ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 485
Скачиваний: 2
Глава V |
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
5.1. Сущность и особенности межличностного общения
в сфере свободного времени
Общение является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. Индивид не может существовать вне связи с другими индивидами, не обмениваясь с ними информацией. Сама человеческая сущность включает в себя взаимоотношения с другими. Сложный и многогранный процесс общения исследуется различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией. В этих дисциплинах существует столь большое количество определений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия нередко становится самостоятельной научной проблемой.
В философии общение определяется как специфический для субъектов способ взаимных отношений, существование человека во взаимодействии с другими людьми. Общение включает всю сознаваемую и неосознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, осуществляемой через обогащение субъектом своей деятельностью жизни других субъектов. Общение неразрывно связано с предметно-практической деятельностью человека, но не сводится к ней.
В социологии общение рассматривается как особая форма взаимодействия и межличностных отношений. В социологической теории это понятие используется при анализе уровней и форм существования общественных отношений. В эмпирических исследованиях общение сближается с понятиями взаимодействия и контакта, рассматриваются способы, формы, функции общения, обусловленность общения статусом, социальной ролью и т.д.
Ученые отмечали, что для того, чтобы разобраться в сущности общения, необходимо выделить ряд категорий, в системе которых общение должно найти надлежащее место: деятельность, взаимодействие, интеракция, контакт, взаимоотношение, социальная связь, педагогическое общение, коммуникативная культура.
Большое значение уделяется изучению понятия общения в психологической науке. Существенную роль здесь сыграла разработанная американским социологом и психологом Дж.Г. Мидом концепция символического интеракционизма, а также теория француза П. Жане, изучавшего психологические аспекты деятельности людей в условиях сотрудничества. Один из последователей Мида Т. Шибутани отмечал, что личность является проекцией мира коммуникаций, и каждый человек строит свое поведение, ориентируясь на ожидания других людей.
Отечественные психологи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев) определяют общение как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Выделяются коммуникативный и предметный аспекты общения. Процесс общения представляет собой проявление и формирование отношений людей. Общаясь, люди оказывают более или менее сильное влияние на стремления и желания, на мысли и чувства друг друга. Взаимоотношения – это специфический вид отношения человека к человеку, который предполагает одновременное или отсроченное ответное личное отношение. Выделяются объективные отношения, в которые люди с необходимостью вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективные отношения, представляющие собой отражение этих отношений в виде чувств и мыслей.
Общение есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг другу и воздействующих друг на друга. Социальные психологи утверждают, что продуктивность общения зависит, во-первых, от того, как люди воспринимают друг друга; во-вторых, от того, какие они при этом испытывают чувства; в-третьих, как они взаимодействуют. Названые компоненты выделяются практически во всех системах, но имеют различные терминологические обозначения.
Можно сказать, что человек вынужден общаться, так как без взаимодействия с другими он не сможет выжить. Но общение только ради выживания оставляет человека на уровне животного. Развитие мышления и языка способствует повышению уровня общения, формирует новые цели и задачи коммуникативного процесса. Ведь животные взаимодействуют друг с другом не только не осознавая себя, но и не понимая большинства закономерностей окружающего мира. Примитивные уровни человеческого общежития не столь далеко уходят от таких форм межиндивидуальных контактов, хотя качественная разница природы общения очевидна. Объединяет же людей и животных в данном случае отсутствие осознания целей своего общения, отсутствие рефлексивной деятельности. Дорефлексивное общение является базовой формой любого межличностного взаимодействия, поэтому и в настоящее время оно очень распространено.
Человеческое общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. Другими словами, общение тем полнее и продуктивнее, чем с большим основанием мы можем квалифицировать человека как субъекта. Ведь в процессе коммуникации люди передают как осознанную, так и неосознанную информацию. Чем больше процент передачи осмысленной информации, тем с большим основанием мы можем считать действие индивида подлинно человеческим. Подлинное общение – это общение сформировавшихся личностей. Однако известный науке уровень развития человека не позволяет утверждать возможность полного взаимопонимания даже теоретически. Еще Ф.М. Достоевский отмечал, что у каждого человека есть глубоко скрытый внутренний мир, который невозможно выразить. Поэтому мы никогда не сможем точно сказать, что чувствует другой человек.
