Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3774

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1- Й УРОВЕНЬ - ИНТУИТИВНЫЙ (низкий) - предполагает наличие общих представлений студентов о будущей профессиональной деятельности и общении в трудовом коллективе. Знания основ профессиональной педагогики отсутствуют, либо носят поверхностный ситуативный характер. Представители этого уровня отличаются пассивностью, замкнутостью, избегают вести диалог, вступать в дискуссию, выступать перед аудиторией. Потребность в профессионально-педагогическом общении носит ситуативный характер, стремление к импровизации, творчеству, знания педагогики поверхностны, отмечается неустойчивость мотивов. У большинства студентов данного уровня мотивы аффилиации и достижения реальной побудительной силой не обладают. Преобладает неадекватная самооценка собственной роли в совместной деятельности, высокий уровень личностной тревожности, пассивность на занятиях, нежелание вступать в диалог, вести беседу, принимать участие в дискуссии; неспособность к аргументированному отстаиванию собственного мнения и влиянию на позиции других.

Слабо развиты рефлексивные способности. Самооценка собственного участия в совместной работе занижена.


2- Й УРОВЕНЬ - НОРМАТИВНЫЙ (средний) - студенты осознают значимость профессионально-педагогической подготовки для их будущей профессиональной деятельности. Обладают знаниями основ теории профессиональной педагогики. Проявляют интерес к педагогическим знаниям. Отличаются способностями к частичной модификации имеющейся системы знаний в зависимости от учебной ситуации; применение педагогических знаний при решении коммуникативно-производственных ситуаций носит ситуативный характер. Самооценка в совместной работе неадекватная, часто завышенная. Мотив аффилиации обладает реальной побудительной силой, что проявляется в инициации общения, однако способность к его поддержанию развита недостаточно. Способности к продуктивному общению недостаточно сформированы. Толерантность в восприятии партнера слабо выражена, либо не развита. Мотив достижения носит достаточно устойчивый характер.


3- Й УРОВЕНЬ - АКТИВНЫЙ (высокий) -предполагает сформированность системы педагогических знаний и наличие устойчивого интереса к их пополнению. Студенты осознают необходимость овладения профессионально-педагогическими знаниями и умениями как условиями успешной будущей профессиональной деятельности. В результате развитой потребности в общении они легко вступают в диалог, включаются в совместную деятельность, принимают участие в дискуссиях, активно включаются в общение и поддерживают его. Ориентированы на применение педагогических знаний при решении коммуникативно-производственных ситуаций, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Адекватно оценивают собственную роль в выполнении совместных заданий. Однако, уважение к собеседнику развито недостаточно. Способность к оказанию влияния на мнение партнера носит ситуативный характер. Стремятся к самореализации, самоактуализации в общении.



4-Й УРОВЕНЬ - КРЕАТИВНЫЙ (высший). Его представитель без затруднений включается в общение, инициирует и поддерживает его, принимает активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов, включающих и профессионально-педагогические проблемы, аргументировано отстаивает свою точку зрения, применяет знания педагогики в решении коммуникативно-производственных ситуаций. Вследствие ориентации на собеседника, в процессе общения оказывает влияние на мнения других. Толерантен в восприятии партнера, эрудирован, тактичен. Сознает свою роль в совместной работе. Корректирует собственное поведение в зависимости от ситуации общения.


Профессиональное мастерство — это взаимосвязь профессионально значимых знаний и опыта преподавания учителя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, учитель/преподаватель ИЯ должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения ИЯ — развития у учащихся черт вторичной языковой личности. Он должен творчески относиться к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и конкретными условиями обучения. Но чтобы быть настоящим профессионалом, недостаточно только знания предмета и умения его преподать. Важно желание учителя/ преподавателя работать в данной сфере, его положительный настрой по отношению к учительскому труду и потребность совершенствовать свои профессиональные знания и умения.

Учитель/преподаватель должен обладать профессиональными знаниями:

— системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также культуры страны изучаемого язы­ка, ее истории и современных проблем развития, в том числе современных проблем зарубежных сверстников учащихся, с ко­торыми ему приходится работать;

— основных положений общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по ИЯ;

— психологии личности ученика в каждую конкретную «эпоху» ее развития, закономерностей усвоения ИЯ в учебных условиях;

— основных требований, предъявляемых обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам;

— основных закономерностей обучения ИЯ, а также содержания и специфики всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния.

Таким образом, под профессионально значимыми умениями учителя/преподавателя ИЯ понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие у учащихся черт вторичной языковой личности, предопределяющих способность к участию в межкультурном общении.


Профессионально значимые умения можно условно подразделить на четыре группы:

1. Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания.

2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.

3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов.

4. Умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения.

Иными словами, современный учитель/преподаватель ИЯ должен владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними и с каждым из них в отдельности, а также быть толерантным и справедливым к ним, открытым в проявлениях своих собственных интересов и эмоций. Ему необходимо уметь моделировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учетом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально-психологического и педагогического.

Владение учителем названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает осно­вание полагать, что он сможет реализовать современную образовательную политику в области обучения ИЯ.












ВОПРОС 10.

«Режиссер ныне первая фигура театрального производства»

Г.А. Товстоногов.

Он является лидером театрального производства, возглавляет и ведет театральное дело, именно режиссер сегодня определяет творческое лицо театра, его идейную направленность, репертуарную политику, его художественный стиль, потери, метод, организационную и творческую структуру, его эстетические и этические принципы.

