Файл: Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии; определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, то есть эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под постоянно меняющуюся конъюнктуру.
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности.
Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.
Экономическая прибыль - это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).
В бухгалтерском смысле прибыль - это разница между общей выручкой и внешними издержками.
В бухгалтерской практике различают и в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Чистая прибыль - прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.
Льготируемая прибыль - часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
Налогооблагаемая прибыль - прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам.
1.2 Методика анализа прибыли
Анализ прибыли от продаж (прибыли от основной деятельности) включает в себя уже рассмотренный блок анализа валовой прибыли, а также анализ коммерческих и управленческих расходов. Прибыль от продаж - это показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции (работ, услуг), торговой деятельности.
Прибыль (убыток) от продаж = Валовая прибыль - Коммерческие расходы - Управленческие расходы.
Коммерческими являются расходы, которые непосредственно связаны со сбытом продукции. К их числу относятся расходы на рекламу, хранение, упаковку и перевозку готовой продукции и др. Управленческие расходы характеризуют величину общехозяйственных расходов фирмы. В состав таких расходов включают зарплату администрации, расходы на командировки, амортизацию офисного оборудования и др.
Особый интерес представляет отношение коммерческих и управленческих расходов к выручке. Анализ их динамики может позволить своевременно выявить проблемы управления данными расходами. Одновременно, результаты такого анализа являются составной частью анализа рентабельности продаж, рассчитанного как отношение прибыли от продаж к выручке.
В процессе анализа изучаются динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной деятельности
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура активов компании может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится
Глава 2. Анализ использования прибыли
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Объект исследования данной работы - ОАО «Магнит», ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России.
Адрес центрального офиса: 350072 г. Краснодар ул. Солнечная, 15/5
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2013 года сеть компании включала 8 093 магазинов, из них: 7 200 магазинов в формате «магазин у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов «Магнит Косметик».
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1 868 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа.
Организационная структура ОАО «Магнит» состоит из четырёх основных подразделений.
Структура общества включает:
Органы управления (включающие Совет директоров, Комитет по аудиту совета директоров, Комитет по кадрам и вознаграждениям совета директоров и Правление);
Планово-экономический отдел, совмещённый с бухгалтерией, который занимается экономическими расчётами и планированием, а так же бухгалтерской деятельностью;
Емкий производственный отдел, налаживающий производство продукции различного предназначения под персональной торговой маркой компании;
Отдел сбыта и поставок, отвечающий за сбыт произведенной продукции
, и осуществление её поставок заказчикам.
2.2 Анализ основных финансовых показателей
Анализ финансового состояния ОАО «Магнит» проводился на основе годовой финансовой отчетности на отчетные даты: 31.12.2011 г. и 31.12.2012 г.
Проведем горизонтальный и вертикальный анализ активов ОАО «Магнит» за 2011 - 2012 гг.
По данным из бухгалтерского баланса в структуре активов баланса ОАО «Магнит» большую часть (57%) занимают внеоборотные активы, в частности основные средства (49%). В 2012 году доля этой статьи активов в структуре баланса по отношению к 2011 году осталась на том же уровне, однако, в абсолютном выражении величина основных средств выросла на 30,1 млн. руб.
Прирост связан с вводом основных средств в ходе выполнения инвестиционной программы. Основной прирост по данной статье произошел за счет ввода основных производственных фондов.
Значительное преобладание доли основных средств в активах компании связано с тем, что основной деятельностью ОАО «Магнит» является оказание услуг по реализации продукции в места потребления, а также компания за счет собственных средств обеспечивает себя торговыми площадями и единицами техники для транспортировки реализуемой продукции.
Второй по значимости удельный вес во внеоборотных активах имеет доля «прочих внеоборотных активов» =6,1%. За 2 года значение этой статьи увеличилось более, чем в 1,5 раза. Это свидетельствует о том, что компания наращивает свою инвестиционную деятельность путём строительства новых установок, новых объектов и другого дополнительного оборудования, а также осуществляет другие долгосрочные инвестиции в текущем периоде.
Оборотные активы в структуре активов компании занимают 43%. За рассматриваемый период их доля увеличилась на 2%, а в абсолютном выражении сумма оборотных активов увеличилась на 60% с предыдущего периода. Из них наибольшую долю составляют запасы =17,8%. По сравнению с 2011 годом величина запасов в составе оборотных средств увеличилась на 9 млн., а по отношению к валюте баланса изменилась незначительно - снизилась почти на 2% на конец 2012 года (на конец 2011 г. - 19,4%). Сам по себе этот показатель нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, однако надо учитывать, что чрезмерно большие объемы запасов в совокупности с их медленной оборачиваемостью могут заметно снижать уровень платежеспособности организации, а также понижать ликвидность активов компании. Однако тенденция к снижению запасов ОАО «Магнит» говорит о более эффективном использовании оборотных активов. На втором месте дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (14,5% от всех активов). Это свидетельствует о том, что компания активно занимается присоединениями своих контрагентов к продукции ОАО «Магнит».
Проведем горизонтальный и вертикальный анализ пассивов ОАО «Магнит» за 2011 - 2012 гг.
В структуре пассивов баланса ОАО «Магнит» значительную часть занимают долгосрочные обязательства (52%), из них большая часть приходится на заемные средства. Столь высокое значение этой статьи обусловлено тем, что компания является дочерней компанией ЗАО «Тандер», которая осуществляет финансирование ОАО «Магнит» посредством долгосрочных займов. Ситуация не является критической, но может быть интерпретирована со знаком «минус». При расчете показателей ликвидности компании данный момент будет способствовать низким показателям ликвидности. Однако также существует отрицательная тенденция к увеличению долгосрочных обязательств (с 2011 в 2012 году сумма обязательств увеличилась на 80%).
Краткосрочные пассивы выступают вторым по значимости источником формирования имущества - 32,9% валюты баланса (54 млн. руб.). Среди краткосрочных заемных средств наибольший удельный вес имеет кредиторская задолженность - 86%.
В составе кредиторской задолженности преобладают - задолженность перед поставщиками и подрядчиками (84 % всей кредиторской задолженности), в 2012 году ее сумма возросла в 1,4 раза и составила 39,8 млн. руб.
Собственный капитал и резервы компании составляют по итогу 2012 года 14,5%. Это говорит о низкой платежеспособности предприятия. Однако, наблюдается рост собственных средств в общем объеме пассивов ОАО «Магнит». С 2011 года этот показатель увеличился с 20,4 до 24 млн руб. Но в общей валюте баланса доля собственного капитала снизилась с 19,7% до 14,5%.
В целом, в имущественном положении компании наблюдается рост с 2011 года суммы хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия (итог баланса), что свидетельствует о наращивании имущественного потенциала.
За исследуемый период валюта баланса возросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 59,2%.
Далее произведем оценку платежеспособности исследуемого нами предприятия, рассчитаем показатели, и сведем данные в таблице 1.
Таблица 1. Показатели платежеспособности предприятия.
2.2 Анализ состояния активов и пассивов ОАО «Нарьян-Марский Объединенный Авиаотряд»
Анализ динамики и состава структуры имущества предприятия основан на сравнении отчетных данных бухгалтерского баланса за ряд периодов.
Актив баланса позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия