ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Государственно- педагогический институт
(наименование института полностью) |
Педагогика и психология |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика дошкольного образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №4
по учебному курсу «Дошкольная педагогика»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Е.А. Кузовкова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-2001а | |
| | |
Преподаватель | С.Е.Анфисова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое занятие 4. Дидактические игры как средство сенсорного воспитания дошкольников
-
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.
Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Материал. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.
Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе. Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.
Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия. Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый.
Усложнение: После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1—2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — зеленый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д. Если кто-либо из детей будет употреблять слова — названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины». Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей. Занятие длится 10—12 мин, проводится с детьми 1 раз.
-
Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
Цель. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету соотносить по цвету разнородные предметы.
Материал. 8—10 двухцветных столиков с грибочками.
На занятии используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный — синий, желтый — зеленый, черный - белый, оранжевый — фиолетовый, а также и более близкие: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. п.
Ход занятия. Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».) Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить 2 грибочка разного цвета на части столика такого же цвета. После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный — синий, черный — белый, оранжевый — фиолетовый и т. п.
Усложнение: По мере выполнения детьми первого задания воспитатель пре доставляет им возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый — оранжевый, красный — оранжевый, синий — фиолетовый и т. д. Занятие проводится с детьми 1 раз в течение 12—15 мин.
-
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов)
Цель. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 10 элементов белой и по 10 элементов красной мозаики. Для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.
Ход занятия. Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что
такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок — над домиком. Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и разместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики. Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом воспитатель выясняет, как каждый из них понял задачу. Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Усложнение: Размещение флажка (красного элемента мозаики) может быть несколько различным: либо сверху, либо слева сверху, либо справа сверху. Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращенных к детям: «У тебя все домики с флажками?» Отдельные, самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели. Занятие проводится 1 раз продолжительностью 8-10 мин.
-
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»
Цель. Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.
Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке отобраны 10 элементов зеленой, 10 — красной, 5 — белой, 5 — желтой, 5 — синей мозаики.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям мозаику, поясняет, что елочки бывают такого (зеленого) цвета, и размещает у себя на панели зеленую мозаику. Затем воспитатель показывает детям элементы красной мозаики, поясняет, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели воспитатель размещает грибочек — элемент красной мозаики. Затем снова берет элемент зеленой мозаики (елочку), размещает его, чередуя по цвету елочки и грибки. Воспитатель повышает эмоциональную активность малышей словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок». После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по 2 элемента зеленой и по 2 элемента красной мозаики.
Усложнение: Затем педагог раздает каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы. Дифференцированное руководство осуществляется различными методами в зависимости от степени успешности выполнения детьми задания. При единичных ошибках достаточно вопроса: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» В других случаях дети могут правильно разместить 2—3 пары элементов, затем начинают ошибаться. «Почему два грибка вместе?» — спрашивает воспитатель, помогая исправить ошибки. Некоторые дети могут нуждаться в поэлементном диктанте. В таком случае помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек». Занятие длится 10—12 мин, может проводиться 1—2 раза. 5. Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами» Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»
Цель. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5 предложенных.
Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке 10 элементов желтой, 10 — белой, 5 — красной, 5 — синей, 5 — зеленой мозаики.
Ход занятия. Показывая детям элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синей мозаики, размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывает 1 элемент белой мозаики, поясняет, что такого цвета бывает гусь. Далее демонстрирует элемент желтой мозаики и тоже объясняет, что такого цвета бывает гусенок. Разместив на панели элементы белой и желтой мозаики поочередно, воспитатель говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого приглашает к своему столу всех детей поочередно и предлагает им найти по 1 элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели. Когда все элементы будут поочередно размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси». Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Усложнение: Затем воспитатель дает каждому ребенку комплект мозаики для самостоятельной работы. Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант