Файл: Родительских отношений пояснительная записка к выпускной квалификационной работе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Южно-уральский государственный университет национальный исследовательский университет) Институт социально-гуманитарных наук Факультет психологии Кафедра Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование Рецензент, канд.мед.н., доцент кафедры КП.,ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
_____________Т.Е.Ефименко
«___»______________2017 г. ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ОП, канд.психол.н., доцент
______________С.В.Морозова
«___»_______________2017 г. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТИЛЯ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУРГУ–37.03.01.2017.465.ПЗ ВКР Руководитель проекта к. психол.н., доцент ОБ. Конева
______________ 2017 г. Автор проекта студент группы СГ-465
____________ А.В. Брылева
_______________ 2017 г.
Нормоконтролер
_____________Л.А.Донцова
_______________ 2017 г. Челябинск, 2017
Южно-уральский государственный университет национальный исследовательский университет) Институт социально-гуманитарных наук Факультет психологии Кафедра Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование Рецензент, канд.мед.н., доцент кафедры КП.,ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
_____________Т.Е.Ефименко
«___»______________2017 г. ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ОП, канд.психол.н., доцент
______________С.В.Морозова
«___»_______________2017 г. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТИЛЯ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУРГУ–37.03.01.2017.465.ПЗ ВКР Руководитель проекта к. психол.н., доцент ОБ. Конева
______________ 2017 г. Автор проекта студент группы СГ-465
____________ А.В. Брылева
_______________ 2017 г.
Нормоконтролер
_____________Л.А.Донцова
_______________ 2017 г. Челябинск, 2017
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретический обзор психологических особенностей детей с задержкой психического развития и стилей детско-родительских отношений
1.1. Подходы к определению категорий детей с задержкой психического развития 6 1.2. Стили и типы детско-родительских отношений ................................................ 11 1.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии .
15 1.4. Особенности учебной мотивации и школьной тревожности у детей с задержкой психического развития .............................................................................. 17 Глава 2. Программа исследования
2.1. Организация и основные этапы исследования ................................................... 27 2.2. Методики исследования ....................................................................................... 29 2.3. Методы математической обработки данных ...................................................... 35 Глава 3. Анализ результатов исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития, учебной мотивации, и ее взаимосвязи со стилем детско-родительских отношений
3.1. Характеристика выборки по уровню учебной мотивации у детей с задержкой психического развития .............................................................. 36 3.2. Характеристика выборки по стилям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития ...................... 39 3.3. Характеристика выборки по уровню школьной тревожности у детей с задержкой психического развития .............................................................................. 41 3.4. Соотношение уровня учебной мотивации у детей с задержкой психического развития и стиля детско-родительских отношений ................................................... 42 3.5. Соотношение уровня школьной тревожности у детей с задержкой психического развития и стиля детско-родительских отношений .......................... 49 3.6. Соотношение факторов школьной тревожности и уровня учебной мотивации у детей с задержкой психического развития .............................................................. 55 Выводы ........................................................................................................................... 59 Заключение .................................................................................................................... 61 Библиографический список. 64 Приложения Приложение А ............................................................................................................... 68 Приложение Б ................................................................................................................ 75
3 Введение Современный этап развития специальной (коррекционной) психологии и педагогики характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с физическими и психическими особенностями. Социализация ребенка, с особыми образовательными потребностями, не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, в первую очередь родителей. В этой связи проблема семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в развитии становится одной из наиболее актуальных. Семья ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), как и любая другая, является его первым социализирующим институтом. Процесс психологического взросления детей такой категории протекает с особыми трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Важную роль в успешности социализации играет стиль детско- родительских отношений, который способствует гармоничному развитию личности ребенка с задержкой психического развития, следовательно, содействует его адаптации в социуме.
Дети с задержкой психического развития неограниченны в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, в овладении учебным материалом и обучении в общеобразовательной школе. Однако все это происходит медленнее, чему полноценных детей. Для того, чтобы процесс обучения детей с отклонениями был более успешным, необходимо повысить уровень мотивации к обучению, атак же снизить уровень школьной тревожности. Целью исследования является определение уровня учебной мотивации у детей с задержкой психического развития в зависимости от стиля детско- родительских отношений. Объектом исследования являются стили детско-родительских отношений, уровень учебной мотивации и тревожности. Предметом исследования являются взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и учебной мотивации детей с задержкой психического развития уровни учебной мотивации детей с задержкой психического развития.
4 Задачи, которые необходимо выполнить входе исследования
1. Определить уровень мотивации к обучению у ребенка с задержкой психического развития.
2. Установить стиль детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.
3. Выявить уровень школьной тревожности у ребенка с задержкой психического развития.
4. Найти соотношения уровня учебной мотивации и школьной тревожности со стилем детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования заключается в том, что стиль детско-родительских отношений влияет как на уровень школьной мотивации, таки на уровень школьной тревожности у детей с задержкой психического развития.
Теоретико-методологические основания работы. Программа выполненного автором теоретико-прикладного исследования была подчинена основным теоретическим принципам специальной психологии, а также целями задачам исследования. В основу создания программы эксперимента были положены следующие теоретические положения специальной психологии нормальное и отклоняющееся развитие психики детей происходит на основе общих закономерностей, следовательно, познавательная активность школьников с задержкой психического развития развивается по тем же законам, что и у их сверстников с нормальным психическим развитием (К.С. Лебединская); структура дефекта накладывает отпечаток на развитие ребенка с задержкой психического развития, определяя его качественное своеобразие (В.В.
