Файл: Изразцы в мировой культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Настоящим ренессансом изразца стала эпоха модерна, вспыхнувшая яркой звездой в конце XIX века. Такое количество архитектурной керамики не знал ни один европейский период новейшей истории. До сих пор здания, украшенные живописными плитками модерна привлекают внимание туристов со всего мира.

Модерн или Ар-Нуво - стиль крайне пластичный, позволяющий многое. Поэтому он имеет множество интерпретаций в разных странах Европы. Однако, модерн всех стран объединяет использование керамики в декорировании интерьеров и экстерьеров зданий.

Древнерусские изразцы

Из Византии искусство глазурованных облицовочных плиток было заимствованно древнерусскими мастерами. Вначале делали так называемые керамиды — могильные плиты, иконы и вставки в кирпичную кладку из терракоты с рельефными надписями, иногда покрытые зелёной — муравленой глазурью (наиболее простой и легкоплавкой из оксидов свинца). Такие керамиды известны по памятникам древнего Киева и Пскова.

На Руси послемонгольского времени много строили, восстанавливая старые города и храмы. Но искусство белокаменной резьбы владимиро-суздальской школы XII—XIII веков было утрачено. Замена белокаменных стен на кирпичные привела к идее декорирования быстрым и дешёвым способом — рельефными кирпичами, отминая их в резных коробах. Вначале такие изразцы монтировали в кирпичную кладку и белили вместе со стеной. Затем использовали красные терракотовые плитки в качестве декоративных вставок. Известно, что с 1476 года такие детали из терракоты изготавливали в псковских мастерских. Однако муравленая свинцовая глазурь была прозрачной и на красном фоне глины давала грязноватый тон. Поэтому псковичи стали использовать белый ангоб, а также кроющие (опаковые) эмали: ярко-жёлтые, белые, коричневые, зелёные, рецептуру которых они заимствовали из Речи Посполитой.

Яркие непрозрачные эмали позволили эффектно использовать изразцы для наружного декора зданий в архитектуре XVII века, основными качествами которой являются живописность, нарядность, обилие декоративных деталей. Полихромные изразцы применяли в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Ярославле, Угличе, Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Костроме. В Москве яркими поливными изразцами в XVII веке дополнили убранство храма Василия Блаженного. Выдающимися памятниками изразцового искусства являются фасады церкви Троицы в Никитниках (1628—1653) и, особенно, Крутицкий терем (1693—1694), фасады которого сплошь облицованы изразцами наподобие драгоценной шкатулки.


Расцвет ценинного дела (цениной на Руси называли глазурь и любые блестящие глазурованные изделия) в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре, затем в Новоиерусалимском монастыре. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель.

После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской, были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.

«С фасадов в интерьеры»

В XVIII веке новые тенденции в архитектуре вытеснили с фасадов изразцовое убранство. Но изразец еще активнее вторгся в интерьеры, покрывая иногда стены, но чаще — поверхность печей, этих главных элементов домашней инфраструктуры. С начала XVIII века он принял европейский облик: гладкая поверхность лицевой пластины; сдержанная цветовая гамма; разнообразие сюжетов, выполненных без рельефа, росписью. Именно такие изразцы видел молодой царь Петр, путешествуя в 1697–1698 годах по Европе, где среди прочего он познакомился со знаменитой голландской керамикой.

В XIX столетии производство окончательно переместилось в цеха заводов и фабрик. Возможно, это столетие так и осталось бы веком фабричного изразца, если бы к древней традиции не обратились великие русские художники и архитекторы. Единство архитектуры и керамики, столь яркое во второй половине XVII века, с новой силой проявилось на рубеже XIX–XX веков. Возможности воплощения монументальных образов в керамике инициировали создание керамических панно, украсивших в начале ХХ века храмы, гостиницы, вокзалы, банки, городские усадьбы.

Одного перечисления имен (М.А. Врубель, В.М. Васнецов) достаточно, чтобы убедиться в исключительной важности этих экспериментов для художников и архитекторов России. Они уделяли изразцу несравненно больше внимания, чем другим архитектурным деталям.

Список литературы

  1. Изразцы // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков (зам. гл. ред.). — М.: «Сов. Энциклопедия», 1986. — Т. I, А—М.. — С. 258. — 447 с.

  2. Андреева Е. А. Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII — начале XVIII В.: историография вопроса // Петербургский исторический журнал. — 2016. — № 4 (12). — С. 212—235.

  3. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV—XIX вв. / С. А. Маслих. — Москва : Изобразительное искусство, 1983.