В реальной жизни общение может выступать как взаимодействие равного с равным по какому-то существенному признаку как контакт ведущего и ведомого, превосходящего и подчиняющегося. Любое общение – это или союз, или подчинение. Общение на равных весьма затруднено для выдающихся людей. С глубокой древности дошла до нас мысль, подтверждающаяся во многом и современной наукой: люди с самым высоким, а также с самым низким уровнем интеллекта общаются меньше обычных, среднего уровня, людей.
Иерархическое общение или общение-внушение (воспитание, обучение) не менее распространено, чем его другие формы. На лидере этого процесса лежит большая ответственность за результаты своего воздействия. В онтогенезе общение является первичной доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает, что ребенка сначала понимает мать, затем ребенок понимает мать и других людей, от которых зависит реализация его собственных желаний. Если в предметной деятельности объектом является неодушевленная вещь, которая существует независимо от ребенка и равнодушна к его желаниям, то в общении объектом является человек, который одновременно является субъектом, следовательно, общение – это субъектно-субъектные отношения, диалог, в процессе которого ребенок приучается к ненасильственному разрешению межличностных противоречий и конфликтов.
Один из авторитетов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к базовым, т.е. первичным человеческим потребностям. Как показали исследования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ярко проявляются потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважительном отношении взрослого, во взаимопонимании и сопереживании.
Повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность ребенка Л.И. Божович связывала с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний. А.В. Мудрик подчеркивал, что общение школьников в подростковом и юношеском возрасте направлено, прежде всего, на удовлетворение потребности в новой информации, эмоциональных контактах и социально-личностном утверждении. В.Н. Панферов выделяет в содержательной структуре общения четыре компонента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.
В педагогике общение рассматривается как один из факторов формирования личности, ее социализации. Исследуются виды и функции педагогического общения. Содержание общения рассматривается как по вертикали: «ученик – учитель», «учитель – директор», так и по горизонтали: «ученик – ученик», «мальчик – девочка». Отмечается закономерность: взаимоотношения между детьми зависят от стиля отношения воспитателя к детям. По мере роста педагогического мастерства и культуры общения количество воздействий (особенно словесных) уменьшается, но эффективность воздействия педагога увеличивается. Осуществление широкомасштабного взаимодействия взрослых и детей – один из важнейших путей сближения поколений. Выделяют внутреннюю и внешнюю цели педагогического общения. Внешняя состоит в передаче наставником своего жизненного опыта, своих умений и навыков. Насколько вырастает мастерство обучаемого, настолько успешным можно считать данное взаимодействие. Внутренняя цель состоит в налаживании доверительных отношений, обмене опытом духовной жизни. Успешность такого взаимодействия определяется ростом личностных качеств ребенка.
В структуре общения выделяются деловое общение, как общение, обусловленное необходимостью предметной деятельности, и свободное общение, направленное на реализацию личностных потребностей индивида. В процессе общения возможны взаимопонимание, согласие, содействие или, наоборот, борьба, конфликт, противодействие. Иногда выделяют «внутреннее общение» – взаимодействие человека с самим собой, своим внутренним миром. Внутренние диалог и монолог являются формой осуществления борьбы мотивов и выбора поступка.
Общение также делится на вербальное (речевое) и невербальное (неречевое). В структуру речевого общения входят значение и смысл слов и фраз; такие звуковые явления, как темп, тембр, высота, паузы и т.п. В процессе речевого общения, как утверждают ученые, лишь 9% информации передают звуки-слова, 38% – интонация, эмоциональная окраска речи и 53%, т.е. больше половины, передается невербальным путем: мимикой, жестами, позой и т.д.
Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности обусловлена в значительной мере человечностью делового, официального, формального и личностного, неофициального, неформального общения. Благоприятные взаимоотношения людей в совместной деятельности обеспечивают внутреннюю мотивацию, личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них. А.А. Леонтьев справедливо замечает, что оптимальное педагогическое общение призвано активизировать операциональное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение совместной деятельности, не создавать эмоциональную напряженность, дезорганизующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособность. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения воодушевляют общающихся, утверждают в правильности избранного стиля и способов общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задуматься о допущенных коммуникативных просчетах, искать другие пути к взаимопониманию и успеху. Следовательно, в коммуникативном взаимодействии можно выделить следующие ведущие функции:
– согласование и координирование совместной деятельности, стимулирование внутренней мотивации общающихся, их интеллектуального, эмоционального и волевого развития;
– создание отношений совместимости, взаимопонимания и сопереживания;
– формирование культуры общения.
