Файл: Конспект коррекционноразвивающего занятия по психологии Мир эмоций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии
«Мир эмоций»
Цель: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями человека.
Задачи:
Образовательные:
– актуализировать знания об эмоциях и настроении;
– активизировать интерес к переживаниям окружающих;
– способствовать к принятию любого эмоционального переживания.
Развивающие:
– развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей;
– развивать эмпатию;
– развивать навыки саморегуляции и контроля.
Воспитательные:
– воспитывать терпимое отношение к чужим недостаткам;
– воспитывать умение вежливо обращаться с окружающими людьми;
– воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.
Ожидаемые результаты:
личностные: учащиеся приобретут уверенность в выражении разных эмоций,
метапредметные: смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, регулировать свое эмоциональное состояние , учитывать эмоциональное состояние других людей.
Формирование БУД.
Личностные базовые учебные действия:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Коммуникативные базовые учебные действия:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс.)
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные базовые учебные действия:
Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные базовые учебные действия:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Ход занятия.
Орг. момент.
– Сегодня, ребята, я предлагаю вам подружиться с необычными существами – нашими эмоциями. Но сначала давайте поздороваемся друг с другом.
Детям предлагается поздороваться друг с другом, улыбнувшись и передавая друг другу мяч, и произнося фразу: «Здравствуй, (имя участника!)»
Вводная часть.
– Ребята, посмотрите на доску. Ребята, что вы увидели?
Здесь различные фотографии одного и того же мальчика. Посмотрите, одинаковое ли у него лицо на всех фотографиях? Выражения лиц были разными?
Мы увидели радость, грусть, испуг, злость. (Ответы детей).
Давайте с вами поговорим сегодня о нашем лице и о том, как оно меняется, когда мы испытываем разные чувства.
Давайте покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными (как кот на солнышке). А теперь покажем, как мы умеем грустить (как осенняя туча). Сделайте грустное лицо. А сейчас давайте испугаемся (как заяц, увидевший волка). Давайте покажем, как мы умеем сердиться (когда у вас забрали мороженое).
Основная часть.
– Что такое эмоции? (Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!)
Назовите эмоции, которые вы знаете. (Спокойствие, радость, страх, злость, обида, стыд, зависть, удивление, скука, удовольствие, восхищение.)
Мы перечислили разные эмоции. Они влияют на наше настроение.
Упражнение «Закончи предложение».
– Предлагаю вспомнить те ситуации, в которых мы испытывали разные эмоции. Закончите предложение, которое я прочитаю. Начну с себя.
Мне страшно, когда на улице сильная гроза, гремит гром, сверкает молния.
Мне обидно, когда… (меня ругают)
Я радуюсь, когда… (вижу своих друзей / светит солнышко)
Я грущу, когда… (остаюсь один дома / идет дождь)
Я волнуюсь, когда… (выхожу к доске)
Мне интересно, когда… (учитель объясняет новую тему урока)
Мне страшно, когда… (в комнате темно)
– Ребята, каждый день мы испытываем разные эмоции и это здорово!
Игра «Определи эмоцию»
– Сейчас я раздам вам карточки с эмоциями ребенка. Карточки эти состоят из нескольких частей, но я их все перепутала. Вам нужно собрать карточку, определить, какая эмоция изображена, и объяснить, почему ты так думаешь.
Упражнение «Солнышко и тучка»
– У меня есть две картинки (солнышко и тучка). Какое у нас солнышко? (радостное) Какая тучка? (грустная) Сейчас я буду зачитывать название эмоций, а вы должны догадаться, какие эмоции надо положить к солнышку (радость, удовольствие, восторг, восхищение), а какие – к тучке (грусть, огорчение, страх, злость)?
– Назовите, какие эмоции вы отнесли к солнышку? Почему вы выбрали солнышко именно для этих эмоций?
– Назовите, какие эмоции вы отнесли к тучке? Почему вы выбрали тучку именно для этих эмоций?
Упражнения «Избавление от гнева».
– Ребята, как вы думаете, можно или нельзя злиться друг на друга? На друзей? Почему?
Дети: отвечают.
– Правильно, злиться нельзя, потому что можно обидеть друг друга.
– Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом, не обижая и не причиняя, другому человеку боль.
Динамическая пауза «Ноги топают»
– Наша злость живет в наших ножках. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. (Дети выполняют задание).
Упражнение «Дорисуй лицо»
– Посмотрите на картинки, что вы видите? (лицо) Нам с вами нужно на первой картинке нарисовать веселое лицо, на второй – грустное.
– Ребята, если долгое время нам грустно или мы злимся, что нужно делать? (Нужно избавляться от плохих эмоций)
– Бояться отрицательных эмоций не нужно. Надо научиться управлять ими. Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выгнать отрицательные эмоции.
Упражнение «Коробочка плохих чувств»
– Страх, злость, грусть – плохие чувства, они с нами не останутся. Сейчас я научу вас, как от них избавиться. Если мы сильно разозлились, то возьмем лист бумаги, скомкаем его, бросим в коробочку и плотно закроем их там. (Психолог подносит к каждому ребенку коробочку)
– Стало ли вам легче после того, как вы избавились от плохих эмоций и чувств?
Заключительная часть
Рефлексия.
– Ребята, понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Какой мы можем сделать вывод из нашего занятия?
Вывод: Правильно, в нашей жизни должны быть только хорошие и позитивные эмоции. И мы должны стараться сделать так, чтобы плохие и негативные эмоции обходили нас стороной.
– А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте закроем глаза и мысленно передадим друг другу самое хорошее чувство. Какое? Конечно, радость.
«Правила бесконфликтного общения»
Цель: Развивать чувство эмпатии к окружающим посредством сказки.
Задачи:
1. Образовательные:
формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.- знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения;
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Ход занятия
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, о чем мы сейчас будем говорить. Поднимите руку те, у кого есть черный цвет в одежде. Поднимите правую руку. Поднимите правую руку, если у вас карие глаза. Поднимите левую руку, если вы умные. Поднимите обе руку, если вы готовы к дальнейшей работе.
1 часть. Подготовительная. Актуализация проблемы.
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Психолог. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число или какой-то признак по какому вам нужно будет объединиться, вы объединитесь в созвездия. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д. (После нескольких попыток объединения игра завершается).
Психолог. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. На листочках перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами. Спасибо.
Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Психолог. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Психолог. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга. Чтобы всем нам с разными взглядами на жизнь, со своими собственными мнениями быть дружными, не обижать друг друга и понимать, что необходимо делать или что нужно соблюдать?
2 часть. Формирование подходов к решению проблемы.
Психолог. Давайте рассмотрим 10 правил бесконфликтного общения.
1. «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо».
2. «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки».
3. « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
4. «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят».
Психолог. А всегда ли, получается, понимать друг друга?
Что означает выражение «правильно понимать других людей»?
К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Психолог. Молодцы, вы правильно поступили.
5. «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения».
Психолог. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
6. «В споре будь сдержан и тактичен».
7. «Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков».
8. «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись».