ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изразцы в мировой культуре
Изразцы — керамические плитки, используемые для облицовки каминов, печей, стен. Важная техническая особенность изразцов — наличие с тыльной стороны коробчатого выступа — румпы, предназначенного для крепления. С лицевой стороны изразцы могут быть как гладкими, так и трехмерными, «поливными» (покрытыми белой или цветной глазурью или эмалью), или неглазурованными (терракотовыми).
Историческая этимология
Этимология лексемы изразец не ясна. В русском языке слово «изразец» было зафиксировано в словарях только в 1704 году, но тогда имело другое значение: «образец», «модель». В современном значении слово зафиксировано только в 1731 году. Прилагательное изразцовый ещё более позднее (1780 год). Ученые предполагают, что старшее значение лексемы — «изображение (резное?) на плоскости».
Предыстория. Облицовочные плитки в искусстве Древнего Мира
Изразцовое искусство восходит к строительным приёмам Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии. Самая древняя форма облицовочной керамики — штифтмозаика в качестве облицовки глинобитных стен из обожженных глиняных палочек-конусов («керамических гвоздей») — полукруглые глазурованные шляпки таких «гвоздей» красного, чёрного и белого цветов, вбиваемые в стену, образовывали на поверхности геометрические узоры: зигзаги, ромбы, треугольники. Остатки штифтмозаики в руинах колонного зала царского дворца в Уре (вторая половина 4 тыс. до н. э.) открыла в 1912 году немецкая археологическая экспедиция. В древней Месопотамии глиняные стены для прочности облицовывали глазурованными кирпичами с рельефным рисунком. Таковы стены «Дороги процессий» и «Ворот богини Иштар» (604—562 гг. до н. э.) древнего Вавилона, облицованные глазурованными кирпичами синего, зелёного и жёлтого цветов с изображениями львов и драконов, «сопровождающих» входящих.
В Древнем Египте глазурованную керамику, в частности «египетский фаянс» (толчёный кварц, покрытый глазурью), применяли для декорирования стен со времени Нового царства.
Византия, Персия и страны Западной Европы
Родиной ремёсел, связанных с силикатами: стеклоделия, глазурования, является Восточное Средиземноморье. Эту традицию переняли византийские мастера, в том числе работавшие на территории Италии: в Венеции, и Равенне, и в храмах Сицилии.
Яркие полихромные керамические плитки — непременная принадлежность архитектуры средневековой Персии, Турции, государств Средней Азии XIII—XVI веков и Магриба (арабского Запада).
Ранние персидские оловянные изразцы относятся к XIII веку. Несмотря на солидный возраст, их цвет по-прежнему насыщенный, а орнаменты полностью сохранились. Исламские керамисты перенесли свои практики в Европу через завоевание Испании в VIII веке и к концу XIII века из мавританской Испании технология распространилась на север и запад Европы. Примерно через 500 лет оловянные изразцы, родившиеся на Ближнем Востоке, достигли Италии, Франции, Нидерландов и Великобритании. К середине XVII века странствующие керамисты привезли свои технологии в Венгрию, Данию и Швецию. Это стало завершением расцвета эпохи оловянных изразцов. Они не смогли конкурировать с открытым в Европе фарфором и фаянсом.
Персия
В Персии производили изысканной формы «звёздчатые плитки» с инкрустированным в сырой глине растительным орнаментом. Они украшены мифическими зверями и птицами, цветами и каллиграфическими мотивами, изображениями людей; множество изразцов представлено с техникой люстрирования, имитирующей золото и драгоценные металлы в противовес полихромным орнаментальным живописным изразцам.
Изображения животных и людей на персидских изразцах явились сюрпризом и неожиданностью для многих, поскольку это противоречит основной религиозной концепции Ислама, запрещающей изображать живых существ. Однако, изучение персидских манускриптов дает ясное понимание, что этот запрет касается только религиозных сцен и не является нарушением в светской жизни. Это же наглядно демонстрируют многочисленные сюжетные сцены с людьми и животными персидских и турецких изразцов на облицовках частных зданий.
