Файл: Глава XI. Социально-защитные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 588

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава XI

социально-ЗАЩИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


11.1. Социальная работа: ее сущность, функции и особенности развития


Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, проблема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества.

Социальная политика, социальная помощь и защита, социальная работа – категории, которые за последние годы стали актуальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессиональной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы отражается в многочисленных определениях, разработанных учеными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа – это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международной федерацией социальных работников принято такое определение: «Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе» [5, с. 94]. Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене «социальная», который выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т.д.). Социальная деятельность служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

Главная функция социальной сферы – воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизнедеятельности. Проблемами социальной работы являются бедность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одиночество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступности, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понимание миссии социальной работы таково: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, проводниками которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие социальной работы: социальная защита и социальные услуги.


Современный социальный работник – это специалист в области социальной технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности человека, способный прийти на помощь. Он должен:

  • знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения;

  • иметь навыки социальной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения;

  • обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность;

  • иметь высокую юридическую подготовленность;

  • быть компетентным в медико-психологических вопросах (чувство сострадания, любви к человеку и др.);

  • обладать высокой коммуникативной культурой;

  • неукоснительно выполнять профессиональный этический кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества.

В нашей стране должность социальных работников официально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось
32 учебных заведения. Для координации научной и учебной деятельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что социальная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специальные межвузовские и международные конференции, обсуждающие эффективность использования результатов научных исследований.

Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 – «социальная работа».

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров, которая предполагает:

  • широкий социально-политический кругозор;

  • навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

  • умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

  • коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность воздействия на интеллектуальный, психологический и физический потенциал человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и развития теоретических положений на практике, в конкретных жизненных обстоятельствах.

Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии.


Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы – создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, становятся в данном случае в центр внимания.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в социальной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуждающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

  • психодиагностика;

  • психологическое консультирование;

  • использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.

Психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предлагающих не только методологические и теоретические положения, но и различные технологии.

Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная задача использования различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы.

Государство в своей деятельности прибегает к юридическому регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготовки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личностными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, социального обеспечения населения, приходится общаться с правонарушителями, преступниками, социально ущербными элементами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или родителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», детские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника – психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молодежи, трудно переоценить.



Вопросы для самопроверки


  1. Сформулировать сущность социальной работы.

  2. Что является объектом социальной работы?

  3. Каковы основные функции социального работника?

  4. Дать понятие социальной ориентированности кадров.


Список рекомендуемой литературы


  1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989.

  2. Барулин В.С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.

  3. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

  4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.

  5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

  6. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.



11.2. Принципы и методы социальной работы


Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность.

Принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объединить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наряду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших принципов социальной работы является ее тесная связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов. Социально-техно-логическая компетентность – один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимулирование – побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала. Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.


Большое место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые по существу выражают основные требования к формам и методам социальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важное значение в этой группе имеют принципы целенаправленности и комплексного подхода к решению социальных проблем.

В социальной работе на современном этапе сложилась система методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы: социально-экономические, организационно-распоряди-тельные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Данные методы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование – довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и введении в действие различных положений, обязательных для исполнения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами организационного воздействия. Сущность нормирования – в определении и установлении нормативов в деятельности человека. Инструктирование в социальной работе обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной работы также относятся подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира личности, реализуется в практике социальной работы в различных формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, расширение возможностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).