ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 706
Скачиваний: 1
53. Тувинцы.
54. С рождением Иисуса Христа.
55. Григория Партева.
56. 988 год.
57. 1448 год.
58. Американская православная церковь.
59. Виттенбергского университета.
60. Много книг.
61. Никео-Цареградский символ веры.
62. Иисуса Христа.
63. Крещение.
64. Преподобный Сергий Радонежский.
65. Тамплиеров.
66. Пасха.
67. Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
68. «Чья страна, того и вера».
69. 1765 год.
70. Об избранности к спасению и о предопределении.
71. У адвентистов седьмого дня.
72. Аскольд и Дир.
73. Елена.
74. Добрыня Никитич.
75. 1261 год.
76. Митрополит Пётр.
77. Митрополит Алексий I.
78. 1589 год.
79. При царе Алексее Михайловиче.
80. 1722 год.
81. После Февральской революции.
82. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
83. «О свободе вероисповедания».
84. Печатью пророков.
85. Личное мнение богослова – правоведа.
86. Мюридизм.
87. Доктор философии П. Постников.
88. На рубеже 90-х годов.
ГЛОССАРИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕРМИНОЛОГИЯМ:
БУДДИЗМ
Абхиджня (санскр.), абхиння (пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при котором появляются шесть способностей: 1. видеть всё, что пожелаешь; 2. различать и понимать любой язык; 3. проникать в чужие мысли; 4. знание всех своих предыдущих жизней; 5. знание предшествующих жизней других существ; 6. свобода от любых желаний.
Абхидхама (пали), абхидхарма (санскрит.) – питаки – третий и последний после Виная – питаки и Сутта – питаки раздел буддийского канона. Буквальный перевод – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Это собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание этой корзины составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии (теории познания).
Авалокитешвара (санскрит) – ботхисатва в мифологии махаяны и ваджраяны, выстцупающий как олицетворение сострадания. Этот мифологический образ сложился в последние века до н.э. Он считается эманацией (исхождением, происхождением) будды Амитабхи. Известны 32 его формы ( в т.ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишна,Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне, где он имеет 6 рук, 11 лиц, образовавшихся от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. Авалокитешвара весьма почитаем в китайском и японском буддизме.
Авеста – возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Он содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.
Авидья (санскрит.) – невежество или заблуждение. Это первоначало зла и страдания в жизни, поскольку именно невежествоне позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности и пр.
Агванхайдав (1779-1838 гг.) – идеолог и основатель обновленческого движения в монгольском ламаизме.
Агинский дацан (тибетское название – Даши Лхундублинг) – ламаистский монастырь в Бурятии, действующий и в настоящее время. Он строился с 1811 по 1816 гг. Его божество охранитель (сахюсан) – Джамсаран. Кроме главного храма (цокчина) в мостыре имелось 7 малых сумэ в честь славных богов пантеона – Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. Этот дацан известен тем, что с самого основания здесь совершался ежедневно, 4 раза в день хурал.
Агон-сю – одна из наиболее популярных т.н. новых религий Японии, делающих упор на религиозный фундаментализм, мистицизм, различные виды магии. Агон-сю основана в 1978 г. Кирияма Ясуо, последователем эзотерического буддизма школы Сингон-сю. В этой религии сочетается проповедь ранних буддийских текстов с магией и мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов отшельников. Согласно Агон-сю только на таком сочетании религия способна помочь «неприкаянным духам предков, кишащим в окружающем человека мире, а также оббрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». В культе этой религии имеются заимствования и из различных религиозных течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тибетского мистицизма. Она пользуется большой популярностью среди молодёжи (40%) и составляет 200-300 тысяч человек.
Аджанта – комплекс пещерных храмов в горах Аджанта на плоскогорье Декана (Центральная Индия), созданные во 2-м в. до н.э. – 7-м в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер. В некоторых из них сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6-му в. н.э.
Адепт (от лат. adeptus – достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Акусала (пали) – неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являлются чёрная свинья, красный петух, зелёная змея.
Амидаизм (иногда Амидизм) – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, который возник и оформился в Китае в 5-6 вв. Это направление получило название по имени главного будды этого течения – Амиды. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные догматические положения данного направления. Целью адепта амидаизма является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.
Амитабха (санскрит) – будда в мифологии махаяны и ваджраяны, который олицетворяет неизмеримый свет. Его культ возник в Индии в первые века н.э. Амитабха является создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возраждаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабха живые существа.
Амогасиддхи (санскрит) – один из будд в буддийской мифологии, который является олицетворением непогрешимой истины.
Ананда – двоюродный брат принца Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45-ти лет. После смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений – Сутта-питака.
Анитья (санскрит), аничча (пали) – непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Из-за этого непостоянства бытию присуще страдание (буккха) и отсуствие самости (анатман, анатта). Понимание непостоянства жизни само подвержено изменениям, разрушениям и исчезанию, что является первой стадией достижения нирваны.
Апокрифы (от греч. apokrifos – тайный, сокровенный) – ранние произведения религиозной литературы, не включённые церквами в канон.
Архат (санскрит), арахат (пали) – дословно (достойный) – человек, прошедший четырёхступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К чилсу архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды. В традиции хинаяны их насчитывается 16, в традиции махаяны – 18. В хинаяне архаты более популярны, чем в других направлениях буддизма. В махаяне путь архата – это лишь часть пути бодхисаттвы.