Возникновение и распространение изразцов в Европе
Возникновение изразцового производства в Европе связывают с изменением климата — малым ледниковым периодом XIII—XVIII века. В XIII столетии в Европе появился новый тип отопительного устройства — домашняя печь «новой» конструкции. Конструктивная особенность такой печи заключалась в сооружении над очагом свода из горшков, составленных в виде арки или плоской крыши. Несколько арок над очагом покрывали толстым слоем глины. Новые печи, позволявшие отапливать большие пространства, первоначально возникли в предгорьях итальянских и швейцарских Альп. Со временем в стенки таких печей стали помещать «горшковидные» или «мисковидные» сосуды, что позволяло увеличивать площадь нагреваемой поверхности. Данные сосуды принято рассматривать в качестве «протоизразцов». Печи новой конструкции в XIII—XIV веке распространились по землям Северной Италии, Германии, Чехии, Нидерландов, Дании, Швеции, Норвегии, Словакии, Венгрии и Польши. Из Польши и Венгрии устройство попало в Прибалтику и Белоруссию.
Эволюцию развития нового типа печи, а также горшковидных и мисковидных изразцов, проследила в своих научных трудах австрийская исследовательница искусств и ремёсел Розмари Франц. По данным учёного, древнейшие изразцы имели: горшковидную форму с цилиндрическим (20 см и выше) туловом; круглое устье, полусферическое, а позже плоское дно. Они вошли в употребление в XIII веке (возможно, в XII веке, в некоторых местах), но встречались и в XIV столетии. Позже появились мисковидные изразцы. В полном смысле слова изразцами они ещё не являлись, выступая скорее конструктивными элементами печи.
В конце XIII — начале XIV века в Венгрии, Чехии и Словакии появились коробчатые и другие виды пластинчатых (фризы, карнизы, цоколи) изразцов. По данным археологии, в конце XIV века горшковидные изразцы пришли в Великое княжество Литовское, в Белоруссию, в земли Тевтонского ордена. В том же столетии появился новый тип изразца — высокий, цилиндрический изразец, так называемый изразец-ниша.
Мастерство изготовления глазурей и покрытия ими посуды, а позднее изразцов, пришло в Европу из Кордовского халифата, который в свою очередь получил эту технологию из Персии, Передней Азии и стран Магриба. Из Испании она попала в Северную Италию, в Ломбардию и далее распространилась по Центральной и Северной Европе. К XIV веку уже вся Европа использовала данную технологию.
Франция. Европейская изразцовая история начинается в XIII веке с французской напольной красно-коричневой керамики. Этот тип изразцов вместе с керамической мозаикой зародился в северной Франции, где использовался как недорогая замена недоступному камню и мрамору. Отсюда техника была перенята соседями — Великобританией и Нидерландами.
Поверхность этих изразцов была частично рельефная и они обладали большой толщиной для повышения износостойкости. Их создавали при помощи деревянных рельефных форм, которыми делали оттиски на поверхности изразца. Получившаяся заготовка заполнялась белым ангобом, высушивалась, покрывалась прозрачной свинцовой глазурью и обжигалась.
Подобные плитки были найдены в европейских готических храмах и в старинных замках. Они имели рельефы с библейскими сюжетами, фигурами святых, охотников, животных, национальными эмблемами и символикой времен года. Отдельные образцы таких плиток представлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне или в Чаптер-Хаус Вестминстерского аббатства.
Италия. Менее чем за сто лет, с XV по XVI век, итальянские керамисты совершили огромный прорыв в технологии изготовления изразцов и керамики.
Самые ранние изделия имели наивные росписи и не слишком высокое качество исполнения. Они очень контрастируют с работами высокого Ренессанса, в котором богатство цветов глазури подчеркивает тонкость и изящество росписи.
Средневековые итальянские керамисты использовали марганцево-коричневые и медно-зеленые цвета глазури, иногда с добавками желтого. Марганцевая глазурь применялась для прописывания деталей, а зеленый использовался для покрытия основных пространств. В конце XIV века итальянцы стали добавлять кобальт, а в конце XV века — оранжевый, бирюзовый и железно-красный цвета. Причем, это был не просто ограниченный спектр локальных цветов — это была градация сложных оттенков, позволяющая писать художественные картины на керамике, копируя полотна великих Тициана и Боттичелли.
