ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
25
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Западная Евразия как колыбель русского государства
Русское государство появилось в западном углу области, прозванной нами Евразией, по крайней мере в Ш веке: территория, лежащая между Балтийским морем, Доном, Черным морем и нижним Дунаем, постепенно заселялась племенами восточных славян8. В течение VIH и IX веков эти племена были объединены норманнами, которые проникли в глубь материка по пути, идущему от Балтики. Это событие обычно берется за дату основания русского государства. Однако в действительности политическая жизнь на территории, занятой восточными славянами, в Южной России началась много раньше. Ее социальные и политические формы сосредоточивались вокруг торговли между лесными регионами и пастушескими землями Евразии, Черным морем и Востоком.
2. Возникновение политической жизни в западной Евразии. Кочевые империи. Скифы и сарматы
Первыми обитателями южнорусских степей, о которых мы имеем определенное знание, были скифы. Это племя лингвистически принадлежало к иранским народам, но по образу жизни стояло ближе к турко-монголам. В действительности не исключено, что даже в то время происходило смешение расовых групп и среди скифов находились по крайней мере небольшие вкрапления турок и монголов.
Скифы — их излюбленным занятием была война, а ближайшим спутником — лошадь — появились в Южной Рос-
сии приблизительно в VII веке до нашей эры. В евразийских степях они нашли себе соседей в лице турок, которые населяли Алтай и Монголию. Вместе с этими двумя группами они поддерживали линию связи между Китаем и Грецией. Северное побережье Черного моря в это время было занято греческими колониями — Ольвией, в устье Буга, Херсонесом, вблизи сегодняшнего Севастополя, Пантикапеем, на территории Керчи, — и еще многими другими. Скифы с этими передовыми постами греческой цивилизации установили оживленные торговые отношения. Греческие художники и ремесленники делали домашние вещи для скифских властителей и других скифов из богатых классов. Много образцов греко-скифского искусства (некоторые из них находятся теперь в Эрмитаже) было найдено при раскопках в южной России.
Греческие авторы оставили нам интересные сведения о жизни и обычаях скифов. Греческий историк Геродот (V век до нашей эры) в своем описании скифов рассказывает, что они занимали территорию от устья Истра (Дуная), вверх по рекам Борисфену (Днепру) и Танаису (Дону) далеко на север и восток от Черного моря. По имеющимся о скифах данным, в особенности по их объему торговли с греками на юге и с турками, монголами и китайцами на востоке, выглядит вполне вероятным, что они временами умели объединить под своей властью не только степи, но и часть лесистого Севера. И в самом деле, существуют археологические доказательства, что вдоль границы этой лесистой области были основаны их торговые поселения.
3. Аланы и анты
В начале IV века до нашей эры на скифов стал оказывать давление другой народ иранской группы — сарматы. К концу П века до н.э. они заняли берега Черного моря.
Наиболее могущественным племенем среди сарматов были аланы9, которые до прихода гуннов выделялись в степях как лучшие наездники. Веками они славились как хорошо вооруженные воины, оружие которых было богато украшено драгоценностями. Множество образцов их излюбленного оружия
длинные копья и длинные железные мечи — обнаружено в курганах на Северном Кавказе и в Южной России. Они развили собственный особенный художественный стиль, вариацию скифского «звериного стиля». Для него было характерно
26
27
обильное использование эмали и инкрустация драгоценными камнями. Знаменитые новочеркасские сокровища, обнаруженные в 1864 году, предположительно относятся к части богатств аланских владык, которые жили в I веке нашей эры.
Хотя аланы происходили из типичных кочевников, со временем некоторые из их кланов перешли к оседлости. Смешавшись с туземным сельскохозяйственным населением, они постепенно пришли к власти в некоторых восточнославянских племенах. Многие из первых славянских князей носили алан-ские имена, и старое имя наиболее сильного восточнославянского племени — антов — тоже иранского происхождения. Кавказские аланы назывались асами или осами — имя, которое их потомки осетины носят до сих пор. Их «внешние» кланы известны под именем антов10. Ведущий клан аланов назывался руке — «блистательный», — и от него предположительно произошли имена рос или рус (позже Россия, русские).
