Файл: Индикаторы инновационного развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УДК 330.35

Индикаторы инновационного развития

Indicators of innovative development

Бузни Артемий Николаевич,

Учёный секретарь (1985-2001 гг.)

Институт виноделия и виноградарства «Магарач»,

FSBSI Institute Magarach of the RAS

г. Ялта, Россия, Республика Крым ул. Кирова, д. 25

Yalta, Russia, Republic of Crimea, Kirova str., 25

д.э.н., профессор

e-mail: tema@crimea.com тел. +7(978)7533120
Аннотация. В статье рассматриваются элементы стратегии инновационного развития производства (в частности виноградно-винодельческого) и планирования в научных организациях исследований на основе выявления индикаторов, представляющих собой образцы передовых технологий мировой и отечественной практики на некоторых примерах, в том числе сферы виноградно-винодельческого производства. В выводах высказывается идея о целесообразности доминирования научного сообщества в управлении мирохозяйственной системой, для чего необходимо создание международного института развития (МИР) в целях разработки в его стенах модели общества с централизованным плановым производством и распределением благ между всеми членами социума. Моделью такого общества, по мнению автора, может быть успешное динамичное развитие народного хозяйства в странах СССР и СЭВ в начале и середине прошлого века.

Ключевые слова: индикаторы, инновации, социум, технологический уклад, стратегия развития.
Annotation. The article discusses the elements of the strategy of innovative development of production (in particular, grape-wine production) and planning research in scientific organizations based on the identification of indicators representing samples of advanced technologies of world and domestic practice on some examples, including the sphere of grape-wine production. In the conclusions, a hypothetical idea is expressed about the expediency of the dominance of the scientific community in the management of the world economic system, for which it is necessary to create an international development institute (MIR) in order to develop within its walls a model of society with centralized planned production and distribution of benefits among all members of society. The model of such a society, according to the author, can be the successful dynamic development of the national economy in the USSR and COMECON countries at the beginning and middle of the last century.

Key words: indicators, innovations, society, technological structure, development strategy.

Введение

Инновационность становится основной характеристикой современной экономики, базовые инновации являются мощным стратегическим инструментом.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что инновационные технологии вызываются стремительной интеграцией региональных рынков с ростом конкуренции, сокращением жизненного цикла продуктов, сменой технологических укладов с цифровизацией всех сторон деятельности социума. Глядя в будущее, можно увидеть признаки зарождения новой эпохи, которая сменит постиндустриальную: в её основе будет экономика знаний, искусственный интеллект, торжество гуманизма.


Объекты и методы исследования

В складывающихся условиях ускорения научно-технического прогресса, приводящих к заметному в течение одного поколения изменению не только в техническом перевооружении производства, не только в раскрывающихся возможностях получения и распространения информации, но и в психологии потребителей, в повышении их требований к качеству товаров, в растущих потребностях чего-то нового, более совершенного. Производителям товаров, с одной стороны, и их потребителям - с другой, одинаково ощущающим несовершенство в тех или иных деталях современного мира, приходится ориентироваться не столько на прошлый опыт, сколько на завтрашний день. Потребитель всё менее соглашается с ограничениями возможностей в удовлетворении его желаний, а производитель товара стремится опережать ожидания потребителя.

Проведенный обзор Интернет-ресурсов и ряда источников печатной информации о новых требованиях времени к рыночной деятельности позволил определить некоторые индикаторы развития производства, которые могут послужить ориентиром в планировании инноваций для акторов рынка в самом широком смысле этого слова, имея в виду и научное сопровождение производства.