Лебединский); наряду с первичными отклонениями, непосредственно обусловленными дефектом, в процессе аномального развития формируются вторичные отклонения, возникающие непосредственно в процессе специфического социального развития ММ. Семаго);
5 нарушения в отношениях со средой, порождающие вторичные отклонения, являются той областью, которая при определенных условиях может быть наиболее подверженной коррекции (И.И. Мамайчук).
Эти положения, а также сложность и многоаспектность изучаемого предмета, обусловили выбор психодиагностических методик, ценность которых определялась возможностью их использования для решения исследовательских задача, следовательно, возможностью использования и получения результатов в работе с детьми с задержкой психического развития. Научная новизна в данном исследовании при проведении анализа данных были получены результаты, которые не имеют аналогов в литературе, по исследованию влияния стилей детско-родительских отношений (ДРО) на уровень учебной мотивации и школьной тревожности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Практическая значимость исследования полученные результаты по изучению взаимосвязей стилей детско-родительских отношений и учебной мотивации детей с задержкой психического развития могут применяться в психологическом консультировании, атак же в работе психолога специального коррекционного образовательного учреждения, чтобы организовать индивидуальную работу с ребенком с задержкой психического развития. Результаты исследования можно использовать в психологических тренингах по изменению позиции родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Результаты проведенного исследования, доказывают, что необходимо проводить коррекционную работу с родителями, для того, чтобы изменить несоответствующий стиль детско-родительских отношений (ДРО), на способ воспитания, способствующий лучшей успеваемости ребенка в школе.
6 Глава 1. Теоретический обзор психологических особенностей детей с задержкой психического развития и стилей детско-родительских отношений
1.1 Подходы к определению категорий детей с задержкой психического развития В психолого-педагогической литературе категория лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется как лица, имеющие те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанной с физическими, психическими или сенсорными дефектами [28]. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей
1. Недуг
– любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции
2. Ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека
3. Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой – либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [1].
Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствия травм, подтвержденными в установленном порядке [25].
К термину дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно
7 ухо или поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе
[15]. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании [11]. В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий той категории детей, которые относятся к системе специального образования. Дети с нарушениями в развитии – дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов слухового, зрительного, двигательного, речевого) [27]. Дети с отклонениями в развитии – дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чему детей с нарушениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин проблемные дети [10]. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие
3. Дети с нарушениями речи
4. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР);
8 6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сфера
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание х или х нарушений) [10]. В нашей работе подробнее остановимся на исследовании детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития у детей является сложным нарушением, при которому разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, что обусловлено недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной [15]. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально- волевой незрелости, таки в интеллектуальной недостаточности.
К.С. Лебединская предложила медицинскую классификацию детей с задержкой психического развития (ЗПР). Ею были выделены четыре основных варианта задержек психического развития (ЗПР) [34].
1. Задержка психического развития конституционального происхождения. Причины нарушения обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Причины длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы задержка психомоторного и речевого развития интеллектуальные нарушения невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценке, несформированности детской компетентности эмоциональная незрелость.
9 3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Причины неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда. Симптомы несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения патологическое развитие личности эмоциональные расстройства.
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности иродов, травм ЦНС и интоксикации. Симптомы задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм задержек психического развития (ЗПР) в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двухосновных компонентов этой аномалии развития преобладанием интеллектуальных или эмоциональных нарушений. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации, ас эмоциональными расстройствами – подвижность психических процессов [12]. Чаще других из названных выше типов встречаются задержки психического развития (ЗПР) церебрально-органического происхождения. Этот тип обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений, как в эмоционально-волевой, таки в познавательной деятельности [18]. Изучение анамнеза детей с этим типом задержки психического развития (ЗПР) в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще остаточного характера вследствие патологии беременности, недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нарушений первых трех лет жизни детей. Таким образом, задержка психического развития
(ЗПР) может рассматриваться, как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их р
а в
л о
о о
ф о
л ф
ы р
в ф
л о
л о
ф ы
р в
л ф
о р
в о
л фр вол ф ы
р в
ф лор во ф ы
в р
10 проявлений. Тем не менее в психическом статусе ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) можно выделить ряд существенных особенностей
[22]:
1. В сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно- пространственной ориентированности
2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности
(гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения
3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления
4. В мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижением объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию
5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью
6. В эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов
7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов
8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко. В.И. Лубовский [33] отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с задержкой психического
11 развития (ЗПР), дефицитарность основных свойств внимания концентрация, объема, распределения. Память детей с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян [18] отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития (ЗПР) значительно ниже, чему их нормально развивающихся сверстников.
Явное отставание детей с задержкой психического развития (ЗПР) от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций анализа, обобщения, абстакции, переноса. В исследованиях многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Так, С.Г. Шевченко [33], изучая особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с задержкой психического развитися
(ЗПР). В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской [33] раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей. Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
12