Файл: 14. Экономика семьи На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним Что такое деньги.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Экономика семьи
На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:
— Что такое деньги? (Деньги - это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента)
— Как раньше назывались бумажные деньги? (Ассигнации)
— Назовите функции денег и приведите пример
-
мера стоимости - например, цена чего-либо; -
средство обращения - деньги пришли на смену бартеру; -
средства платежа - например, выплата заработной платы; -
средство накопления - сбережения в банке
В начале изучения нового материала хочу познакомить вас с ситуацией, которая произошла в семье Сорокиных.
Вечером семья Сорокиных собралась за столом. Старший сын первым взял слово и потребовал от родителей купить новый планшет, обещанный ему ещё в начале месяца. «Нет, - возразила дочь, - завтра мы с папой идём покупать мне велосипед». Родители в замешательстве переглянулись: «А мы новую теплицу на дачу заказали». Вечер был безнадёжно испорчен.
— Как избежать подобной ситуации? Ответ на этот вопрос нам поможет найти сегодняшний урок по теме «Экономика семьи».
У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество и денежные средства. Для приобретения имущества и накопления денежных средств семья должна иметь стабильный доход.
-
Доход – это все денежные средства, получаемые семьёй из разных источников (с. 113)
Задание: работая с материалом пункта 1, составьте схему «Источники доходов семьи»:
Заработная плата | Прибыль предприятия |
Личное подсобное хозяйство | Процент по банковским вкладам |
Социальные выплаты государства | Средства от сдачи внаём |
Доход семьи бывает:
Фиксированный - установленный, не зависящий от качества труда | Переменный – доход, который увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения количества и качества труда |
Задание: определите, какой доход (фиксированный или переменный) составляют доходы семьи в составленной схеме:
Заработная плата | ф | Прибыль предприятия | п |
Личное подсобное хозяйство | п | Процент по банковским вкладам | п |
Социальные выплаты государства | ф | Средства от сдачи внаём | п |
Задание: просчитайте фиксированные и переменные доходы семьи.
Зарплата папы | 30000 |
Премия мамы | 15000 |
Кредит на покупку туристической путёвки | 50000 |
Пенсия бабушки | 10000 |
Зарплата мамы | 25000 |
Выигрыш в лотерею | 1000 |
Прибыль от продажи клубники с дачного участка | 7000 |
Стипендия брата | 3000 |
-
1 — определить, какие доходы являются фиксированными, а какие переменными -
2 — фиксированные доходы – 68 000 р, переменные – 73000 р
Некоторые подростки хотят помочь своим родителям и заработать дополнительные средства для семьи. Устраиваясь на работу, нужно знать условия труда несовершеннолетних по Трудовому кодексу РФ.
Задание: работая в парах, изучить условия труда несовершеннолетних, используя дополнительный материал (выдержки из Трудового кодекса РФ) и найти ошибки в тексте.
Выдержки из Трудового кодекса:
-
С 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время подросток может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. -
Продолжительность трудовой смены для 14-16-летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часов в день; для 16-18-летних – 3,5 часа. -
Ночной труд и сверхурочные работы запрещены. -
Оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется до истечения шести месяцев в любое удобное время. Продолжительность отпуска удлиненная – 31 календарный день. -
Запрещается устанавливать подросткам испытательный срок.
Текст
14-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе – переносить тяжёлые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трёх месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придёт покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать дополнительно в субботу и воскресенье». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка проработала в супермаркете год, и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей 2 недели, но только тогда, когда наймёт нового человека.
Ответы
-
Закон допускает принятие на работу лиц, достигших 14-15 лет, только с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Отец золушки должен был дать своё согласие, в ином случае это незаконно. -
Работа, на которую устраивается несовершеннолетний, не должна причинять вреда его здоровью. -
При приёме на работу между работником и работодателем составляется трудовой договор в письменной форме (в 2 экземплярах). -
Время работы несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет на должно превышать 4 часов в день. -
Несовершеннолетним испытательный срок не устанавливается. -
Запрещается применение труда несовершеннолетних ночное время и выходные дни. -
Ежегодный отпуск несовершеннолетних равен 31 календарному дню и предоставляется в удобное для несовершеннолетнего время.
Итак, у подростка есть возможность внести свой вклад в семейный бюджет. Что такое бюджет семьи?
Понятие «бюджет» в переводе с английского «денежная сумка, кошелёк». В Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и отчёты. Со временем словом бюджет стали называть отчёт министра финансов перед Парламентом.
Мы запишем современное значение данного понятия:
-
Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период времени (месяц, квартал, год).
Итак, семейный бюджет – это роспись предполагаемых доходов и планируемых расходов.
Рассмотрим бюджет семьи Соколовых на май месяц:
Доходы | Расходы |
Зарплата родителей – 58.000 | Продукты – 22.000 |
Пенсия деда – 9.000 | Лекарства - 5.000 |
Стипендия сына – 3.000 | Оплата жилья и коммунальных услуг – 7.000 |
Пенсия бабушки – 7.000 | Транспорт – 4.000 |
| Зимние сапоги маме – 10.000 |
| Зимняя куртка деду – 6.000 |
| Посудомоечная машина – 25.000 |
| Билеты на концерт – 3.000 |
| Телефон сыну – 20.000 |
-
доходы семьи - 77000 рублей -
расходы 102000 рублей.
— Какой вывод можно сделать? (Предполагаемые расходы больше, чем возможные доходы).
— Что делать семье Соколовых в этой ситуации?
-
Увеличить доходы -
Уменьшить расходы, отказаться от части расходов.
— От каких расходов семье можно отказаться? (От посудомоечной машины, билетов на концерт, от телефона).
Вы правильно определили те расходы, от которых семья может отказаться, т. к. расходы бывают обязательные и произвольные (с. 116)
Вернёмся к ситуации в семье Соколовых. Как избежать ситуации, с которой столкнулась эта семья? (Необходимо составлять бюджет семьи).
— Зачем необходим бюджет?
-
чтобы соотнести свои доходы и потребности; -
чтобы понять, что для семьи первостепенно в данное время; -
чтобы сэкономить средства семьи; -
научиться быть бережливыми; -
чтобы договориться друг с другом о расходах.
Задание 1
: просчитайте фиксированные и переменные доходы семьи.
Зарплата папы | 30000 |
Премия мамы | 15000 |
Кредит на покупку туристической путёвки | 50000 |
Пенсия бабушки | 10000 |
Зарплата мамы | 25000 |
Выигрыш в лотерею | 1000 |
Прибыль от продажи клубники с дачного участка | 7000 |
Стипендия брата | 3000 |
Задание 2: изучите условия труда несовершеннолетних, используя выдержки из Трудового кодекса РФ, и найдите ошибки в тексте.
Выдержки из Трудового кодекса:
-
С 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время подросток может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. -
Продолжительность трудовой смены для 14-16-летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часов в день; для 16-18-летних – 3,5 часа. -
Ночной труд и сверхурочные работы запрещены. -
Оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется до истечения шести месяцев в любое удобное время. Продолжительность отпуска удлиненная – 31 календарный день. -
Запрещается устанавливать подросткам испытательный срок.
Текст
14-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе – переносить тяжёлые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трёх месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придёт покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать дополнительно в субботу и воскресенье». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка проработала в супермаркете год, и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей 2 недели, но только тогда, когда наймёт нового человека.