Обсуждение результатов

Прошли тысячелетия употребления человеком вина для питья и винограда в пищу, прежде, чем появились научные исследования по разработке основ возделывания винограда и технологий приготовления вина. В историческом масштабе и ампелография, и энология как науки весьма молоды и насчитывают едва ли более 300 лет. Хотя описания сортов винограда можно найти в трудах учёных ещё Средневековья, а первое игристое вино появилось более 1600 лет назад [1], теория ампелографии, как, впрочем, и виноделия начинает формироваться лишь в начале XIX века во Франции и других странах Европы, затем и в России, в частности, в Никитском ботаническом саду, в лоне которого сформировалась и магарачская научная школа с её первыми выдающимися представителями А.П. Сербуленко и А.Е. Саломоном. Как у подлинных учёных суть их деятельности состояла в инновациях, т.е. в открытии принципиально новых закономерностей и разработке путей их использования в производстве.

За прошедшие с их времени годы разработаны, казалось бы, все принципиальные основы современной науки индустриального виноградарства и виноделия. Дальнейшие исследования часто носят паллиативный характер, направленный на ускорение, повышение, сохранение и т.п. без кардинальных изменений сущности основ. Впрочем, это отмечается не только в науке о винограде и вине.



В конце прошлого века учёные многих стран, в том числе и России, активно обсуждали на специальных форумах вопрос: есть ли границы у науки, и если есть, можно ли их достичь. В опубликованной в 1996 году книге американского журналиста Джона Хоргана «Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате века науки», изданной на русском языке в 2001 году [2], обобщены взгляды (порой крайне пессимистичные) более 50 широко известных учёных различных областей знаний на перспективы развития современной науки. Дискуссия была вызвана тем, что достигнутые наукой результаты в определённом смысле как бы достигли предела. Примерами называются: таблица Менделеева, теория эволюции Дарвина, закон всемирного тяготения Коперника и др.. Астрономами исследованы уже самые дальние точки вселенной, а физиками открыта неделимая скалярная частица Бозон Хиггса и т.д. В конце книги автор резюмирует: «…если вы хотите обнаружить нечто столь монументальное, как естественный отбор, теория относительности или теория Большого Взрыва, если вы хотите превзойти Дарвина или Эйнштейна, то ваши шансы практически равны нулю» [2, с. 132].

Но в то же время получила широкое распространение наука о науке, называемая «науковедение», сформировавшаяся в начале XIX века как учение о закономерностях развития, о методолого-социологической системе знаний о науке.

Науковедение, структурно подразделяющееся на историю, социологию, психологию, экономику и организацию науки, следует дополнить ещё маркетингом науки с задачей изучения спроса на научные исследования, с парадигмой главного принципа маркетинга: производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

В научных организациях обычно планы НИР формируются на основе предложений разработчиков, исходящих из имеющегося у них научного задела, далеко не всегда обусловленного конкретным спросом производства. Например, подразделение селекции винограда может ежегодно отчитываться о выведении десятка новых сортов винограда, тогда как на плантациях того или иного виноградарского хозяйства десятки лет возделываются всего 5-8 традиционных сортов. Этим обусловлено то обстоятельство, что из новых законченных разработок учёных лишь незначительная часть (по некоторым данным чуть более 20-25%) становится инновацией в производстве.

Именно маркетинг инноваций, призван ликвидировать разрыв между наукой и производством и в современных условиях не только выявлять спрос потребителей нововведений в соответствии с существующим пятым, наступающим шестым и брезжущим седьмым технологическими укладами, но и прогнозировать этот спрос на перспективу, на тот период, к началу которого научная разработка планируется к завершению. Это так называемая стратегия опережающего развития. Как аргументируется в книге выдающегося американского маркетолога Ф.Котлера «Маркетинг-3» [3], сегодняшний
производитель товара должен упреждать спрос потребителя, предлагая такой товар, о необходимости которого потребитель даже не подозревал, т.к. не знал об инновационных возможностях научно-технического прогресса.

