Файл: Вернадский Г В Русская история гл 1 с 23 - 39.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Западная Евразия как колыбель русского государства

Русское государство появилось в западном углу области, прозванной нами Евразией, по крайней мере в Ш веке: терри­тория, лежащая между Балтийским морем, Доном, Черным морем и нижним Дунаем, постепенно заселялась племенами восточных славян8. В течение VIH и IX веков эти племена бы­ли объединены норманнами, которые проникли в глубь мате­рика по пути, идущему от Балтики. Это событие обычно бе­рется за дату основания русского государства. Однако в дейст­вительности политическая жизнь на территории, занятой во­сточными славянами, в Южной России началась много рань­ше. Ее социальные и политические формы сосредоточивались вокруг торговли между лесными регионами и пастушескими землями Евразии, Черным морем и Востоком.

2. Возникновение политической жизни в западной Евразии. Кочевые империи. Скифы и сарматы

Первыми обитателями южнорусских степей, о которых мы имеем определенное знание, были скифы. Это племя лин­гвистически принадлежало к иранским народам, но по образу жизни стояло ближе к турко-монголам. В действительности не исключено, что даже в то время происходило смешение ра­совых групп и среди скифов находились по крайней мере не­большие вкрапления турок и монголов.

Скифы — их излюбленным занятием была война, а бли­жайшим спутником — лошадь — появились в Южной Рос-

сии приблизительно в VII веке до нашей эры. В евразийских степях они нашли себе соседей в лице турок, которые населя­ли Алтай и Монголию. Вместе с этими двумя группами они поддерживали линию связи между Китаем и Грецией. Север­ное побережье Черного моря в это время было занято грече­скими колониями — Ольвией, в устье Буга, Херсонесом, вблизи сегодняшнего Севастополя, Пантикапеем, на террито­рии Керчи, — и еще многими другими. Скифы с этими пере­довыми постами греческой цивилизации установили ожив­ленные торговые отношения. Греческие художники и ремес­ленники делали домашние вещи для скифских властителей и других скифов из богатых классов. Много образцов греко-скифского искусства (некоторые из них находятся теперь в Эрмитаже) было найдено при раскопках в южной России.

Греческие авторы оставили нам интересные сведения о жизни и обычаях скифов. Греческий историк Геродот (V век до нашей эры) в своем описании скифов рассказывает, что они занимали территорию от устья Истра (Дуная), вверх по рекам Борисфену (Днепру) и Танаису (Дону) далеко на север и восток от Черного моря. По имеющимся о скифах данным, в особен­ности по их объему торговли с греками на юге и с турками, монголами и китайцами на востоке, выглядит вполне вероят­ным, что они временами умели объединить под своей властью не только степи, но и часть лесистого Севера. И в самом деле, существуют археологические доказательства, что вдоль гра­ницы этой лесистой области были основаны их торговые посе­ления.

3. Аланы и анты

В начале IV века до нашей эры на скифов стал оказывать давление другой народ иранской группы — сарматы. К кон­цу П века до н.э. они заняли берега Черного моря.

Наиболее могущественным племенем среди сарматов были аланы9, которые до прихода гуннов выделялись в степях как лучшие наездники. Веками они славились как хорошо воору­женные воины, оружие которых было богато украшено драго­ценностями. Множество образцов их излюбленного оружия

длинные копья и длинные железные мечи — обнаружено в курганах на Северном Кавказе и в Южной России. Они раз­вили собственный особенный художественный стиль, вариа­цию скифского «звериного стиля». Для него было характерно


26

27


обильное использование эмали и инкрустация драгоценными камнями. Знаменитые новочеркасские сокровища, обнару­женные в 1864 году, предположительно относятся к части бо­гатств аланских владык, которые жили в I веке нашей эры.

Хотя аланы происходили из типичных кочевников, со вре­менем некоторые из их кланов перешли к оседлости. Смешав­шись с туземным сельскохозяйственным населением, они по­степенно пришли к власти в некоторых восточнославянских племенах. Многие из первых славянских князей носили алан-ские имена, и старое имя наиболее сильного восточнославян­ского племени — антов — тоже иранского происхождения. Кавказские аланы назывались асами или осами — имя, кото­рое их потомки осетины носят до сих пор. Их «внешние» кла­ны известны под именем антов10. Ведущий клан аланов назы­вался руке — «блистательный», — и от него предположи­тельно произошли имена рос или рус (позже Россия, русские).

