Файл: Отчет о прохождении преддипломной практики бестек Айлаана Анатольевна (фамилия, имя, отчество студента).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо выполнения данных заданий, я наблюдала за тем, как происходят бизнес-процессы в банке.

Для составления отчета о практике использовались следующие инструменты и методы:

- метод наблюдения (фотография рабочего времени);

- построение матрицы SWOT;

- построение дерева проблем;

- анализ внутренней среды;

- анализ внешней среды.

Цель практики по применению полученных профессиональных навыков и знаний была достигнута. Благодаря знаниям и навыкам, удалось успешно выполнять поставленные банком задачи, а также провести анализ компании.

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1 Организационно-экономическая характеристика компании ПАО «Сбербанк»
Сбербанк – это крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, один из ведущих международных финансовых институтов.

Как и любой крупной компании, у банка имеется миссия существования. Миссия Сбербанк звучит следующим образом: «Мы даём людям уверенность и надёжность, делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

На сегодняшний Сбербанк является самым дорогим российским брендом и имеет самый сильный банковский бренд в мире по версии Brand Finance. Руководство банка на этом не останавливается и ставит перед собой цель сделать Сбербанк одной из лучших финансовых и технологических компаний в мире.

История банка начинается 12 ноября 1841 года, когда российский император Николай I подписал указ об учреждении в России сберегательных касс. Эта дата стала считаться днём рождения Сбербанка. Сбербанк стал историческим преемником сберегательных касс Российской империи, а затем и советских Гострудсберкасс. Далее описаны основные вехи его развития, тесно переплетённые с этапами становления страны.

2009–2016

В период с 2009 по 2016 года банк поставил своей приоритетной целью максимальную клиентоориентированность. В банке началась трансформация бизнес-процессов, повысилось качество обслуживания, были внедрены инновационные подходы, активно стали применяться технологии Agile. Также были созданы центры сопровождения клиентских операций, «Кредитная фабрика», запущены онлайн-сервисы. Тогда Сбербанк вошёл в топ-20 крупнейших международных финансовых групп по капитализации, его бренд стал одним из самых дорогих в мире. Банк вышел на рынок Беларуси и европейских стран.


С 2017 по 2020 банк запустил масштабную цифровую трансформацию и окончательно превратился в технологическую компанию. Под зонтичным брендом «Сбера» объединились финансовые и нефинансовые сервисы для частных лиц и корпоративных клиентов, доступные из любой точки мира в режиме 24/7. Особое внимание стало уделяться помощи государству в поддержке образования, культуры и искусства, продвижении программ инклюзии. Банк лидировал в национальном проекте «Цифровая экономика РФ», стала центром компетенций в области искусственного интеллекта и кибербезопасности.

В 2020 году началась пандемия. В условиях пандемии Сбербанк определил главную задачу: максимально помочь клиентам и государству. Он становится масштабным проводником государственных программ поддержки населения и бизнеса, предлагая и собственные решения. Были внедрены сервисы телемедицины по всей стране, его ИТ-платформа стали использоваться для предоставления государственных услуг и создания высокотехнологичных экономик субъектов Российской Федерации.

Основным акционером ПАО «Сбербанк» является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО «Сбербанк» плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.

В 2020 году Сбербанк провёл ребрендинг и предлагает частным и корпоративным клиентам финансовые и нефинансовые услуги банка и компаний Группы Сбербанк. Экосистема Сбера сегодня – это множество сервисов для жизни, ежедневная помощь в решении насущных задач частных клиентов и бизнеса.

В региональную сеть Сбербанка входят 11 территориальных банков с 13,6 тыс. подразделений в 83 субъектах РФ.

В Республике Тыва управляющей отделением является Таспанчик Алина Марталайевна. На рисунке 1.1 представлена организационная структура Кызыльского отделения Сбербанка:

На данный момент банк имеет 106,5 млн. активных частных клиентов в России, 3 млн. активных корпоративных клиентов в России, 79,6 млн. активных ежемесячных пользователей мобильного приложения «СберБанк Онлайн». Команда состоит из 288 000 сотрудников. Сбербанк входит в топ-5 крупнейших работодателей России.


1.2 Управление маркетингом
Маркетинговая деятельность Сбербанка направлена на выявление потребности клиента и на разработку продуктов, удовлетворяющих эти потребности. Маркетологи банка проводят тщательный анализ рынка и проводят полный мониторинг потребностей потребителей банковских услуг.

В Кызыльском отделении анализом рынка занимается «Отдел ценных бумаг и анализа рынка». На уровне всероссийского правления организационная структура маркетингового отдела выглядит следующим образом (рисунок 1.2):

Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга банка, организует и управляет всей деятельностью банка в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.