В таком случае речь пойдёт об индикативном планировании научных исследований, ориентации их на передовые научные достижения. Разумеется, для выявления индикаторов инноваций необходимо прежде обратиться к вызовам, стоящим перед социумом:

- техногенная деятельность человека, ведущая к экологической катастрофе, кардинальному изменению климатических условий, исчезновению многих видов животных и растений, распространению глобальных пандемий, сокращающих популяцию «человека неразумного»;

- конфликты на межгосударственном уровне, ведущие к противостоянию государств, вооружённым столкновениям с возможной гибелью цивилизации;

- власть олигархического меньшинства, ведущая к турбулентности экономики и разрушению мирохозяйственной системы.

В настоящее время глобальный характер принимают так называемые экономические санкции, подробному анализу которых посвящена, например, известная книга группы американских учёных под руководством Г.К.Хафбауэра «Пересмотр экономических санкций» [4]. Анализ условий, обеспечивающих эффективность экономических санкций, основным инициатором которых являются США, затем Великобритания, ООН и ряд европейских стран, рассматривается в книге как инструмент принуждения страны, на которую они направлены, к соблюдению норм международного права. «Мы, - пишут авторы, - определяем экономические санкции как преднамеренный, инспирированный правительством отказ или угрозу отказа от обычных торговых или финансовых отношений» [3, Introduction с.2 ].

Но в книге даже не рассматривается такой вопрос, который был поставлен ещё А.Грибоедовым в комедии «Горе от ума»: «А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…». Кто определил роль США в качестве международного полицейского, которую выпячивают авторы [3, Introduction с.5 ]? Впрочем, ответ был дан ещё Крыловым в известной басне «Волк и ягнёнок»: «У сильного всегда бессильный виноват» и «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». И действительно, большинство объявляемых экономических санкций преследуют выгоду для страны, которая их объявляет.


Но нет этой откровенности у авторов названной книги, как нет у них и понимания того, что экономические санкции аморальны по отношению к населению стран, к которым применяются, и вместе с тем они нарушают принципы свободного рынка как основы капиталистического строя.

Как бы противовесом апологетам санкционной политики является публикация Дж.Бхагвати [5] самим названием восклицающая: «Неужели свободный рынок уже в прошлом?» и на фактах путём математических расчётов и логических рассуждений аргументирующая целесообразность именно свободного рынка, управляемого «невидимой рукой», увиденной ещё Адамом Смитом. Принципы свободного рынка были провозглашены и 28-м президентом США Вудро Вильсоном в 1918 году в речи перед Конгрессом США, известной как «14 пунктов», посвящённой созданию справедливых международных отношений. В ней третьим пунктом предлагалось: «Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равных условий торговли между всеми странами, согласившимися на мир и объединившимися для его поддержания» [6].

Важнейшим вызовом в настоящее время является технологический уклад. Три типа экономического роста социально-экономической системы (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный) охватывают, как известно, шесть технологических укладов, различающихся прежде всего энергетическим ресурсом: в первом - энергия воды, обеспечившая механизацию производства; во втором - энергия пара (паровой двигатель), уголь, чёрная металлургия, водный, железнодорожный, автомобильный транспорт; в третьем - электрическая энергия, тяжёлое машиностроение; в четвёртом - энергия углеводородов, ядерная энергетика, цветная металлургия, полимерные материалы, двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия; в пятом, характерным для настоящего времени, – атомная энергетика, электроника, микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия; в шестом, уже индикатором завтрашнего дня - нано- и биотехнологии, нано-энергетика, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, использование стволовых клеток, инженерия живых тканей и органов, трансплантация, клонирование и т.д и т.п.

В качестве примеров откликов на перечисленные вызовы можно привести факты повышенного внимания к экологии:

- Круизные лайнеры Royal Caribbean снабжают суда инновационным биотопливом, изготовленным из рыбьих туш, а также системами очистки, которые удаляют примерно 98 % выбросов диоксида серы из выхлопных газов судовых двигателей, лайнер норвежской судоходной компании также работает на сжиженном биогазе, не содержащем ископаемых в возобновляемом топливе, получаемом из мертвой рыбы и других органических отходов [7]