Соответственно индикаторами культуры общения выступают следующие компоненты:
– адекватность реакций, синхронность совместной деятельности, высокие результаты труда;
– эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска, сотрудничества, радости познания и общения;
– соблюдение нравственно-этических норм.
К структурным компонентам общения относятся социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, валеологический, технологический и др.
5.2. Стили и виды педагогического общения
Школу можно рассматривать в качестве модели общества, которая воспроизводит всю систему социальных ценностей. Уровень (стиль) общения педагога и детей отражает социально-психологическую атмосферу общества. Чем менее демократично общественно-политическое устройство, тем более авторитарна образовательно-воспитательная система, тем менее успешным является педагогическое общение. Показатели дегуманизации общения взрослых и детей следующие: массовое отчуждение их друг от друга, дисгармония в личностном развитии, асоциальность поведения, грубость, агрессивность и насилие. С середины ХХ века известны и описаны три стиля руководства, в том числе, педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический. Их характеристики общеизвестны.
В последние годы получила признание следующая классификация стилей общения:
– доверительно-диалогический стиль, для которого характерны высокая активность и эффективность совместной деятельности, удачное сочетание индивидуального и коллективного;
– альтруистический стиль, которому свойственна полная самоотдача работе, высокая активность со стороны воспитателя. Недостатком является низкая активность со стороны воспитанников;
– комфортный стиль. Отличается поверхностностью и равнодушием, ориентацией на репродуктивную деятельность, хотя внешне проявляется доброжелательность;
– пассивно-индифферентный стиль, при котором заметна дистанция, равнодушие, завышенная самооценка педагога, неудовлетворенность с обеих сторон;
– рефлексивно-манипулятивный стиль. Манипулирование подчиненными, знание их сильных и слабых сторон, неискренность, при высоком уровне интеллектуального, речевого развития педагога;
– авторитарно-монологический стиль. Ориентация на запугивание, принуждение, субъективизм в оценках, низкая эмпатия при сильной воле;
– конфликтный стиль. Низкий самоконтроль руководителя, неверие в возможности детей, неприятие друг друга, оскорбления, психотравмирующие воздействия.
В.А. Кан-Калик предложил два подхода к педагогическому общению:
I.
1) общение на основе увлеченности
совместной творческой деятельностью;
2) общение на основе дружеского
расположения; 3) общение – дистанция;
4) общение – устрашение;
5) общение –
заигрывание.
II.
Несколько с юмором, условно названные
виды педагогического общения: 1. «Монблан»
(гора) – педагог возвышается над массой
детей. 2. «Китайская стена» – преобладает
снисходительное покровительство,
дистанция. 3. «Локатор» – учитель больше
улавливает интересы учащихся, чем
руководит. 4. «Тетерев» (глухарь) –
учитель без обратной связи, как бы сам
по себе, много говорит, ярок. 5. «Робот»
– характерен негибкий стиль мышления
и общения, учитель осуществляет свой
план без учета конкретной изменившейся
ситуации. 6. «Я сам» – учитель берет всю
инициативу на себя, не развивая
самостоятельность и творчество детей.
7. «Гамлет» – учитель неволевой, во всем
сомневающийся человек.
8.
«Приятель» – у учителя дружеские
отношения, например, со старшеклассниками,
которые ему все рассказывают, вместе
курят и т.п.
Н.А. Березовин и Я.Л. Коломинский в книге «Учитель и детский коллектив» предложили пять стилей: 1) положительный (высокие результаты совместной деятельности, положительные эмоции); 2) пассивно-положительный (хорошие результаты деятельности, но эмоциональная черствость, педантизм, категоричность отношений); 3) ситуативный (эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, непоследовательность симпатий и антипатий); 4) активно-отрицательный (грубость, резкость, наказания преобладают); 5) пассивно-отрицательный (эмоциональная вялость, отчуждение, равнодушие сторон).
Принимая в целом предложенные выше классификации, связанные с качественной характеристикой общения, мы предлагаем количественную и выделяем три уровня общения: 1) оптимальный, высокий; 2) односторонний, средний; 3) неудовлетворительный, недопустимый, низкий.