Асана (санскрит) – поза. Это ряд фиксированных поз, т.е. положений ног и тела. Например, «ваджрапаньянка-Асана» является позой со скрещенными ногами для медитации. В индуистической йоге существует поза, называемая лотосом. «Тандава-Асана» - танцующая поза, применяемая для изображения канона ваджраяны. Всего в северном буддизме используется около 20-ти Асана.
Аскетизм – практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала. Он появился в Индии в поздневедийский период (ок. 1500-1200 лл. до н.э.). Эта практика была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге, и джайнизме). Будда попытался с помощью аскетизма достичь просветления, но не достиг его, осудил чрезмерный аскетизм в первой же своей проповеди и советовал следовать «срединному пути». Единственный аскетизм, который буддизм поощрял, это самоконтроль за физическим состоянием тела как средства к достижению самоконтроля над сознанием, т.е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства.
Асуры ( а-суры – не боги) – персонажи индийской мифологии, которые вначале обитали на небесах и были равны богам. Потом из-за постоянных конфликтов с богами они были низвергнуты на более низкие уровни вселенной, за что и получили своё название.
Атман (санскрит) – буквально «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность». «Я» - одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности. Поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны друг другу. Концепция атман всегда опровергалась буддистами.
Байляньшэ (общество или школа Белого Лотоса) – учение, которое первоначально представляло собой одно из направлений китайского буддизма, созданного известным китайским монахом Хуэйюанем (334-416 гг.). В центре учения – вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи. Школа «чистой земли», возникшая в 7-8 вв. поглотила байляньшьэ и Хуэйюаня рассматривала как своего первого патриарха. С 12 в. байляньшьэ стало одним из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Центральным культом байляньшьэ является почитание Амитабхи. Позднее этот культ дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологическими мотивами.
Баймасы (Монастырь Белой лошади) – один из древнейших буддийских монастырей в Китае, в 12-ти км. к востоку от города Лояна (провинция Хэнань). По традиционным представлениям он был основан в 64 г., когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). В современной науке это предание считается апокрифическим, т.е. не включёнными в канон буддизма.
Баюнь-цзун (с китайского – Школа Белого облака) – одна из школ в китайском буддизме Хуаянь-цзунь, основанная монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121 гг.). Название школы получено от названия обители, где она создалась «Баюнь-ань», и имени основателя. Цинцзюэ разделил различные течения в буддизме на 10 категорий, наивысшей из которых провозгласил «колесницу Будды», объявленная им «внезапным учением». Девять других учений считались «постепенными учениями. Цинцзюэ отстаивал также принцип «единства трёх учений», а именно буддизма, даосизма и конфуцианства. Его последователи не принимали монашеский постриг, но практически вели полу монашеский образ жизни. В 1202 г. эта школа была запрещена императорским указом. В последствии против неё неоднократно издавались государственные декреты.
Банди (монг.) – низшая монашеская степень в ламаизме. Это послушник, принявший 5 обетов.
Бардо (тибет.; санскрит – антарабхава) – «промежуточное состояние» - между смертью и последующим рождением, между сном и бодрствованием…Согласно учению о бардо между смертью и последующим рождением умерший существует в виде самостоятельного существа «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться. Но тело это призрачно. Его могут увидеть такие же гандхарвы, или люди с паранормальными способностями. Гандхарва пребывает в бардо до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7-ми дней. Если такие условия не сложились, то гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7-ми раз. Общее время пребывания в бардо не может превышать 49-ти дней. В бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии бардо достигается освобождение, а также приёмы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение.
Бодхи (санскр., пали, дословно – «пробуждение», «просветление») – одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Существуют разные уровни достижения этого состояния: низший – состояние архата, высший – бодхисаттва и будда. Бодхи является целью каждого буддиста. Для этого необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к не двойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я».
Бодхисаттва (санскрит., буквально «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды.
Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же литературный язык. У них общая конечная цель – «состояние пробуждения».
Бонза (от японского – бодзу) – главный монах в буддийском храме. В европейской литературе бонзаем называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга.
Брахманизм – Вторая стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индуизма, развивавшая в результате приспособления к ведической религии.
Будда и обыкновенный человек – одна сущность – доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее существенное тождество Будды и всех других живых существ. В основе доктрины лежит признание Будды в «теле дхармы», что это единственная истинная реальность универсальной субстанции (абсолют), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их природой, которую не видят её обладатели из-за непросветлённости.
Бурхан – тюрко-монгольская модификация термина «будда». В мифологии этих народов Будда воспринимается как бог-учитель «Бурхан-багша».
Бхута (пали) – невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т.д.
Ваджра (санскрит.; тиб. Дордже, яп. Конгосё, кит. Дзиньганси, монг. Очир) – символ буддизма. Тексты определяют его словесный образ – алмаз, громовой топор, пучёк скрещённых молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. До буддизма ваджра была известна как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Её эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4-мя или 100 углами, 1000 зубцами.
Ваджрапани (санскр. – букв. «рука, держащая ваджру») – один из ботхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Ваджрапани обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главной функцией является уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о нём говорят, что он сопровождал