Файл: 14. Экономика семьи На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним Что такое деньги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Экономика семьи

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:

Что такое деньги? (Деньги - это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента)

Как раньше назывались бумажные деньги? (Ассигнации)

Назовите функции денег и приведите пример

  • мера стоимости - например, цена чего-либо;

  • средство обращения - деньги пришли на смену бартеру;

  • средства платежа - например, выплата заработной платы;

  • средство накопления - сбережения в банке

В начале изучения нового материала хочу познакомить вас с ситуацией, которая произошла в семье Сорокиных.

Вечером семья Сорокиных собралась за столом. Старший сын первым взял слово и потребовал от родителей купить новый планшет, обещанный ему ещё в начале месяца. «Нет, - возразила дочь, - завтра мы с папой идём покупать мне велосипед». Родители в замешательстве переглянулись: «А мы новую теплицу на дачу заказали». Вечер был безнадёжно испорчен.

Как избежать подобной ситуации? Ответ на этот вопрос нам поможет найти сегодняшний урок по теме «Экономика семьи».

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество и денежные средства. Для приобретения имущества и накопления денежных средств семья должна иметь стабильный доход.

  • Доход – это все денежные средства, получаемые семьёй из разных источников (с. 113)

Задание: работая с материалом пункта 1, составьте схему «Источники доходов семьи»:

Заработная плата

Прибыль предприятия

Личное подсобное хозяйство

Процент по банковским вкладам

Социальные выплаты государства

Средства от сдачи внаём

Доход семьи бывает:

Фиксированный -

установленный, не зависящий от качества труда


Переменный

доход, который увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения количества и качества труда



Задание: определите, какой доход (фиксированный или переменный) составляют доходы семьи в составленной схеме:

Заработная плата

ф

Прибыль предприятия

п

Личное подсобное хозяйство

п

Процент по банковским вкладам

п

Социальные выплаты государства

ф

Средства от сдачи внаём

п

Задание: просчитайте фиксированные и переменные доходы семьи.

Зарплата папы

30000

Премия мамы

15000

Кредит на покупку туристической путёвки

50000

Пенсия бабушки

10000

Зарплата мамы

25000

Выигрыш в лотерею

1000

Прибыль от продажи клубники с дачного участка

7000

Стипендия брата

3000




  • 1 — определить, какие доходы являются фиксированными, а какие переменными

  • 2 — фиксированные доходы – 68 000 р, переменные – 73000 р


Некоторые подростки хотят помочь своим родителям и заработать дополнительные средства для семьи. Устраиваясь на работу, нужно знать условия труда несовершеннолетних по Трудовому кодексу РФ.

Задание: работая в парах, изучить условия труда несовершеннолетних, используя дополнительный материал (выдержки из Трудового кодекса РФ) и найти ошибки в тексте.

Выдержки из Трудового кодекса:

  1. С 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время подросток может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу.

  2. Продолжительность трудовой смены для 14-16-летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часов в день; для 16-18-летних – 3,5 часа.

  3. Ночной труд и сверхурочные работы запрещены.

  4. Оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется до истечения шести месяцев в любое удобное время. Продолжительность отпуска удлиненная – 31 календарный день.

  5. Запрещается устанавливать подросткам испытательный срок.


Текст

14-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе – переносить тяжёлые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трёх месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придёт покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать дополнительно в субботу и воскресенье». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка проработала в супермаркете год, и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей 2 недели, но только тогда, когда наймёт нового человека.
Ответы

  1. Закон допускает принятие на работу лиц, достигших 14-15 лет, только с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Отец золушки должен был дать своё согласие, в ином случае это незаконно.

  2. Работа, на которую устраивается несовершеннолетний, не должна причинять вреда его здоровью.

  3. При приёме на работу между работником и работодателем составляется трудовой договор в письменной форме (в 2 экземплярах).

  4. Время работы несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет на должно превышать 4 часов в день.

  5. Несовершеннолетним испытательный срок не устанавливается.

  6. Запрещается применение труда несовершеннолетних ночное время и выходные дни.

  7. Ежегодный отпуск несовершеннолетних равен 31 календарному дню и предоставляется в удобное для несовершеннолетнего время.


Итак, у подростка есть возможность внести свой вклад в семейный бюджет. Что такое бюджет семьи?

Понятие «бюджет» в переводе с английского «денежная сумка, кошелёк». В Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и отчёты. Со временем словом бюджет стали называть отчёт министра финансов перед Парламентом.


Мы запишем современное значение данного понятия:

  • Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период времени (месяц, квартал, год).

Итак, семейный бюджет – это роспись предполагаемых доходов и планируемых расходов.

Рассмотрим бюджет семьи Соколовых на май месяц:

Доходы

Расходы

Зарплата родителей – 58.000

Продукты – 22.000

Пенсия деда – 9.000

Лекарства - 5.000

Стипендия сына – 3.000

Оплата жилья и коммунальных услуг – 7.000

Пенсия бабушки – 7.000

Транспорт – 4.000




Зимние сапоги маме – 10.000




Зимняя куртка деду – 6.000




Посудомоечная машина – 25.000




Билеты на концерт – 3.000




Телефон сыну – 20.000



  • доходы семьи - 77000 рублей

  • расходы 102000 рублей.

Какой вывод можно сделать? (Предполагаемые расходы больше, чем возможные доходы).

Что делать семье Соколовых в этой ситуации?

  • Увеличить доходы

  • Уменьшить расходы, отказаться от части расходов.

От каких расходов семье можно отказаться? (От посудомоечной машины, билетов на концерт, от телефона).

Вы правильно определили те расходы, от которых семья может отказаться, т. к. расходы бывают обязательные и произвольные (с. 116)

Вернёмся к ситуации в семье Соколовых. Как избежать ситуации, с которой столкнулась эта семья? (Необходимо составлять бюджет семьи).

Зачем необходим бюджет?

  • чтобы соотнести свои доходы и потребности;

  • чтобы понять, что для семьи первостепенно в данное время;

  • чтобы сэкономить средства семьи;

  • научиться быть бережливыми;

  • чтобы договориться друг с другом о расходах.

Задание 1
: просчитайте фиксированные и переменные доходы семьи.

Зарплата папы

30000

Премия мамы

15000

Кредит на покупку туристической путёвки

50000

Пенсия бабушки

10000

Зарплата мамы

25000

Выигрыш в лотерею

1000

Прибыль от продажи клубники с дачного участка

7000

Стипендия брата

3000

Задание 2: изучите условия труда несовершеннолетних, используя выдержки из Трудового кодекса РФ, и найдите ошибки в тексте.

Выдержки из Трудового кодекса:

  • С 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время подросток может трудиться по договору, выполняя лёгкую работу.

  • Продолжительность трудовой смены для 14-16-летних подростков, совмещающих труд с учёбой, не более 2,5 часов в день; для 16-18-летних – 3,5 часа.

  • Ночной труд и сверхурочные работы запрещены.

  • Оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется до истечения шести месяцев в любое удобное время. Продолжительность отпуска удлиненная – 31 календарный день.

  • Запрещается устанавливать подросткам испытательный срок.

Текст

14-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе – переносить тяжёлые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трёх месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придёт покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать дополнительно в субботу и воскресенье». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка проработала в супермаркете год, и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей 2 недели, но только тогда, когда наймёт нового человека.