Эти русы (в варианте росы) упоминаются в сирийской хронике в середине VI столетия. Примерно в то же время писавший на латинском языке готский историк Иордан упоминает антов в связи с событиями в IV веке, когда они уже создали свое государство11. Археологические и лингвистические свидетельства убеждают нас в том, что анты, должно быть, существовали в Южной России в виде славянского племени во главе с аланскими вождями с Ш века нашей эры и рано достигли сравнительно высокой степени цивилизации. Они успешно занимались и земледелием, и разведением скота, у них были фруктовые сады и овощные огороды, они развили такие виды ремесла, как ткачество и керамика, они изготавливали железные предметы и оружие. Временами небольшие кланы и семейные общности соединялись вместе в большие племенные союзы и объединения, и там без сомнения могли существовать определенные идеи, касающиеся социального порядка и организации. В этой связи интересно отметить, что слова «правосудие» (правда) и «право» (закон) относятся в славянском словаре к древнейшим.
С незапамятных времен славяне были художественно одаренным народом, выражавшим свои чувства в музыке и пении. Их религия, представлявшая собой конгломерат самых различных источников, первоначально составляла веру в предков и в природные силы (такие, как свет), включая реки и деревья, в которых жили нимфы и духи. Впоследствии более тщательно разработанная система была развита под влиянием иранских религиозных верований, с одной стороны, и
северной мифологии — с другой. Если славянский Перун, бог грома и молнии, перекликается с тевтонским Пором, другие члены раннего русского пантеона более родственны иранским богам и духам. Весь сарматский период продолжалась вера в Великую Богиню скифов, и представление о ней наложило четкий отпечаток на русское народное искусство, стало, например, заметным мотивом в ранних вышивках. «Мать-Земля» в русском фольклоре — другой интересный пример упорного сохранения в памяти (в другой форме) того же иранского
мифа.
Согласно византийскому историку VI века Прокопию Ке-сарийскому анты первоначально жили в условиях политической демократии, когда все общественные дела обсуждались на собраниях кланов и племени. Из других источников, однако, известно, что некоторые из антских князей были наделены значительной властью, и, по-видимому, класс аристократии постепенно вошел в силу, по мере того как вожди обогатили себя военной добычей и пленными. Богатый клад из золота и драгоценностей, найденный под Полтавой, находится теперь в Эрмитаже. Были найдены также предметы, значительно меньше украшенные, предположительно принадлежавшие рядовым членам племени, — диски или кольца из бронзы, серебра и золота. Они служат дополнительным доказательством сильного развития в народе художественного воображения и искусства.
4. Готы и гунны
В Ш веке нашей эры господствовавшие в южнорусских степях сарматы были потеснены германскими племенами готов, которые спустились вдоль Днепра и Дона. Завоевав западный угол евразийских степей, готы вскоре усвоили и обычаи кочевников, и материальную культуру народа, который они отбросили. Со временем они сами стали конными воинами, и примерно в середине IV века организовали сильное военное государство во главе с Эрманарихом12. Поскольку они успешно покоряли одно восточнославянское племя за другим и принудили крестьян работать на себя, казалось, что они установили постоянную власть тевтонов над славянами.
Однако к концу IV века новое наступление с востока в свою очередь сокрушило власть готов. Этими вторгнувшимися были гунны, турецкое племя, ведомое военной аристократией,
28
29
похожей на ту, монгольскую, которая много позже, в XIII веке, опустошила Россию.