Директору напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга:

- группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности банка. Специалисты этой группы осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями банка, которые структурно не входят в состав департамента маркетинга. На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности в банке;

- группа маркетинговых исследований отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований, проводимых департаментом маркетинга. При этом, сферой исследований может выступать любой элемент как внешней та и внутренней маркетинговой среды банка. При необходимости, специалисты данной группы могут привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований. Также занимаются изучением новинок;

- группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности банка. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику банка, политику скидок, составляют предложения по банковским продуктам;

- группа рекламы и стимулирования продаж банковских продуктов предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности банка, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей банка;


- группа управления банковскими продуктами состоит из менеджеров по каждому из типов банковских продуктов, которую можно сформировать из имеющихся в банке категорийных менеджеров, в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей продуктовой группы и определение политики банка по каждому виду продукта. Менеджеры этой группы могут быстрее реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке, они лучше других сотрудников департамента маркетинга знают особенности своего рыночного сегмента и своего продукта. Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики Сбербанка, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию форм и методов продаж. Форма предложения должна быть удобна, доступна и привлекательна, качество – отвечать требованиям клиента, цена – соответствовать рыночному уровню и обеспечивать необходимую рентабельность.

1.3 Исследование внешней среды организации
Для полного управленческого анализа требуется выполнить анализ внешней среды. Внешняя среда банка состоит из нескольких элементов, которые представлены на рисунке 1.3:


Рис. 1.3 Внешняя среда банка

Для анализа макросреды был применен инструмент PEST-анализ. Он представлен на рисунке 1.4:

Специальная военная операция оказала влияние на всю страну и на все организации. Самое очевидная коррекция, которую привнесла эта операция в организации – это мобилизация сотрудников. В связи с этим, многие организации остались без квалифицированных сотрудников, заменить которых стало не так просто. Многие граждане покинули страну из-за страха быть мобилизованным и таким образом, начался отток кадров из страны.

Западные санкции коснулись многих банков и отдельных личностей России. США 6 апреля ввели в отношении Сбербанка и ряда его дочерних компаний блокирующие санкции. Они предусматривают «заморозку» активов в США, а также запрет американским гражданам проводить какие-либо операции с банком и подконтрольными ему структурами. Также США вслед за Великобританией ввели санкции против главы Сбербанка Германа Грефа, депутатов Госдумы и самой Госдумы как учреждения.


2 мая 2023 года Банк России опубликовал новость о предоставлении кредитных каникул участникам специальной военной операции. Кредитные каникулы позволяют заемщику, который является участником СВО или членом его семьи, временно приостановить платежи по кредиту или займу. При этом приостанавливаются платежи и всех созаемщиков участника СВО и членов его семьи. Кредитор (банк, МФО, КПК, СКПК, ломбард) не имеет права отказать в предоставлении кредитных каникул, если заемщик проходит по критериям закона.

Первым фактором экономической внешней среды является волатильность инфляции. Динамика инфляции представлена на рисунке 1.5:


Рис. 1.5 Динамика волатильности инфляции
2022 год Россия прожила в условиях галопирующей инфляции. В начале 2023 года был зафиксирован скачок цен. В основном он связан с «частичным, но далеко не полным» повышением регулируемых тарифов на транспорт и жилищные услуги.

За две недели проезд в метро подорожал на 7%, в трамвае – почти на 6%, в троллейбусе – на 4%, в городском автобусе – почти на 3%. Плата за жилье в государственном (муниципальном) жилом фонде возросла более чем на 2%. Дорожали и подакцизные товары – рост в течение двух недель составил около 1%.

Быстро повышались цены на медикаменты, особенно используемые для профилактики и лечения ОРВИ, гриппа и ковида: по ряду наименований рост стоимости за две недели составлял от 1 до 2%.

Банк России использует ключевую ставку, чтобы влиять на инфляцию. Если регулятор поднимает ключевую ставку, деньги в экономике становятся дороже. Вслед за ключевой повышаются банковские ставки по кредитам и депозитам для населения и бизнеса.

В целом, экономика России была сильно изменена из-за давления внешних политических международных факторов. С рынка России ушли многие зарубежные крупнейшие компании. Доли таких гигантов быстро «расхватали» на маленькие кусочки малый и средний бизнес России. В ряде регионов стимулируется создание новых предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, в Туве имеется несколько программ, оказывающих финансовую поддержку молодым предпринимателям.

В области технологий российским компаниям пришлось в ускоренном темпе искать замену бесконтактной оплаты, когда были заблокированы VISA, MasterCard и Maestro. Сегодня покупатели могут оплачивать свои покупки с помощью системы МИР или через Систему быстрых платежей.