ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3783
Скачиваний: 1
Нам известны, пишет Питер Брук, величайший режиссер и новатор ХХ в., преимущественно внешние признаки ансамблевого исполнения. Основные принципы коллективного творчества, которыми так гордится английский театр, основаны на вежливости, учтивости, благоразумии: Ваша очередь, я после Вас и т. Д. – факсимиле, срабатывающее, когда актеры оказываются одной исполнительской манеры, то есть старые актеры великолепно играют друг с другом и точно так же очень молодые. Но когда объединяют тех и других – при всей их корректности и самоуважении, - ничего хорошего из этого не выйдет[8].
В опыте великих режиссеров существуют особые актерские упражнения, помогающие актерам во время долгих репетиций раскрыться друг для друга совсем иным путем. Например, несколько актеров могут играть совершенно различные сцены бок о бок. При этом они не должны вступать в разговор в один и тот же момент, так что каждому приходится внимательно следить за всем происходящим, чтобы вовремя понять, какие именно моменты зависят от него.
Многие упражнения даются для того, чтобы раскрепостить актера, помочь ему осознать собственные возможности, после чего заставить его слепо следовать указаниям извне. Тогда он сможет в себе самом ощутить порывы, которые он в другом случае никогда бы не почувствовал. Прекрасным упражнением послужит шекспировский монолог, разбитый на 3 голоса как канон. Необходимо, чтобы 3 актера читали его по нескольку раз с головокружительной быстротой. Поначалу техническая трудность поглощает все внимание актеров, затем постепенно, по мере преодоления трудностей их просят раскрывать смысл, не нарушая жесткой формы. Из-за скорости и механического ритма это представляется невыполнимым: актер лишается возможности использовать свои обычные выразительные средства. Затем он внезапно разрушает барьер и понимает, как много свободы скрывается в недрах самой жесткой дисциплины.
Другой пример – взять слова «Быть или не быть – вот в чем вопрос» и раздать их восьми актерам по слову каждому. Актеры стоят тесным кругом и пытаются произносить слова друг за другом, стремясь создать живую фразу. Это настолько сложно, что даже самый несговорчивый актер убеждается, насколько он глух и невосприимчив по отношению к своему соседу. И когда после продолжительной работы фраза внезапно зазвучит, все испытывают трепетное ощущение свободы. В мгновение ока они вдруг увидят, что означает возможность групповой игры и какие в ней заключены трудности. Главное здесь – сохранить живой драматический порыв всех участников этого опыта[9].
Именно в такие моменты становится «энергетически» возможной ситуация Диалога в игре актеров (не говоря покамест о зрительском восприятии). Ниже мы поясним, что мы имеем в виду, говоря об «энергетике» спектакля. Однако чтобы нас не заподозрили в «мистическом» уклоне, скажем здесь, что за тончайшим актерским и режиссерским «чутьем», позволяющим «улавливать» тонкие энергетические изменения в ходе репетиции или спектакля, в реакции зрительного зала, стоят годы трудной и напряженной сознательной работы всего коллектива. Без этих усилий подобная «стадия» работы, восприятия и взаимопонимания в искусстве просто недостижима.
ВОПРОС 32.
Профессиональная этика как ценность режиссерско-педагогической деятельности
Скворцова Ю.С.
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни нашей страны, а также общая гуманизация и гуманитаризация общества потребовали качественного преобразования характера и содержания профессиональной подготовки современного специалиста. В настоящее время акцент делается на углубление мобильности человека в профессиональной сфере, коммуникативности, компетентности, расширении профессионального поля деятельности специалиста за счет освоения смежных профессий. Таким образом, в процессе подготовки профессионала зачастую, должного внимания не уделяется духовному, ценностному, нравственному воспитанию человека. Эта проблема актуализировала ряд исследований в области ценностного самоопределения, ценностного отношения, профессиональной культуры и духовной направленности личности.
Для представителей творческих профессий развитие нравственных качеств, воспитание ценностного отношения к своей деятельности является особенно важным, так как продукт творчества хореографа, художника, актера, режиссера воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу зрителя, способствуя формированию у человека картины мира, подталкивая к присвоению тех или иных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, подготовка творческого специалиста предполагает некоторые специфические особенности, связанные с активизацией духовной составляющей личности.
Специфика профессии режиссер-педагог, заключается в том, что ценностная составляющая деятельности является здесь стержневой, базовой, воздействующей на интеллект, творческую фантазию, чувства человека, пронизывающей всю профессиональную деятельность и определяющей его направленность в творчестве. Поэтому, именно от режиссера зависит то, что увидит зритель на сцене, какой пример для подражания он изберет, посмотрев спектакль, какие ценности он присвоит в собственную картину мира. Режиссер, как создатель общей концепции спектакля должен четко контролировать систему нравственных оценок, смысловых акцентов, ценностных ориентиров в соответствии с тем, чтобы не навредить обществу, как это отчасти произошло в случае с излишней эстетизацией образа «киллера», члена «мафии» - прежде только в Голливуде, а теперь уже и российском кинематографе.
Кроме того, профессия режиссер-педагог кроме специфических творческих функций (постановка, сценического произведения, работа над ролью с артистами, разработка творческого замысла постановки и т.д.) наполнена рядом педагогических функций, реализация которых способствует стабильному функционированию такого сложного сообщества, которым является творческий коллектив (труппа театра). Режиссер-педагог является основным руководителем сценического процесса, регулятором всех творческих взаимоотношений. В процессе своей профессиональной деятельности он осуществляет ряд важных педагогических задач – формирование в актерах интереса к профессии, к культуре и к искусству, этических представлений; воспитание не только умелых профессионалов, но и людей, способных жить и работать в коллективе.