Режиссер сегодня это автор спектакля. Такова органика эволюции театрального искусства, логика его исторического развития: драматург — актер — режиссер. Однако театральная эволюция не просто передала в руки режиссера бразды правления, сделав его первой фигурой театральной иерархии. дало тут не в административных полномочиях власти режиссера, а в том, что в структуре современного спектакля режиссер наделен чрезвычайными художественными полномочиями. Искусство сценической режиссуры коренным образом изменило принципы, форму, содержание театрального представления.

Режиссерское искусство заключается в организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы.

Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно, общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон, тысячи человеческих сердец».


Кто же должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить её в атаку? Разумеется, режиссер. Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели — к сверхзадаче спектакля: «А зачем, в сущности, поставлен?», «О чем говорит эта пьеса?...» , «Что хотели выразить, донести до зрительного зала, и в отдельном эпизоде и в спектакле в целом».

«Режиссер – профессия комплексная, в режиссере скрыты многообразные способности...

а) режиссер-администратор, который может вести спектакль; поддерживать систематическую работу и порядок. Это очень трудно, и не каждому дана эта нотка, которая заставляет слушаться;

б) режиссер-постановщик. Это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую... постановку;

в) режиссер-литератор, который может повести пьесу и спектакль по верной литературной линии;

г) режиссер-художник, который сам может создать художественную сторону спектакля; д) режиссер-психолог, который может верно провести внутреннюю линию;

е) режиссер-учитель, который может поправлять и воспитывать актеров».

(К.С. Станиславский)


Каковы же пути к этому, определенному Станиславским, идеалу режиссерского творчества? Пути эти неисчислимы, и всякий раз их нужно находить, открывать, угадывать заново. «Искусство живет, покуда сохраняется в нем не остывающее со временем чувство новизны, постоянная жажда исканий, проб и открытий» (Н.А. Абалкин.)

Немирович-Данченко говорил: «режиссер трехликое существо»

педагог – толкователь – помощник

зеркало – исполнитель

режиссер – организатор всего спектакля


Режиссер - толкователь.

… режиссер должен умереть в актерском творчестве. «Если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то даст много плода». Это библейское выражение всецело и глубочайшим образом относится к совместному творчеству режиссера с актером.

Режиссер – зеркало.

Важнейшая его способность почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет, а что не идет, куда клонит его фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Одновременно и следовать за волей актера и направлять её, направлять, не давая чувствовать насилие. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя как в зеркале.

Режиссер – организатор.

Вводит в свой горизонт все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актеров и сливает его со всей окружающей обстановкой в одно гармоничное целое. При этом особенно важным его качеством является умение «лепить куски», целые сцены, акты. Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем, в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен.



Режиссер:

  1. должен представить весь будущий спектакль;

  2. быть организатором всего репетиционного процесса;

  3. знать во имя чего сегодня ставит пьесу;

Немирович – Данченко говорил об обосновании выбора пьесы, ставя три вопроса: Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

  1. четко знать свою конечную цель – куда поведет актеров;

  2. должен быть готов к первой репетиции;

  3. не должен навязывать – а увлекать коллектив – создать для актера такие условия, при которых он чувствует личную ответственность за роль и только тогда он станет максимально активен;

  4. необходимо знакомить с эпохой, где происходит действие:

    • искусство;

    • иконография;

    • костюм.

      1. не посвящать заранее в свой замысел – не перегружать его;

      2. надо не давить, а лишь корректировать творческий поиск актера:

  • как и в жизни психическое и физическое неразрывны;

  • сразу соединять психическое и физическое;

  • текст – не просто механический ответ на реплику, а ответ на мысль.

Станиславский: «Если сразу учить роль, то текст механически ложится на язык, а он должен рождаться»

    1. проникновение во внешность и глубь мотивов актера;

    2. действенный анализ – пьеса не просто читается, а разбирается:

      • действенный анализ – органичный и кратчайший путь к воплощению замысла

    Цель – помочь актеру как можно быстрее ощутить себя в роли, а роль в себе.

      1. режиссеру важно создать творческую атмосферу, один из элементов работы актера над ролью импровизационность;

      2. формировать сверхзадачу так, чтобы она вдохновляла актеров;

      3. средствами искусства правильно выразить авторский жанр;

      Между режиссером и драматургом не может быть учителя и ученика, но пьеса может существовать без спектакля, а спектакль без пьесы не может.

        1. режиссер должен быть широко образован;

        2. режиссер цементирует все элементы без которых не может быть театра;

        3. режиссер должен уметь играть на душе артиста;

        4. слабость режиссера – отсутствие образного видения.


        Но многоохватывающая деятельность режиссера не ограничена лишь работой с актером. А его работа с театральным художником?.. С композитором?.. Со многими другими участниками создания спектакля?.. Он же причастен ко всему в театре: к демонстрациям, к реквизиту и бутафории, к парикам и гримам, к осветительной технике, костюмам — всего не перечесть. Но и тут, чтобы ни делал режиссер, он более озабочен интересами актера.

        Есть у режиссера немало и других забот, других интересов и дел...

        Он встречается с художником и заказывает ему декорации для будущего спектакля. Режиссеру предстоит вести с художником профессиональный, а не любительский, дилетантский разговор. Значит, он должен со знанием дела разбираться и в изобразительном искусстве, знать его историю, виднейших его мастеров, различия художественных школ и направлений, разбираться в особенностях художественных стилей разных эпох, в современных художественных течениях...