Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание законности и правопорядка
1.2. Основные требования и гарантии законности
2. Общая характеристика принципов законности
2.1. Принцип единства законности
2.2. Принцип верховенства закона
2.3. Принцип всеобщности законности
2.4. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности
Обеспечение законности позволяет судить о том, каков характер реализации субъектами права - осуществляется ли это на основе правовой культуры, уровня правосознания.
Для того, чтобы законы соблюдались всеми субъектами правового общения, в качестве формы реализации законности мы выделяли всю правоохранительную систему, и правоохранительную деятельность государства, а также и такие механизмы, как конституционный контроль и конституционный надзор. Стоит обратить внимание на тот факт, что понятие законности очень тесно связано с понятием дисциплина.
1.2. Основные требования и гарантии законности
Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием нормы права. В отличие от принципов, которые выражают содержание законности, действуют во всех ее сферах и относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений1.
Требование, связанное с отдельными видами деятельности, определенных субъектов. Например, требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке, которое относится к органам государства.
Основные требования законности таковы:
-
Соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов1; -
Верховенство закона, которое означает реализацию всех правовых предписаний; -
Обеспечение неукоснительной реализации прав, свобод и обязанностей всех субъектов права. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к государству. Иными словами, гарантированность прав и свобод личности, которое выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина2. -
Борьба с правонарушениями, которое означает, что любые отступления от предписаний закона должны своевременно пресекаться, а последствия правонарушений – устраняться. Виновное лицо в совершении правонарушения должно привлекаться к ответственности, то есть понести адекватное содеянному наказание3. Иными словами, неотвратимость наказания за нарушение законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто. -
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Это правило обращено не только к правоприменителям, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола волюнтаризма и субъективизма. -
Связь законности и демократии (имеет место дискуссия о формальной законности, когда речь идет о подчинении законам вне зависимости от их содержания, и правовой законности, когда речь идет не только о подчинении законам, но и о требованиях к их содержанию, в общем сводящихся к соблюдение прав и свобод личности).
Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим законности1. Как мы видим, эти требования обращены прежде всего государству, поэтому законность и выступает как принцип его деятельности. Требования законности не претворяются в жизнь автоматически2.
Для того, чтобы законность как таковая была реализована необходимы определенные гарантии.
Необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, политических и юридических мер, обеспечивающих реализацию законности3. Эти факторы характеризуются как гарантии законности.
Гарантии законности – это совокупность условий и средств, обеспечивающих законность. Они делятся на две большие группы: общие и специальные. К общим можно отнести: экономические, политические, социальные, духовные, правовые и иные. В частности, речь идет о том, что для того, чтобы говорить о законности, о реализации принципа законности и использование ее методов необходимо, чтобы были определенные экономические предпосылки. Это реализуется в целях реализации соответствующей экономики, социального уровня жизни населения, духовных прав. В конечном итоге, человеку действительно можно было участвовать в управлении государством, реализовывая свои политические права и свободы.
Общие гарантии – это объективные, экономические, политические и другие условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование4. Помимо объективных условий, на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Иными словами, общие условия – это объективные условия общественной жизни, в которых реализуется правовое регулирование. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей.
Общие гарантии не связаны с использованием специальных юридических средств и методами воздействия на личность, общество и государство.
Первый вид гарантии – это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйства и т.д.
Второй вид гарантии – политический. Это состояние государственной власти, развитие институтов демократии.
Третий вид гарантии – духовный. Оно определяется уровнем обще – политической правовой культуры населения1.
Четвертый вид гарантии – социальный. Это условие социальной стабильности и уверенности граждан, внезыблемости своих прав и свобод, жизненный уровень населения, рост для отсутствия безработицы, стоимость жизни, социальных услуг. Все это самым непосредственным образом влияет на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо наоборот, на законопослушное поведение.
К специальным гарантиям можно отнести: организационные и юридические.
Специальные средства обеспечения законности (гарантии) – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности2. Юридические средства – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно – правовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод1. Это, прежде всего, юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия.То есть сами юридические средства и методы, связанные с противодействием преступлению, юридическая ответственность итак далее. Сюда следует соотнести и сами нормы права.
Такие условия и средства, которые имеют специфическую форму выражения и закрепления, обеспеченные действием специальных юридических механизмов. Это может быть закрепление конкретной юридической процедуры по реализации того или иного права.
Здесь важно выделить средства пресечения правонарушений, меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений, юридическую ответственность2. Процессуальные средства, которые состоят в процессуальном обеспечении прав и свобод граждан и организационные3.
К организационным гарантиям можно отнести органы, которые осуществляют контроль, надзор за исполнением законов, занимаются вопросами, которые связаны с привлечением к ответственности.
Гарантии законности – это объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность4.
Таким образом, требование законности – это то, чего требует законность, то есть сформированные в общем виде правовые предписания: соблюдение, исполнение которых делает явление законным. Гарантии законности обусловлены закономерностями общественного развития, это – система условий и средств, которые обеспечивают процесс реализации законности.
Гарантии законности представляют собой совокупность условий и средств, при помощи которых обеспечивается соответствующий режим. В данном случае речь идет об обеспечении реального действия законов и подзаконных актов.
1.3. Законность и правопорядок в демократическом государстве
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, которая понимается как состояние, урегулированности общественных отношений, основанная на реализации всех социальных норм и принципов1. Общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм, а именно норм морали, обычаев, корпоративных и религиозных норм2. В силу этого, он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Однако, сказанное не означает, что общественный порядок и его состояние безразличны государству, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой стороны, состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка.
Различие законности и правопорядка проходит по следующему критерию: во – первых, у них разный функционал. Цель законности – установить законы, то есть принять их, определить круг субъектов правового общения, пределы правового регулирования и так далее. Цель правопорядка – сделать так, чтобы законы были реализованы. Отсюда их следующее различие – это особый характер связи между законностью и правопорядком с той реальностью, которая их сопровождает. Речь идет о том, что законность является причиной, а правопорядок следствием.
Законность и правопорядок имеют различное качественное выполнение. И если содержанием законности выступает содержание особых законов, то содержание правопорядка - это содержание тех связей, которые сложились в результате реализации такого закона.
Исходя их характера законности и правопорядка формируется государство отдельных укреплений. В реальности оно распадается на огромное число таких блоков или направлений, что раскрыть их бывает порой сложно.
Правопорядок никак не включает в себя правонарушение, если мы в реальности сталкиваемся с ситуациями, когда некоторые субъекты права ведут себя противоправно, то эти укрепления законности и правопорядка заключаются в том, чтобы всячески бороться с правонарушениями и с их последствиями в целях искоренения ее из реальности.
Также в научной литературе выделяют принципы правопорядка. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм в соответствии с принципом законности