Файл: 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Государственно- педагогический институт

(наименование института полностью)

Педагогика и психология

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика дошкольного образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №3
по учебному курсу «Дошкольная педагогика»

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Е.А. Кузовкова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2001а













Преподаватель

С.Е.Анфисова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023
Практическое задание 3. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков

Показатели усложнений культурно-гигиенических навыков (кгн) в разных возрастных группах



Возрастная группа

Задачи по формированию кгн


Методы формирования

кгн

навыки поддержания чистоты тела

навыки одевания, раздевания

навыки культуры питания

навыки опрятности

Первая младшая

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Во время еды учить детей правильно держать ложку.


Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

– совместное выполнение действия;

– расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением;

– игры-занятия, игры-упражнения («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.) с подгруппой детей;

– включение в игры-занятия разнообразных игрушек, предметов (щеточки, расчески, носовые платки, столовые приборы и т.п.);

– участие в играх-занятиях ребенка старшей группы, который показывает непосредственно само действие (одевание, умывание);

– постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия;

– введение игровых персонажей: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»;

– поощрение и положительная оценка самостоятельного выполнения («Молодец, Олечка, – сама моет руки»),

в дальнейшем – оценка качества действий («Олечка умылась – на полу нет ни одной капельки, молодец»);

– использование произведений устного народного творчества.

Вторая младшая

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.

Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши.


Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать потребность в соблюдении навыков опрятности в повседневной жизни.

Приучать детей следить за своим внешним видом. Приучать насухо вытираться после умывания,

вешать полотенце на место после использования, пользоваться расческой и носовым платком.

- показ и объяснение, упражнения в повторении действий.

- игры-занятия, игры –упражнения, построенные так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей.

- постепенное введение игр – соревнований.

- постепенное предоставление большей самостоятельности, минуя показ действий, создание возможности для самостоятельных упражнений по объяснению, напоминанию (воспитатель, осуществляя контроль, может обращаться к детям с вопросами, направляющими на необходимость действовать определенным образом).

- сюжетно – ролевая игра (например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком, после чего воспитатель вложил платочки всем куклам в карман для закрепления детьми в игре навыка пользования носовым платком, играя с «больными» куклами).

- пример взрослого, пример старших детей (поощрения носят косвенный, предупредительный характер: «посмотрите, как чисто и быстро Таня вымыла руки, теперь, Таня, покажи, как ты умеешь их вытирать»).

Средняя


Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.


- напоминание воспитателем последовательности действий (используется, в основном, в случае недостаточной сформированности навыка или его усложнения).

-демонстрация способа действий (направлена главным образом на освоение наиболее сложных элементов отрабатываемого навыка и его совершенствование).

- приемы косвенного влияния (показ лучшего примера, игровые приемы, беседы).

- простые, легко запоминающиеся стихи, соответствующие иллюстрации, фотографии, просмотр диафильмов, рисунков (в т.ч. с юмористическим содержанием).

- игры – ситуации (например, с нарушением последовательности действий).

- смена характера указаний на обобщенный (например, «готовимся к обеду»).

Старшая


Формировать привычку самостоятельно следить за чистотой тела.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Формировать привычку следить за

опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

-выдвижение перед детьми не только мотивов, связанных с личной пользой, но и мотивов общественной пользы («чисто вымоешь руки – сбережешь труд прачки, мамы»).

- использование косвенных приемов воздействия, направленных на осознание целесообразности последовательности тех или иных действий (например высказывать одобрение тем, кто правильно повесил одежду; наводящие вопросы, отвечая на которые ребенок осознает рациональность действий; прием совместного обсуждения с детьми некоторых вопросов, например, как лучше расставить стульчики для одежды перед сном).

- контроль и поощрения косвенного характера («Мария Ивановна, сейчас здесь можно не убирать, видите, как чисто!»; «Сейчас я посмотрю, чистые ли полотенца»).

- замечания (стоит делать деликатно, в индивидуальном порядке)


Подготовительная


Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды.

Воспитывать привычку быстро раздеваться и одеваться.

Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, чистотой одежды и обуви.

мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой.

- привлечение к оборудованию процессов одевания, умывания.

- этические беседы; чтение художественных произведений; игры-инсценировки; используются пословицы, поговорки; беседы-миниатюры, рассказы-миниатюры (в утренние, вечерние часы), в основу которых могут быть положены события и ситуации, которые педагог наблюдал в реальном поведении детей.

Линии усложнения кгн

  • по степени самостоятельности ребенка

  • по приобретенному ранее опыту ребенка

  • по осознанию значения соблюдения правил личной гигиены и, как следствие, осознанного их выполнения

  • по развитию кгн до такого уровня, при котором поведение ребенка будет носить устойчивый характер в любых, даже измененных условиях