Античные орнаменты преобладали в ту эпоху в архитектуре и искусстве Италии, что нашло свое отражение в керамике эпохи Возрождения. Церковь и другие состоятельные покровители заказывали изразцы для облицовки интерьеров.
Северная Европа. Экономический подъем эпохи Возрождения привел к распространению майолики за пределы Италии. Многие итальянские керамисты переехали во Францию и Нидерланды, где открыли мастерские по производству майолики. В Лионе в 1512 году работала целая артель итальянских керамистов. Гвидо Андреас — керамист из Кастельдуранте (Урбино) основал мастерскую в Антверпене. Один из сыновей Гвидо в 1564 году открыл свою мастерскую в Миделбурге (Нидерланды). Это была самая первая керамическая мастерская в Голландии. Еще один член семьи Андреас — Джаспер Андреас — основал в 1568 году мастерскую в Норвиче (Англия), где продолжил дело своей семьи.
Весь XVI век в Европе преобладал итальянский стиль во множестве интерпретаций. Примеры голландских работ в итальянском стиле находили в часовне Вайна Базинг-Стоук в Хэмпшире.
К концу XVII века в Нидерланды с товарами Ост-Индской компании стал поступать китайский фарфор. Стоил он баснословных денег и был очень красив. Это не могло оставить равнодушными керамистов Делфта, которые попытались имитировать китайский стиль на плитках. Это был период, так называемой «чайна-мании», сопровождавшийся активным использованием на изразцах синего кобальта на белом фоне и китайских сюжетов.
Однако, они не смогли конкурировать с китайским фарфором, поэтому переформатировали свое творчество и сюжеты. В начале XVIII века распространяются керамические панно для декорировании помещений частных владений и публичных мест. Такой формат характерен и для керамики английских городов XVIII века.
В этот период появляются целые керамические картины на плитках. Некоторые из них применяются в домашних интерьерах, однако, большая часть используется для облицовки помещений баров, таверн и кофеен. Это обуславливает сюжеты для изображений на изразцах — они становятся бытовыми, с вполне натуралистичными изображениями домашней птицы и животных. Нередки пасторальные сюжеты с сельскими пейзажами и жанровыми сценами.
Близкие торговые связи между Великобританией и Голландией сформировали сходство вкусов в обеих странах. Поэтому керамические панно мастеров этих стран очень похожи. Кроме того, в Лондоне работали голландские керамисты, что еще больше влияло на стилистику английской керамики.
К началу XIX века итальянская майолика практически перестала оказывать какое-либо значимое влияние на декоративное искусство Европы. Наибольшую популярность получили традиции, сформированные Делфтскими мастерами с их бело-синими изразцами.
Великобритания. В период индустриальной революции в Великобритании XIX века майоликовые изразцы были заменены на фаянсовые или шамотные плитки (из огнеупорной глины) высокотемпературного обжига. Они имели более плотную сруктуру черепка, меньший процент усадки и могли производиться в фабричных условиях конвейера. Тогда же была разработана технология печати на плитках, при которой изображение наносилось методом деколи, что позволяло выпускать большие объемы керамической плитки с одинаковым рисунком и минимальными трудозатратами. Английская технология XIX века стала прародителем современного промышленного производства керамической плитки.
Однако, в середине XIX века в противовес промышленному буму, стиравшему индивидуальность с предметов интерьера и утилизировавшему многие сферы человеческого творчества, возникло движение «Искусство и Ремесла» Уильяма Морриса. Моррис был утопистом и сторонником изделий ручной работы в доме, способных одухотворить жизнь человека, окружив его быт настоящим искусством.
Мастерской Уильяма Морриса принадлежат изумительные образцы Викторианских плиток, созданные руками его соратника и друга Уильяма Френд де Моргана.
По пути Уильяма Морриса пошли художники нескольких стран. Во Франции Эрнестом Шапле был создан союз гончаров. В России две мастерские работали на идеях, сходных с моррисоновскими — Талашкино, принадлежавшее княгине Тенишевой и Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова.