ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 460

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

Факультет заочного обучения

Кафедра традиционной культуры







Специфика интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры

Выпускная квалификационная работа







«Допущен к защите»

Протокол №____________________

от «____» _________________2011г.

зав. кафедрой традиционной культуры, профессор

_____________/О.Г. Никитенко/

Исполнитель:


студент 6 курса 3 ступени,

специальности «Народное

художественное творчество»,

квалификации «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель»

Корнеев Евгений Михайлович

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

традиционной культуры

Винская Лариса Валентиновна




















Волгоград, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………….……….……..….......3

Глава 1. Теоретический аспект интеграции форм и жанров народного песенного искусства в системе его музыкальной интерпретации на разных исторических этапах ………………………..………………….……………….7

1.1. Развитие народного песенного искусства в контексте процессов его интеграции (исторический аспект)…………………………………………......7

    1. Интерпретация народного песенного искусства – как способ интеграционного развития …………………………………...............................19

    2. Специфика интеграционных процессов народное песенное искусство в современную массовую музыкальную культуру….…………………………..30

Вывод по первой главе………………………………………………..………...43

Глава 2. Содержание, формы и средства интеграции традиционного народного песенного искусства в современные формы массовой культуры…………………………………………………………………………44

2.1.Современные формы интерпретации традиционного народного песенного искусства …….…..............................................................................44

2.2. Формы и средства интеграции традиционного народного песенного искусства в творчестве фольклорного ансамбля «Живая Русь»….......................................................................................………………..54

Вывод по второй главе ……………………………………………….…….…...63

Заключение …………………………………………………………………..…..64

Литература………………………………………………………………….……66

Приложения









Введение

Актуальность исследования. Развитие общественных и социально-культурных процессов на современном этапе характеризуется усилением интереса к истокам отечественной культуры. Наблюдается повсеместный интерес к различным жанрам традиционной культуры – песням, танцам, декоративно-прикладным видам народного творчества и пр.

Следует отметить рост большого числа коллективов, художественно-творческая деятельность, которых основана на материале народного песенного искусства - фольклорные ансамбли, самодеятельные народно-хоровые коллективы, государственные хоровые коллективы народной песни, а также коллективы и сольные исполнители других направлений и форм современной музыкальной культуры - поп – культура, эстрадное пение, рок, джаз, академическое пение и пр.


Этот процесс – явление, имеющий давнюю историю интеграционных отношений народного песенного искусства с различными видами массовой музыкальной культуры.

Конечно, не все ценное, что есть в народном искусстве, в частности, не все что кажется заслуживающим внимания с точки зрения специалистов народной культуры, в полной мере используется в массовой музыкальной культурой. Отбираются, в первую очередь, те образцы, которые соответствует критерию «технологичности» по ряду параметров: внешней привлекательности (аттрактивности), понятности и доступности, легкости воспроизведения, серийности и шаблонности, символичности, вариативности, высоким суггестивным возможностям, пригодности для тиражирования и передачи по коммуникативным каналам.

Проблема интеграции народного песенного искусства в современной социокультурной среде приобретает все более насущный характер: архаичные традиции (вместе с крестьянским бытом) постепенно утрачиваются, и современники пытаются их сохранить, «реанимировать», заставить звучать лучшие образцы песенной культуры прошлого в новых условиях. Имея не одну, а множество духовно-жизненных, функционально - ролевых основ, периодически видоизменяя жанрово-видовую сущность и формы бытования, народная песня была и остается верной и необходимой спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования, отражая важнейшие, первопричинные основы бытия человека со всеми вехами его жизни, ступенями мышления, уровнями эмоциональных ощущений. В настоящее время мы отмечаем очевидность и необходимость понимания истинной сущности народной песни, исторических форм ее интерпретаций, а также ее отношений к современности, феномен которой состоит в стремлении (хронологически, по своей тематике и тенденции) в настоящее и будущее, которое неизбежно с течением времени станет прошлым. Оказавшись в нем, песенное искусство настоящего постепенно или резко изменяет свои функции, но не перестает функционировать, вступая в новые для себя отношения, обнаруживая новые свойства. И, безусловно, прав И.И. Земцовский, утверждая, что «…прошедшее, если понимать его как своего рода «бывшую современность», образует основу для существования и развития традиций, и эти традиции всегда активны по отношению к «новой современности»[16. С.54-76].

Проблема видится в необходимости проникновения в контекст народной песни, глубокого знания ее жанровой природы, драматургии, форм бытования, механизмов передачи из поколения в поколение на основе традиционных методов: «из уст в уста», «от старших – к младшим», «от учителя – к ученику», «от отцов и дедов – к детям и внукам».

