Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3771

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечательно, что даже среди последователей Фрейда были те, кто увидел ограниченность фрейдовского подхода к творчеству, например, К. Г. Юнг. Он выделял два типа художественного творчества: психологический, который фактически был описан Фрейдом, и визионерский, характеризующийся, как говорил Юнг, "даром творческого огня", который присущ избранным.[14 с.106] Только творчество визионерского типа духовно, а потому подлинно. Кроме того, в отличие от Фрейда Юнг видел духовную сторону и в самом бессознательном, он выдвинул идею о коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде неких архетипов, выходящих за пределы обычных неврозов и психических комплексов. Наиболее адекватно они выражаются в мифологии. Мифология и мифическое творчество определяются уже не неврозами, а именно этими архетипами коллективного бессознательного. Говоря о коллективном бессознательном и его архетипах, Юнг по сути говорит о духовном и трансцендентном, ибо миф позволяет выйти за пределы ограниченных представлений и посмотреть на мир с некой субстанциальной позиции. Миф является отражением не только экзистенции бытия, но и его трансценденции, не только истиной существования, но и истиной сущности. Следовательно, визионерское искусство мифологично, ибо в своей основе создает миф.

Содержанием психологического типа творчества являются сугубо личные, собственно человеческие переживания, которые предстают в художественном оформлении. Психологический тип творчества объясняет сам себя. "Поэт выполнил за психолога всю работу"[14 с.106], - говорит Юнг. Примером психологического творчества служит первая часть "Фауста" Гёте, примером визионерского типа - вторая. В случае с визионерским типом материал восходит к переживанию сверхчеловеческого рода, к "первопереживанию". Это явление выходит за пределы человеческого восприятия, и в этом случае психология бессильна. Но соблазн рассматривать визионерское творчество как продукт личного переживания чрезвычайно велик.

Визионерское искусство, по мнению Юнга, не является личным переживанием, и это главное. Он показывает, что фрейдовская тенденция истолкования произведения ведет к фактическому развенчанию визионерского переживания, "делает его ненастоящим, простой компенсацией". "Потрясающее прозрение в бездны, лежащие по ту сторону человеческого, оказываются всего-навсего иллюзией, а поэт - обычным обманщиком"[14 с.109], - говорит Юнг. Такой тип объяснений уводит от сути художественного произведения, заменяя ее психологией художника. Юнг утверждает, что наравне с психологией художника, которую, безусловно, отрицать невозможно, существует и философия художественного творчества. У произведения, по его мнению, своя психология, не зависящая от психологии автора, у него своя история, выходящая далеко за рамки личной истории. Коллективное, а не личное бессознательное автора является источником сложности и глубины визионерского произведения. Юнг не отрицает, что творчество связано с компенсацией, но с компенсацией широкого, космического, межвременного плана. "Дело в том, - пишет Юнг, - что всякий раз, как коллективное бессознательное прорывается к переживанию и празднует брак с сознанием времени, осуществляется творческий акт, значимый для целой эпохи, ибо такое творение есть в самом глубинном смысле весть, обращенная к современникам. Поэтому "Фауст" задевает что-то в душе каждого немца, поэтому Данте пользуется неумирающей славой, а "Пастырь" Гермы в свое время едва не стал канонической книгой". [14 с.114] Всякая временная эпоха подобна индивиду, она отличается своими особенностями, специфическими свойствами сознания и потому требует компенсации. Компенсация осуществляется коллективным бессознательным посредством художника или духовидца в образе или деянии.


Художник говорит голосом тысяч, "предвозвещая сдвиги в сознании эпохи". Таким образом, фрейдовский метод, по мнению Юнга, может быть применен к художнику только как к человеку, не как к творцу, "ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо эротичен, но в высочайшей степени объективен".[14 с.116] Каждый творчески одаренный человек, кроме человечески-личного, представляет собой "внеличный человеческий процесс". Индивидуальность художника заключается в том, что он способен выразить универсально-всеобщее переживание. Исходя из того, что творческое начало в художнике первично, на личные переживания, быт и все сугубо человеческое у него просто не остается энергии. Следовательно, получается, что его человеческую психологию, его "недостаточность" в обыденной жизни нельзя судить по общим правилам. Художника можно объяснить исходя из его творчества, а не из его несовершенств и личных недостатков, которые являются лишь следствием, а не причиной, как у Фрейда, того, что он - художник.

Еще большее расхождение с психоанализом Фрейда обнаруживает философия экзистенциализма, ибо она с особой силой подчеркивает духовную сущность творчества. Ее представители выделяют в жизни человека два бытия - неподлинное и подлинное. Первое - обычное существование человека, в котором утрачивается его сущность, второе - существование сущностное, истинное. Первое просто является экзистенцией человека, второе - его трансценденцией. Первое порождает человека, второе - личность. Трансценденция человека есть его духовная сущность. И всякое творчество, согласно экзистенциализму, представляет собой выход, прорыв из экзистенции в трансценденцию, из материи в сферу духа. По Н. Бердяеву, одному из крупнейших представителей экзистенциализма, творчество человека предполагает три элемента: 1) элемент свободы, благодаря которому только и возможно создание нового, ранее несуществующего; 2) элемент дара и связанного с ним назначения; 3) элемент уже сотворенного мира, в котором совершается творческий акт и в котором человек находит материал для творчества. Там, где у Бердяева стоит свобода, у Фрейда находится бессознательное. И по Фрейду, и по Бердяеву, творчество осуществляется на основе дара, однако, по Фрейду, оно черпает свои истоки в бессознательном, а по Бердяеву - в свободе. Поскольку свобода имеет духовное содержание, получается, что бессознательному Фрейда у Бердяева противостоит духовность. Немаловажно упомянуть также, что духовный смысл и духовное предназначение творчества усматривают и многие великие представители мира искусства и литературы. По мысли В.А. Жуковского, "поэзия есть Бог в святых мечтах земли". А. С. Пушкин для человека с дарованием высший смысл его творчества определяет весьма категорично:

Но если ты небес избранник, Свой дар божественный посланник, Во благо нам употребляй, Своих собратьев исправляй.


Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое

  • изобретательское

  • научное

  • политическое

  • организаторское

  • философское

  • художественное

  • мифологическое

  • религиозное

  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».[1]





ВОПРОС 9.

Профессионализм и профессиональная компетентность


Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.


Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.



Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.


Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия [Ландшеер, 1988]. Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].


Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:


1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.


2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.


3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.



4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.


В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.


Вызывает интерес иерархическая модель педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для “вырастания”» следующих компонентов [Коточитова, 2001]. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.


С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).


Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.


Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.


Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.


Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.