Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3787

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфика соотношения социального и индивидуального в праздничной культуре


Праздник как особое состояние культурной системы характеризуется вполне определенным соотношением между личностью и обществом, индивидом и коллективом: социальное начало в празднике довлеет над индивидуальным. Многие виды человеческой деятельности можно с успехом осуществлять в одиночестве, но праздновать – никогда. Как писал, выражая общую точку зрения исследователей данного феномена, К. Жигульский, «праздник и празднования… всегда требуют присутствия, участия других людей, являются совместным действием, общим переживанием (К. Жигульский. Указ. соч., с. 21).


Праздник как социально-эстетическое явление


Праздник повсюду выполняет еще и специфическую социально-эстетическую функцию. «В сфере праздника зарождается эстетическое сознание с его умением ценить красивое и культивировать воображение, а также ряд других способностей, в том числе способность радоваться и смеяться, которые объективируют себя поначалу в синкретических действованиях, где танец, музыка, драматическая игра, спортивное состязание и т.п. спаяны друг с другом и еще не претендуют на самостоятельное значение – в качестве видов искусства». (А.И. Мазаев. Указ. соч., с. 74). Но и впоследствии, выделившись из первоначально нерасчлененного синкретического целого, различные виды искусства продолжают оказывать воздействие на праздник и сами, в свою очередь, испытывают влияние праздничной стихии.

Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом - выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.



Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.


Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность.


В нашей стране, самые известные и строго отмечаемыми международными праздниками являются: международный женский день (8 марта), международный день защиты детей (1 июня), день учителя (5 октября). В последние годы в России начали отмечать всемирный день здоровья (7 апреля), международный день борьбы за права инвалидов (5 мая), международный день пожилых людей (1 октября) и множество других. Вторыми по своему количеству, у нас являются профессиональные праздники, некоторые, из которых широко известны и отмечаются повсеместно, например уже упомянутый день учителя, день космонавтики (12 апреля), день радио (7 мая), день милиции (10 ноября). А так же и такие, которые известны не всем и отмечаются лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к той или иной профессии, например, день банковского работника (10 мая) или день маркетолога (25 октября).



Но существуют масса профессиональных праздников, о существовании которых многие даже не догадываются. Например – Международный День Стоматолога – это одновременно и профессиональный и международный праздник. Отмечается он 9-го февраля, а традиция праздновать его связана с историей о святой Апполонии. Аполлония, жившая в III веке н.э., была дочерью александрийского чиновника. Уверовав в Христа в то время, когда остальные ее соотечественники были язычниками, вызвала гнев города. Требуя от неё отречения от христианства, девушку подвергли пыткам, в том числе вырвали все зубы, а потом хотели сжечь ее живьем. Но Аполлония не испугалась перед лицом смерти, а попросила ее развязать, и затем сама бросилась в огонь. Это настолько потрясло людей, что впоследствии родилась история о том, что стоит произнести имя святой Аполлонии, и зубная боль пройдет.


В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению житель нашей страны знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника. Мусульмане России широко отмечают свои традиционные религиозные праздники – Навруз (весенний мусульманский праздник равноденствия) и Ураза-Байрам (завершение поста в месяце Рамадан).




Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей, например какая-нибудь годовщина восхождения группой товарищей на высочайшую вершину в районе города Урюпинска. Так что, если вам не хватает официальных праздников, создавайте свои и празднуйте, этим вы только увеличите количество позитива и положительных эмоций в своей жизни.



Государственные праздники России включают в себя официальные праздничные дни, объявляющиеся выходными днями, такие как, например День Победы (9 мая) или День России (12 июня), и официальные рабочие праздничные дни, в которые проводятся торжественные мероприятия, такие как день российского студенчества - Татьянин день (25 января) или День знаний (1 сентября). Неофициальные праздники устанавливает сам народ, они невероятно любимы, а их проведение давно уже стало доброй неизменной традицией, достаточно упомянуть Старый новый год (14 января) или день смеха (1 апреля).



ВОПРОС 30.

Для народной художественной культуры праздник сыграл очень важную и по-своему уникальную роль по созданию своеобразного досугово-развлекательного пространства, где органично соединялись художественные (песни, пляски, хоровые, кадрили, уличный народный театр, веселые действия ряженых) и в нехудожественные начала (игры, застолье, общение, чествования, состязания). В силу исходно присущей ему природной демократичности праздничное торжество представляло принципиально отличающиеся от будничного времяпрепровождения условия для свободного и открытого проявления своих творческих и исполнительских возможностей буквально всем, без исключения.