Эти русы (в варианте росы) упоминаются в сирийской хро­нике в середине VI столетия. Примерно в то же время писав­ший на латинском языке готский историк Иордан упоминает антов в связи с событиями в IV веке, когда они уже создали свое государство11. Археологические и лингвистические сви­детельства убеждают нас в том, что анты, должно быть, суще­ствовали в Южной России в виде славянского племени во гла­ве с аланскими вождями с Ш века нашей эры и рано достигли сравнительно высокой степени цивилизации. Они успешно занимались и земледелием, и разведением скота, у них были фруктовые сады и овощные огороды, они развили такие виды ремесла, как ткачество и керамика, они изготавливали же­лезные предметы и оружие. Временами небольшие кланы и семейные общности соединялись вместе в большие племен­ные союзы и объединения, и там без сомнения могли сущест­вовать определенные идеи, касающиеся социального порядка и организации. В этой связи интересно отметить, что слова «правосудие» (правда) и «право» (закон) относятся в славян­ском словаре к древнейшим.

С незапамятных времен славяне были художественно ода­ренным народом, выражавшим свои чувства в музыке и пе­нии. Их религия, представлявшая собой конгломерат самых различных источников, первоначально составляла веру в предков и в природные силы (такие, как свет), включая реки и деревья, в которых жили нимфы и духи. Впоследствии бо­лее тщательно разработанная система была развита под влия­нием иранских религиозных верований, с одной стороны, и

северной мифологии — с другой. Если славянский Перун, бог грома и молнии, перекликается с тевтонским Пором, другие члены раннего русского пантеона более родственны иранским богам и духам. Весь сарматский период продолжалась вера в Великую Богиню скифов, и представление о ней наложило четкий отпечаток на русское народное искусство, стало, на­пример, заметным мотивом в ранних вышивках. «Мать-Зем­ля» в русском фольклоре — другой интересный пример упор­ного сохранения в памяти (в другой форме) того же иранского

мифа.

Согласно византийскому историку VI века Прокопию Ке-сарийскому анты первоначально жили в условиях политиче­ской демократии, когда все общественные дела обсуждались на собраниях кланов и племени. Из других источников, одна­ко, известно, что некоторые из антских князей были наделе­ны значительной властью, и, по-видимому, класс аристокра­тии постепенно вошел в силу, по мере того как вожди обогати­ли себя военной добычей и пленными. Богатый клад из золо­та и драгоценностей, найденный под Полтавой, находится те­перь в Эрмитаже. Были найдены также предметы, значитель­но меньше украшенные, предположительно принадлежав­шие рядовым членам племени, — диски или кольца из брон­зы, серебра и золота. Они служат дополнительным доказа­тельством сильного развития в народе художественного вооб­ражения и искусства.

4. Готы и гунны

В Ш веке нашей эры господствовавшие в южнорусских степях сарматы были потеснены германскими племенами го­тов, которые спустились вдоль Днепра и Дона. Завоевав за­падный угол евразийских степей, готы вскоре усвоили и обы­чаи кочевников, и материальную культуру народа, который они отбросили. Со временем они сами стали конными воина­ми, и примерно в середине IV века организовали сильное воен­ное государство во главе с Эрманарихом12. Поскольку они ус­пешно покоряли одно восточнославянское племя за другим и принудили крестьян работать на себя, казалось, что они уста­новили постоянную власть тевтонов над славянами.

Однако к концу IV века новое наступление с востока в свою очередь сокрушило власть готов. Этими вторгнувшимися бы­ли гунны, турецкое племя, ведомое военной аристократией,


28

29


похожей на ту, монгольскую, которая много позже, в XIII ве­ке, опустошила Россию.

