усилилось студенческое движение. Студенты проводили забастовки, устраивали манифестации, занимали университеты, требовали совершенствования системы высшего образования. 
В массовом движении принимали участие различные слои населения. Активно включились в борьбу интеллигенция и городская мелкая буржуазия. Совместные акции всех крупных профобъединений Италии придали забастовочной борьбе невиданный размах. В 1968-1969 г. почти 20 млн. человек участвовали в забастовках, требуя реформы пенсионного обеспечения, демократической жилищной политики. 
Почти все требования забастовщиков были удовлетворены. Парламент также принял закон о разрешении развода, который позднее был утвержден всенародным референдумом. 
Италия в 70-е годы. Как и другие капиталистические страны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменившейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратился рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся. 
Различные политические силы предлагали свои программы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парламентских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса коммунистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допустить коммунистов в правительство. 
Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные возможности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый террор. С 1969 по 1981г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из «красных бригад» стал лидер христианских демократов Альдо Мopo. Он был похищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при условии, что правительство будет проводить согласованную обеими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в поисках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парламентского большинства, и впоследствии ее влияние в политической жизни итальянского общества уменьшалось. 
Современная Италия. С конца 70-х годов падает престиж христианских демократов. Некоторые правительства формировались на более широкой коалиционной основе. Во главе их находились социалисты или представители других политических партий. В 80-е годы у власти стояли уже пятипартийные правительства. Однако они не были устойчивыми, и частая их смена стала своеобразной традицией Италии. К1993 г. насчитывалось 52 послевоенных правительства. 
Глубокий кризис государственных институтов Италии связан также с деятельностью мафиозных структур. Слившись с коррумпированными элементами в государственных структурах, мафия в Италии стала внушительной силой. Она терроризирует население, использует шантаж, грабеж, убийства, вымогает деньги, обеспечивает неприкосновенность богачам, которые регулярно платят выкуп. Тех же, кто не идет с ней на сделку, мафия постоянно преследует или убивает. 
В 1992 г. в Италии разразился новый общественно-политический скандал, связанный со взятками. Под следствием оказались крупные предприниматели, лидеры ХДП и ИСП, депутаты и сенаторы, несколько министров. 
Политическая нестабильность, коррупция в высших эшелонах власти, по уровню которой Италия не знает себе равных в Западной Европе, связаны с особенностями итальянского политического механизма. Выборы там происходили по пропорциональной системе. В 1993 г. на референдуме население Италии высказалось за ее ликвидацию. 
После преодоления кризисов 70-х-начала 80-х годов в экономическом развитии Италии наблюдался подъем. Качественно изменилась ее промышленная база. Наибольшие успехи достигнуты в традиционных отраслях и в производстве потребительских товаров. Серьезной проблемой для Италии остается проблема преодоления отсталости юга. Несмотря на то, что за последние 40 лет в этот район было направлено 100 трлн. лир, доход на душу населения на юге составлял в начале 90-х годов лишь 56,1% соответствующего показателя на севере. Для решения этой сложной задачи правительство выделило на 90-е годы более 60 млрд. долларов. Современная Италия – высокоразвитое индустриальное государство. За последние годы ей удалось добиться значительных успехов в своем развитии. Заметно снизилась инфляция, сократилась безработица, быстро растет количество новых предприятий. Проводится конструктивная молодежная политика. Только в 1998 г. было создано 12 тыс. мелких и средних предприятий, значительную часть которых составляют молодежные фирмы. В то же время Италия отстает от мировых лидеров в производстве и экспорте наукоемкой продукции. 
Вступив в ХХI век, Италия стремится сократить существующий технологический разрыв от ведущих стран мира, повысить конкурентность своей экономики. Уделяется большое внимание развитию новейших информационных технологий, нетрадиционных секторов экономики – банковской деятельности, туризма, индустрии спорта и здравоохранения.
1   2   3   4   5   6   7