Хан гуннов сначала сделал своими вассалами аланов, а затем повернул на готов, которых он легко разгромил. Уязвленный этим поражением, король готов Эрманарих покончил жизнь самоубийством, а племя стало отступать в западном направлении, к низовьям Дуная. Однако в области Буга, которая лежит между этой рекой и их убежищем, жило племя ан-тов. Отказ антов разрешить проход готам привел к кровавому конфликту. Готы уничтожили один из антских отрядов, и наследник Эрманариха приказал распять антского вождя Боза, всех его сыновей и семьдесят старшин. К этому времени хан гуннов разрешил аланам под своим контролем прийти на помощь их родственникам — антам. Готы опять были разгромлены и прогнаны дальше на запад. Но даже там им не удалось полностью избежать власти гуннов, так как гунны, очевидно последовав за ними, двинулись в западном направлении, и под контроль Атиллы перешла большая часть Центральной Европы.
В последние годы жизни Атиллы центром его власти стала Паннония, западный форпост евразийских степей, теперь известный как Венгрия. Стратегически выгодно расположенная для грабительских походов на Средиземноморское побережье, Рим и Византию, Паннония долго была излюбленной целью нашествий кочевников, пока, наконец, в конце IX века ее не заняли мадьяры. Хотя империя Атиллы одно время занимала громадную область с востока на запад, после его смерти она быстро распалась на части и открыла пути для образования новых политических организаций. Остатки гуннов, возможно, отступили в область Азова, где они были известны как племя болгар.
5. Литовцы и финны
В то время как в южнорусских степях кочевые иранские и турецкие племена теснили друг друга, леса по обе стороны Уральских гор занимали финно-угорские племена. Финны составляли северную, или уральскую, ветвь финно-угорских народов. Южная группа принадлежала к мадьярам, в культурном отношении связанным с турками. Северные финские племена жили, растворившись в лесах северных регионов, и были народом охотников и рыболовов. Питались они в основном
рыбой, одевались в меха, которые были главной статьей в торговле с соседями. Сообщение между ними было очень затруднено, велось только по рекам, поэтому они не смогли создать сильной власти. Когда на севере началась волна славянской колонизации, северные племена были не в состоянии ей противостоять. По мере внедрения славян на их территорию финны или уходили, или постепенно растворялись в постоянно возраставшей массе пришельцев.
В северо-западной России, в бассейне Западной Двины и Немана, жила группа балтских, или литовских, племен, которые лингвистически принадлежали к индоевропейцам. Страна, которую они занимали, была преимущественно лесистой, но не в такой степени, как у финнов. Даже в этот ранний период некоторые земли были очищены от лесов, и народ частично занимался земледелием. Эти ранние литовцы жили не в деревнях-общинах, а изолированными хозяйствами, так, как их потомки поступали много позже — в XVI и ХУЛ веках. Основой социального единства была семья, глава ее располагал абсолютной властью над ее членами и домашними слугами. В случае чрезвычайной опасности несколько таких семейных кланов могли объединиться для общей обороны. Эти объ' единения давали возможность управлять большими литовскими племенами. Со временем они стали воинственным народом, и курганы этого региона содержат много образцов железных секир, копей, мечей, а также удил, стремян и других конских принадлежностей.
6. Византия, анты и авары
Во время преобладания гуннов анты заняли регион около Донца и Буга. Их отдельные поселения и анклавы появились в области Нижнего Дона, Крыма и даже в такой дали, как Северный Кавказ. Продвигаясь вперед в юго-западном направлении (в период, последовавший за расчленением гуннской империи), некоторые антские группы оказались в Бессарабии. В VI столетии, присоединив другие славянские племена, они совершали опустошительные набеги на византийские владения к югу от Дуная.
Византийские императоры попытались устранить анто-славянскую угрозу дипломатическими и военными мерами. Неутомимо сеялись семена раздоров, пробуждая различные этнические и социальные группы к борьбе между собой, и
30
иногда эта стратегия срабатывала так успешно, что анты и склавины (славяне) забывали про общего врага, Византию, и вместо него принимались истреблять друг друга. Однако в целом Византия была вынуждена бороться с ними при помощи своих вооруженных сил. Интересно отметить, что часть этих отрядов состояла из наемных «варваров» тех же самых расовых групп, что и их враги.