Д.С.Лихачев писал: «Массовой культуре, с завидной энергией, вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу - в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания» [20. С.56].



Следовательно, именно обращение к народному искусству, и в частности к песне, в которой заложены мировоззренческие особенности русского национального характера и мышления, позволит координировать существующие негативные процессы современного общества.

Современное состояние народного песенного искусства обнаруживает противоречие между необходимостью его использования (духовно-нравственное возрождение общества, формирование национального самосознания, патриотическое воспитание подрастающего поколения) в различных сферах современной массовой музыкальной культуры и недостаточно исследованными приемами, стилистикой, правилами ее интерпретации.

Выявленные нами противоречия обусловили выбор темы нашего исследования «Специфика интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры».

Объект – интеграция традиционного народного песенного искусства и форм массовой музыкальной культуры на различных исторических этапах.

Предмет – специфика, формы и средства интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры.

Цель исследования – выявить современные тенденции интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры для определения эффективных приемов и способов ее применения, корректных по отношению к традиционному содержанию и сущности народно-песенного искусства.

Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:

  1. выявить исторические предпосылки интеграции народного песенного искусства и форм светской музыки;

  2. рассмотреть формы и средства интеграции народного песенного искусства (обработка, аранжировка, переложение);

  3. уточнить сущность форм массовой музыкальной культуры в контексте использования народного песенного искусства и выявить специфику их интеграционных процессов;

  4. выявить современные условия, формы и средства интеграции народного песенного искусства в формы массовой музыкальной культуры.

Методологической основой исследования являются работы в области, культурологической и эстетической наук (Богатырев П.Г. Мамонтова Н.Н. Топоров В.Н.), фольклористики (Аникин В.П., Азадовсий М.К., Пропп В.Я.), музыковедения (Земцовский И.И., Барток Б.), хороведения (Никольская-Береговая К.Ф.,Смирнов Д.В, Левандо П., Медведева М.), возрождения традиций народно-художественной культуры (Алексеев Э.А., Бакланова Т.И., А.Е.,Дубовский И.И.,Шамина Л.В.),

Методы исследования: системный анализ, теоретический анализ источников и литературы, анализ и изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.

База исследования: Московский фольклорный ансамбль «Живая Русь».

























Глава 1. Теоретический аспект интеграции форм и жанров традиционного народного песенного искусства народного в системе его интерпретации на разных этапах развития


    1. Развитие народного вокально-хорового искусства в контексте процессов его интеграции (исторический аспект)

Интенсивные процессы интеграции традиционного народного песенного искусства и светского искусства, на наш взгляд, стали происходить в процессе искусственного переноса народной песни из функционально - бытовых условий в искусственную ситуацию сценически-концертного исполнения.

Традиция публичного исполнения жанров традиционного народного искусства, искусственно выделенных из традиционной системы ее бытования,  восходит к искусству древнерусских певцов-гусляров, живших при княжеских дворах, и вплоть до середины XVII в. развлекавших все слои российского общества, а также их «коллег» — гудошников, лирников, бандуристов, кобзарей, кабацких ярыжек, медведников, петрушечников и др.[30. С. 23-178].  В XVIII в. на смену скоморохам и гудошникам приходят гуслисты и бандуристы. Крепостные песельники и хоры к концу XVIII в. стали повсеместно распространенной «барской забавой». Широко была распространена она и в городском быту. Песельники были и в русской армии, где наряду с военными оркестрами существовали специальные «хорные команды» [30. С. 23-178].

Салонное исполнение народной музыки с идиллическим любованием природой, пасторальной тематикой постепенно выносилось на концертную эстраду, заимствуя атрибуты зрелищности, свойственные городским представлениям. Начиная с концертов рогового оркестра Д.Н. Кашина, с серенад, исполнявшихся на лодках вокальным ансамблем И.А. Рупина во время праздничных гуляний в окрестностях Петербурга, для сценической народной песни все более свойственными становятся праздничность и театральность. Постепенно русская песня вошла в городскую культуру и заимствовала ее популярные формы [30. С. 23-178].

Более широкие возможности предоставляла народной песне  эстрада увеселительных садов, открытых сцен, гуляний, ярмарок и др.  Их разношерстную публику меньше всего интересовали тонкости художественной интерпретации, степень подлинности, аутентичности народной песни.  Главным для нее были яркость, зрелищность, подчеркнутая эмоциональность. Всем этим ожиданиям и стремились ответить исполнители, исподволь внося свою лепту в формирование того упрощенного, лубочного стиля, который нашел воплощение не только в характере и манере преподнесения народной песни, но и в литературе, живописи, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре [17.С.45].