Большое значение в присвоении участниками творческого коллектива профессиональных ценностей имеет этическая позиция режиссера-педагога.
Профессиональная этическая позиция, по мнению Е.А.Маловой, определяет, прежде всего, этическое, моральное, нравственное поведение, которое необходимо в профессиональной деятельности, а также отношения внутри данной деятельности. Эта позиция отражает деятельное отношение человека к своей профессии, в которой он выступает как инициативный носитель и проводник профессиональных этических норм, принципов, ценностей. Она формируется на основе личностных ценностей, потребностей, в процессе поиска смысла жизни, осознания нравственной основы отношений к людям и самому себе.
Личностно-ориентированный характер отношений, присущий процессу творчества, в театральном коллективе, предполагает наличие у режиссера четкой этической позиции, которая будет являться своеобразным регулятором взаимоотношений в коллективе.
В работе режиссера-педагога невозможно найти такой стороны деятельности, которая не была бы связана с этическими моментами. Распределение ролей, объяснение творческой удачи и неудачи, взаимоотношения в труппе - эти и многие другие аспекты требуют рассмотрения через призму этических установок.
Исследование деятельности режиссера и актера приводит к пониманию того, что они существуют в виде общего сознания как общая совместная деятельность, в которой только общими усилиями может произойти осмысление пьесы, но только через актера оно превратится в определенную живую образную систему, которую сможет почувствовать и понять зритель. Взаимозависимость этих профессий обуславливает постоянно существующую проблему – занятости актеров в больших и хороших ролях. Решение этой проблемы - прерогатива режиссера и его постоянная проблема, т.к. дать всем такие роли просто невозможно.
М.Л. Соснова отмечает, что актер по своей природе нуждается в «заполнении» себя ролью - его жизнь без этого не мыслится, его сознание предполагает поиски, добывание нового материала, обдумывание, пробы нового психофизического состояния, но всё это зависит от получения или неполучения новой роли. Если другой человек (режиссер) препятствует осуществлению этого жизненно необходимого процесса, он не может не восприниматься негативно. А если учесть, что субъект суждений, оценки – человек (актер) обладает чрезвычайно подвижной нервной организацией, естественно предположить, что он приписывает в своем обычно богатом воображении своему оппоненту отрицательные свойства и качества, что в дальнейшем приводит к конфликтным ситуациям. Также довольно частным явлением в театральном коллективе являются личные и производственные конфликты между участниками творческого процесса, в которых режиссер выступает в роли непосредственного участника, посредника или судьи.
Поэтому, для того, чтобы грамотно руководить творческим коллективом, режиссер должен обладать большим тактом, знанием психологии людей искусства, чувствовать настроение участников творческого процесса и заблаговременно проводить необходимую профилактическую работу на до-конфликтной стадии, когда возможно не допустить возникновения конфликта, а также рефлексию — анализ на постконфликтной стадии с целью выявления не только актуальных, но и потенциальных, нереализованных возможностей его разрешения.
Таким образом, следование нормам профессиональной этики позволит режиссеру-педагогу осуществить одну из своих центральных профессиональных задач – сформировать этические представления учеников(актеров), воспитать в них преданность и щепетильность по отношению к искусству, подготовить не только умелых профессионалов, но и людей, способных жить и работать в коллективе.
Поэтому этические принципы, реализуемые режиссером-педагогом в процессе работы являются ценностями его профессиональной деятельности, своеобразными творческими установками, обеспечивающими воспитание личности актера с пониманием задач театра как школы жизни, как одного из средств воспитания человека.
ВОПРОС 33.
Определение «Культуры» неоднозначно; в одной из журнальных статей было остроумно замечено, что его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой».
Итак, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а также от целей, задач и контекста разговора.
Однако, приступая к созданию сервера «Культура» совершенно необходимо уточнить определение основного понятия.
С целью избежать односторонности или примитивности толкования понятия, ниже приведены материалы различной сложности, имеющие отношение к определению смысла и содержания понятия «культура».
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991
КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной • среде в лабораторных или промышленных условиях. Твхнические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Фиэическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).
Философский энциклопедический словарь. М., 1997
КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение ультуры создает или бескультурье, ии «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология. Культуры психология» Культуры социология. Культуры философия.
ВОПРОС 34.
Образность речи -- это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.
Выделяют 3 типа образности:
Потенциальная образность (от франц. рotential -- "скрытый, возможный" от лат. рotentia -- "возможность") -- это заложенная в словах скрытая способность создавать наглядно-чувственные картины внешнего мира.
Например, слово ясень в обычной речи создает понятие об определенном дереве, но не вызывает конкретно-чувственного образа этого дерева. Другое дело, когда о слове ясень эмоционально говорит Аркадий Кирсанов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети":
"Не находите ли вы, что ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он".
Здесь -- в особо организованном контексте -- слово ясень создает вопреки точной этимологии (ясень и ясно -- слова разного происхождения) не только понятие дерева, но и конкретно-чувственный образ определенного дерева.
Потенциальная образность заложена в разных словах в неодинаковой степени. Чешский стилист И. Бечка сравнивает предложения:
В саду расцвели деревья -- В саду расцвели яблони.
К нам подошел какой-то человек. -- К нам подошел какой-то долган.
Он приходит к выводу, что слова яблони, долган более образны, чем деревья, человек.
Эвидентная образность (от лат. "очевидный") -- это образность, заложенная в изобразительно-выразительных средствах языка (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.) и являющаяся их постоянным и естественным свойством.
Эвидентная образность проявляется, например, в сравнениях:
"Соловьем залетным юность пролетела" (М. Кольцов)
"Снег словно мед ноздреватый" (С. Есенин)