В настоящем русском празднике никогда не было, в сущности, деления на «артистов» и «публику». Наоборот состояние пассивности здесь вообще не одобрялось, как не одобрялось и неумение спеть, сплясать, принять участие в праздничных играх и развлечениях.


В российской этнографии считается, что начало научной разработки эортологических (праздниковедческих) проблем было положено И.М. Снегиревым. Именно он увидел в праздничной культуре общества могучее средство сохранения духовного своеобычая, свободы и глубинных основ народного духа. Праздники в его трудах впервые стали рассматриваться как социальный и социопсихологический механизм укрепления национальной сплоченности, солидарности и единения.


Фактором, стимулирующим развитие праздничной культуры, является не только ее духовная сторона, но - в современных условиях - ее прагматическая сторона, выражающаяся в коммерческих подходах к проведению праздников. Для значительной части современного общества праздник - это возможность не только отдохнуть, повеселиться, пообщаться с приятными людьми, не только возможность сменить обстановку, восстановить силы после трудовых будней. Это еще и возможность зарабатывания капитала, это бизнес, который осуществляется тем успешнее, чем чаще и шире будут праздноваться те или иные события.


Важной тенденцией современной праздничной культуры является тенденция глобализации праздников. Если в обозримом культурном прошлом людей в основе праздников лежало непосредственное «живое» общение индивидуальностей, микрогрупп, социальных групп, то в современных условиях ситуация качественно изменилась. На качество взаимоотношений людей, в том числе и в рамках праздничной культуры, влияет изменение характера отношений. На смену непосредственному общению все больше приходили иные формы общения почтовые, телеграфные, телефонные, общения посредством радио, телевидения, факсов, Интернета. Причем виртуальное общение в последние годы приобретает все большее значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в сфере праздничной культуры.

Налицо взаимовлияние праздничных культур всех народов мира. Это проявляется в большом и малом, например, в праздновании традиционно православными людьми некоторых католических праздников (католической Пасхи, Дня святого Валентина и др.), в знакомстве с национальной праздничной кухней разных народов и т.д.


Проблему праздников как явления российской культуры можно рассматривать с различных позиций. В частности, многие праздники, имея под собой юридическую основу, утверждаются в культурной сфере по инициативе органов управления Российской Федерации. В то же время часто в качестве предпосылок к этой инициативе выступают нравственные потребности членов российскою общества. Примером тому служит причисление к государственным праздникам Рождества, Пасхи. В представлении многих граждан России ряд насаждаемых «сверху» праздников является своеобразным «мертворожденным дитем». Задача культурологии состоит, в частности, и в том, чтобы дать научно обоснованный прогноз перспективы тех или иных праздников. Позитивность перспективы, вероятно, будет обеспечена лишь в случае совпадения моральных интересов и взглядов государства как института власти и каждого члена общества на тот или иной элемент праздничной культуры. Следует понимать, что государственные законы могут выступать и выступают инициатором объявления тех или иных российских праздников, но успех его действий будет лишь в том случае, если эта государственная инициатива станет фактическим следствием духовной инициативы российского общества.


Налицо взаимовлияние праздничных культур всех народов мира. Это проявляется в большом и малом, например, в праздновании традиционно православными людьми некоторых католических праздников (католической Пасхи, Дня святого Валентина и др.), в знакомстве с национальной праздничной кухней разных народов и т.д.













ВОПРОС 31. Театр – искусство коллективное


Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.


Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.


Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.


В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.


Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.


Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство - устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.Большое значение всегда придавали театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от по вседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.



Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики. Главное лицо в спектакле - актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем то не уловимым - духом, душой. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не менее они подчинены воле руководителя - режиссёра. Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены "заговорить". И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.


Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается.


ВИДЫ ТЕАТРА


Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными "но мерами". Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. "синкретисмос" - "соединение"), т. е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом - намеренным соединением разных форм.

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля в опере А. Бойто "Мефистофель". 1893 г.


Самый распространённый и популярный вид - драматический театр. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным). Ещё один вид театрального искусства - опера (см. статью "Музыка Италии" в разделе "Музыка"), В опере условность театра особенно очевидна - ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Главное в опере - музыка. Однако партитура (нотная запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального спектакля - при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре - может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.