Хан гуннов сначала сделал своими вассалами аланов, а за­тем повернул на готов, которых он легко разгромил. Уязвлен­ный этим поражением, король готов Эрманарих покончил жизнь самоубийством, а племя стало отступать в западном на­правлении, к низовьям Дуная. Однако в области Буга, кото­рая лежит между этой рекой и их убежищем, жило племя ан-тов. Отказ антов разрешить проход готам привел к кровавому конфликту. Готы уничтожили один из антских отрядов, и на­следник Эрманариха приказал распять антского вождя Боза, всех его сыновей и семьдесят старшин. К этому времени хан гуннов разрешил аланам под своим контролем прийти на по­мощь их родственникам — антам. Готы опять были разгром­лены и прогнаны дальше на запад. Но даже там им не удалось полностью избежать власти гуннов, так как гунны, очевидно последовав за ними, двинулись в западном направлении, и под контроль Атиллы перешла большая часть Центральной Европы.

В последние годы жизни Атиллы центром его власти стала Паннония, западный форпост евразийских степей, теперь из­вестный как Венгрия. Стратегически выгодно расположенная для грабительских походов на Средиземноморское побе­режье, Рим и Византию, Паннония долго была излюбленной целью нашествий кочевников, пока, наконец, в конце IX века ее не заняли мадьяры. Хотя империя Атиллы одно время за­нимала громадную область с востока на запад, после его смер­ти она быстро распалась на части и открыла пути для образо­вания новых политических организаций. Остатки гуннов, возможно, отступили в область Азова, где они были известны как племя болгар.

5. Литовцы и финны

В то время как в южнорусских степях кочевые иранские и турецкие племена теснили друг друга, леса по обе стороны Уральских гор занимали финно-угорские племена. Финны со­ставляли северную, или уральскую, ветвь финно-угорских на­родов. Южная группа принадлежала к мадьярам, в культур­ном отношении связанным с турками. Северные финские пле­мена жили, растворившись в лесах северных регионов, и бы­ли народом охотников и рыболовов. Питались они в основном

рыбой, одевались в меха, которые были главной статьей в торговле с соседями. Сообщение между ними было очень за­труднено, велось только по рекам, поэтому они не смогли со­здать сильной власти. Когда на севере началась волна славян­ской колонизации, северные племена были не в состоянии ей противостоять. По мере внедрения славян на их территорию финны или уходили, или постепенно растворялись в постоян­но возраставшей массе пришельцев.

В северо-западной России, в бассейне Западной Двины и Немана, жила группа балтских, или литовских, племен, кото­рые лингвистически принадлежали к индоевропейцам. Стра­на, которую они занимали, была преимущественно лесистой, но не в такой степени, как у финнов. Даже в этот ранний пери­од некоторые земли были очищены от лесов, и народ частично занимался земледелием. Эти ранние литовцы жили не в де­ревнях-общинах, а изолированными хозяйствами, так, как их потомки поступали много позже — в XVI и ХУЛ веках. Основой социального единства была семья, глава ее распола­гал абсолютной властью над ее членами и домашними слуга­ми. В случае чрезвычайной опасности несколько таких семей­ных кланов могли объединиться для общей обороны. Эти объ' единения давали возможность управлять большими литов­скими племенами. Со временем они стали воинственным на­родом, и курганы этого региона содержат много образцов же­лезных секир, копей, мечей, а также удил, стремян и других конских принадлежностей.

6. Византия, анты и авары

Во время преобладания гуннов анты заняли регион около Донца и Буга. Их отдельные поселения и анклавы появились в области Нижнего Дона, Крыма и даже в такой дали, как Се­верный Кавказ. Продвигаясь вперед в юго-западном направ­лении (в период, последовавший за расчленением гуннской империи), некоторые антские группы оказались в Бессара­бии. В VI столетии, присоединив другие славянские племена, они совершали опустошительные набеги на византийские владения к югу от Дуная.

Византийские императоры попытались устранить анто-славянскую угрозу дипломатическими и военными мерами. Неутомимо сеялись семена раздоров, пробуждая различные этнические и социальные группы к борьбе между собой, и


30

иногда эта стратегия срабатывала так успешно, что анты и склавины (славяне) забывали про общего врага, Византию, и вместо него принимались истреблять друг друга. Однако в це­лом Византия была вынуждена бороться с ними при помощи своих вооруженных сил. Интересно отметить, что часть этих отрядов состояла из наемных «варваров» тех же самых расо­вых групп, что и их враги.

