Файл: Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
Основные принципы противодействия коррупции в организации
1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики
2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции
3. Оценка коррупционных рисков
4. Выявление и урегулирование конфликта интересов
5. Внедрение стандартов поведения работников организации
6. Консультирование и обучение работников организации
7. Внутренний контроль и аудит
9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
10. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции
Рекомендации от 8 ноября 2013 г.
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции рекомендованы Минтрудом России во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
.
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработаны с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
-
информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; -
определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; -
методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и принятию организациями мер
по предупреждению и противодействию коррупции
Москва
2013
Содержание
I. | Введение…………………………………………………………………… | 3 |
| 1. Цели и задачи Методических рекомендаций………………………… | 3 |
| 2. Термины и определения……………………………………………….. | 3 |
| 3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации…………………………………………………………...… | 4 |
II. | Нормативное правовое обеспечение…………………………………….. | 5 |
| 1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции……………………………………………... | 5 |
| 2. Зарубежное законодательство………………………………………… | 8 |
III. | Основные принципы противодействия коррупции в организации……. | 9 |
IV. | Антикоррупционная политика организации……………………………. | 10 |
| 1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики…………………………………………………………………… | 10 |
| 2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции………………………………………….. | 17 |
| 3. Оценка коррупционных рисков……………………………………….. | 18 |
| 4. Выявление и урегулирование конфликта интересов………………… | 19 |
| 5. Внедрение стандартов поведения работников организации………… | 23 |
| 6. Консультирование и обучение работников организации……………. | 24 |
| 7. Внутренний контроль и аудит………………………………………… | 25 |
| 8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях……… | 27 |
| 9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции……………………………………………... | 28 |
| 10. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции…………………………………………………………………. | 29 |
| Приложение 1. Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений……………………………………….. | 31 |
| Приложение 2. Нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие……………………………………………. | 51 |
| Приложение 3. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов………. | 59 |
| Приложение 4. Типовая декларация конфликта интересов……………. | 63 |
| Приложение 5. Антикоррупционная хартия российского бизнеса с Положением об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса (Дорожная карта Хартии)…………………………………………………………………….. | 69 |
-
Введение
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
-
информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; -
определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; -
методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
2. Термины и определения
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
-
получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции; -
получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер. -
разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
-
разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:
-
получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.