Многие из наемников занимали высокие посты в администрации и армии. Одному из них — военачальнику Хвилибу-досу — по происхождению анту, император Юстиниан I доверил оборону дунайской укрепленной линии. Хвилибудос был лоялен по отношению к императору и доблестно сражался против антов-славян. Нанеся им тяжелые удары во время кампании севернее Дуная, он, по всей вероятности, погиб в битве (534 год). Однако через несколько лет среди антов разнесся слух, что Хвилибудос не убит, а тайно уехал к своим родственникам, где и скрывается. Действительно, через некоторое время появился какой-то мужчина, назвавший себя Хвилибудосом, и все племя с восторгом провозгласило его своим вождем. Но этот первый самозванец из длинного ряда в русской истории потерпел неудачу. Завлеченный под предлогом торговой сделки в Константинополь, он был предательски арестован по пути и исчез со скрижалей истории. Несмотря на этот эпизод, позже, на короткое время, анты стали союзниками империи.
Около 560 года политическое равновесие в понтийских степях было опять нарушено вторжением двух кочевых племен, двигавшихся в западном направлении. Главенство среди них принадлежало аварам, которые на востоке испытывали сильное давление со стороны турецких племен, первоначально обитавших в Алтайском регионе. Когда анты в Бессарабии мужественно отразили их попытки прорваться дальше, азары предложили переговоры. Однако события доказали, что это предложение было простой уловкой. В середине переговоров вождь антов был убит, и авары предприняли внезапную атаку, надеясь захватить антов врасплох. Хотя полностью надежды аваров деморализовать антов не оправдались, организация обороны была серьезно нарушена, и атакующим удалось прорваться через их линии в Паннонию (568 год) и подчинить себе существенную часть славян в Паннонии и на Балканах.
Пока в южной России происходили эти события, основная масса славян оказывала сильное давление на владения Визан-
31
тии к югу от Дуная. В течение VII века они смогли занять большую часть Балканского полуострова и дошли до Эгейского моря и Адриатики.
7. Турки и хазары
Алтайские турки, которые погнали аваров через южную Россию, теперь сами обосновались в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом. От смешения турок, завоевавших гунно-болгарские племена, с кавказскими аборигенами, произошел новый народ — хазары, которые к 650 году образовали устойчивое государство. Те болгарские племена, которые не пожелали подчиняться хазарскому правлению, были вынуждены уйти от нового государства на север и запад. Одна болгарская орда поселилась на Средней Волге и в бассейне Камы. Другая, двигаясь на запад, ушла в область Нижнего Дуная. Разбив византийцев, они постепенно установили свой контроль над всей восточной частью Балканского полуострова, и, хотя завоевали населявшие этот регион племена антов и склавен, сами подпали под влияние славянской культуры и со временем даже заимствовали их язык как свой собственный. Итак, хотя название болгары первоначально относилось к правящей орде завоевателей, позже оно распространилось на весь преимущественно славянский народ, который происходит от этой смешанной основы — современных болгар.
Примерно в то же время другая «варварская» орда — венгры, или мадьяры, — стала испытывать давление со стороны Кавказа. Сначала они заселили территорию вдоль реки Донец. В то время как они признали власть хазар, им в свою очередь подчинились анты, которые уже давно жили в этом регионе. Позже мадьяры передвинулись на Буг. Оттуда в конце IX века они переселились в Паннонию, которая и стала их постоянным домом под именем Венгрия.
Между тем аланы и славяне в области Нижнего Дона и Азова —старые племена асов и русов —стали также подданными хазар. По-видимому, они были их союзниками, поскольку этим племенам было разрешено сохранить определенную степень автономии. В период опасности они были обязаны отправлять на помощь хазарам вспомогательные войска, но эти войска имели свои особенности и сражались под командой своих военачальников. Целый алано-славянский