Многие из наемников занимали высокие посты в админи­страции и армии. Одному из них — военачальнику Хвилибу-досу — по происхождению анту, император Юстиниан I дове­рил оборону дунайской укрепленной линии. Хвилибудос был лоялен по отношению к императору и доблестно сражался против антов-славян. Нанеся им тяжелые удары во время кампании севернее Дуная, он, по всей вероятности, погиб в битве (534 год). Однако через несколько лет среди антов раз­несся слух, что Хвилибудос не убит, а тайно уехал к своим родственникам, где и скрывается. Действительно, через неко­торое время появился какой-то мужчина, назвавший себя Хвилибудосом, и все племя с восторгом провозгласило его сво­им вождем. Но этот первый самозванец из длинного ряда в русской истории потерпел неудачу. Завлеченный под предло­гом торговой сделки в Константинополь, он был предательски арестован по пути и исчез со скрижалей истории. Несмотря на этот эпизод, позже, на короткое время, анты стали союзника­ми империи.

Около 560 года политическое равновесие в понтийских сте­пях было опять нарушено вторжением двух кочевых племен, двигавшихся в западном направлении. Главенство среди них принадлежало аварам, которые на востоке испытывали силь­ное давление со стороны турецких племен, первоначально обитавших в Алтайском регионе. Когда анты в Бессарабии мужественно отразили их попытки прорваться дальше, азары предложили переговоры. Однако события доказали, что это предложение было простой уловкой. В середине переговоров вождь антов был убит, и авары предприняли внезапную ата­ку, надеясь захватить антов врасплох. Хотя полностью на­дежды аваров деморализовать антов не оправдались, органи­зация обороны была серьезно нарушена, и атакующим уда­лось прорваться через их линии в Паннонию (568 год) и под­чинить себе существенную часть славян в Паннонии и на Бал­канах.

Пока в южной России происходили эти события, основная масса славян оказывала сильное давление на владения Визан-

31

тии к югу от Дуная. В течение VII века они смогли занять большую часть Балканского полуострова и дошли до Эгейско­го моря и Адриатики.

7. Турки и хазары

Алтайские турки, которые погнали аваров через южную Россию, теперь сами обосновались в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом. От смешения турок, за­воевавших гунно-болгарские племена, с кавказскими абори­генами, произошел новый народ — хазары, которые к 650 го­ду образовали устойчивое государство. Те болгарские племе­на, которые не пожелали подчиняться хазарскому правле­нию, были вынуждены уйти от нового государства на север и запад. Одна болгарская орда поселилась на Средней Волге и в бассейне Камы. Другая, двигаясь на запад, ушла в область Нижнего Дуная. Разбив византийцев, они постепенно устано­вили свой контроль над всей восточной частью Балканского полуострова, и, хотя завоевали населявшие этот регион пле­мена антов и склавен, сами подпали под влияние славянской культуры и со временем даже заимствовали их язык как свой собственный. Итак, хотя название болгары первоначально относилось к правящей орде завоевателей, позже оно распро­странилось на весь преимущественно славянский народ, кото­рый происходит от этой смешанной основы — современных болгар.


Примерно в то же время другая «варварская» орда — вен­гры, или мадьяры, — стала испытывать давление со стороны Кавказа. Сначала они заселили территорию вдоль реки До­нец. В то время как они признали власть хазар, им в свою оче­редь подчинились анты, которые уже давно жили в этом реги­оне. Позже мадьяры передвинулись на Буг. Оттуда в конце IX века они переселились в Паннонию, которая и стала их посто­янным домом под именем Венгрия.

Между тем аланы и славяне в области Нижнего Дона и Азова —старые племена асов и русов —стали также поддан­ными хазар. По-видимому, они были их союзниками, по­скольку этим племенам было разрешено сохранить опреде­ленную степень автономии. В период опасности они были обя­заны отправлять на помощь хазарам вспомогательные вой­ска, но эти войска имели свои особенности и сражались под командой своих военачальников. Целый алано-славянский