Ярким и едва ли не лучшим образцом такого рода эстрады была деятельность Д. Агренева-Славянского и возглавляемой им «Славянской капеллы». Несомненны его заслуги в деле пропаганды народной песни, пробуждения интереса к ней у массового слушателя не только в России, но и в странах Европы, США. Популярности капеллы немало способствовала театрализация песен, стилизованные костюмы, даже специально выстроенные декорации [17.С.56]. Безупречной была и вокально-техническая сторона исполнения. Однако некритический подход к отбору репертуара, изрядно засоренного псевдонародными подделками городского «фольклора», несоответствие хоровых обработок закономерностям народно-песенного творчества делали выступления «Славянской капеллы» - порой далекими от подлинного звучания народной песни.  


Нельзя не отметить и роль в истории становления новых форм народного хорового пения - хор крестьян под руководством И.Е. Молчанова. В контексте нашего исследования, на наш взгляд, любопытными представляются записанные им методические советы: «Петь песни как можно простее…чтобы голос выходил из груди свободно, не через силу, «слова чтобы были выговорены», «… нужно петь и выговор наблюдать». Хор Молчанова исполнял русские песни так, как они бытовали в устной традиции – в подлинно народном хоровом распеве с подголосками [30.С.72.]. Отличительной чертой хора была опора на традиции русской народной подголосочной полифонии, позволявшая сохранить подлинно фольклорную манеру «артельного» пения.

Народное песенное искусство вступает в интеграционные отношения и с оперным искусством. К сценическому исполнению народных песен  в дивертисментах и концертных программах обращаются и оперные певцы и актеры на «ролях с пением» — Е. Сандунова, П. Булахов, А. Бантышев, А. Иванова, М. и А. Шелеховы и др.  Певцы-актеры Н. Цыганов, М. Лебедев, О. Лазарев получили известность главным образом благодаря участию в так называемых русских дивертисментах. Они представляли собой театрализованную вокально-инструментальную сюиту, составленную из народных (или стилизованных под них) песен и плясок, объединенных единой темой или подобием сюжета (инсценировки народных праздников, обычаев, гуляний, сцен городской и сельской жизни) [17.С.45-47]. При этом основное внимание уделялось не этнографической точности, а зрелищности постановки, популярности артистов и номеров. Свободная номерная форма дивертисментов позволяла включать в них народные песни,  как в обработках, так и в аутентичном исполнении, с привлечением народных песельников и плясунов.

В дивертисментах, а также в концертных программах Михайловского театра, Павловского вокзала, Петровского театра в Москве и иных площадок принимали участие цыганские хоры и ансамбли, вошедшие в моду в первой трети XIX в. Значительную долю в их репертуаре, особенно на первых порах, занимала русская и украинская народная песня, которую они интерпретировали в особой, свойственной только цыганам, свободной и глубоко эмоциональной манере пения. Возникает особый городской музыкально-бытовой диалект – цыганская транскрипция русской песни. В цыганском пении неизбежно – в силу его открытой обнаженной эмоциональности – утрировались одни стороны русского песенного искусства и стирались, исчезали другие (например, благородная сдержанность в лирическом излиянии). Исполнение народных танцев и плясовых песен напоминает «разухабистость кабацкого пошива» [17.С.65].

В целом, картина музыкального быта в столицах – если оценить реальное место и положение в ней народного песенного искусства – была достаточно сложной, пестрой и противоречивой. В среде серьезных ценителей и любителей фольклора зреет убеждение, что с народной песней и – шире – с народным искусством происходит, что-то неладное, меняющее саму его суть, и чем далее к концу XIX века, тем определеннее, увереннее, резче высказываются подобные суждения [20.С.56]. Отрицательным в развитии традиционного народного песенного искусства является и выступление народных хоров, под управлением «певцов-самоучек», не только на открытых эстрадах народных гуляний и городских садов, не только с театральной сцены в дивертисментах – хоры активно привлекаются (высокие гонорары!) и в ночные рестораны, в кафе-шантаны, где петь приходилось уже не перед зрителями и слушателями, а перед сидящими за столиками «посетителями»[17.С.28]. Новые условия, запросы «посетителей», жаждавших развлекаться властно воздействовали и на репертуар народных певцов, и на их исполнительскую манеру. В кафешантанных хорах «вырабатывается тот специфический стиль народных песен, который заслужил наименование «трактирного» – чисто формальный, поверхностный подход, не учитывающий мелодического склада песен, слащавый лиризм и чувствительный мелодраматический надрыв, произвольная ломка ритмической стороны мелодии с неожиданным форсированием отдельных звуков в середине фразы или внезапным их ослаблением до шепота [17.С23].