Файл: Научнометодическая работа в образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Платова О.С.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация.
В статье рассмотрена актуальная проблема современной об- разовательной практики – организация оценивания эффективности методиче- ской работы в среднем профессиональном образовании. Предложены критерии и их показатели к оцениванию эффективности методической работы в колле- дже.
Ключевые слова: методическая работа, критерий эффективности, управле- ние, методическая служба, колледж.
O.S. Platova
THE CRITERIA AND MANAGEMENT EFFICIENCY PARAMETERS
OF METHODOLOGICAL WORK IN A PROFESSIONAL
EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. This article discusses a topical problem of the existing educational practice – establishment of methodological work efficiency rating within secondary professional education. The article suggests criteria and their parameters of methodo- logical work efficiency rating at college.
Keywords: methodological work, efficiency criterion, management, methodic services, college.
Эффективность методической работы колледжа определяется уровнем профессионализма педагогических работников, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, качеством профессионального образо- вания обучающихся.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для организации оценивания методической работы необходимо разрабо- тать диагностический инструментарий. Для его разработки важно выявить со- отношение феноменов «критерий» и «показатель».
«Критерий – признак, на основании которого производится оценка, опре- деление или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки». [1]
К критериям предъявляются следующие требования:
− объективность;
− устойчивость и постоянство;
− повторяемость в предмете;
− готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.
Критерии для оценки эффективности управления методической работой были определены путем изучения научной литературы по данной тематике, анализа исследований, отраженных в содержании кандидатских и докторских диссертаций, публикаций педагогов-практиков в педагогических средствах массовой информации. Особое место при выборе критериев было отведено рас- смотрению приоритетных направлений развития образований на современном этапе.
Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные) изме- нения, в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество). Под показателем С. И. Ожегов понимает «данные, по которым мож- но судить о развитии или ходе чего-нибудь».
Показатели эффективности управления методической работой были выде- лены из описания содержания методической работы.
Уровень – степень выраженности показателя относительно избранного критерия.
Существует несколько подходов к определению эффективности методиче- ской работы в образовательном учреждении. Например, М.М. Поташник выде- ляет следующие критерии оценки методической работы:


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«Критерий результативности определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации.
Критерий рационального расходования времени предполагает индивиду- альный подход к учителям, дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации этого времени.
Критерий стимулирующей роли методической работы определяется степе- нью интереса к проводим мероприятиям». [2]
Исходя из целей и задач, предусмотренных планами развития и модерни- зации колледжа, руководством были разработаны собственные критерии и по- казатели эффективности управления методической работой.
Оценка эффективности управлением методической работой колледжа осуществляется по следующим критериям:
Критерий 1. Эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Показатели:
1.1. Системность работы по совершенствованию методического обеспече- ния: ведение баз данных; консультирование по вопросам методического обес- печения.
Данный показатель достигается путем формирования электронного банка учебно-методических комплексов, который подлежит периодическому обнов- лению и своевременной актуализации в связи с введением новых требований.
Электронный банк учебно-методических комплексов состоит из рабочих про- грамм дисциплин и модулей, календарно-тематических планов, методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, мето- дических указаний по выполнению практических и лабораторных работ, оце- ночных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттеста- ции. Так как требования к содержанию образования периодически меняются, закупаются новые учебники и практикумы, обновляется материально- техническое оборудование, заключаются контракты с партнерами-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ работодателями, то преподавателя необходимо вносить корректировки в суще- ствующую документацию либо изменять ее полностью. Исходя из этого, мето- дической службе нужно проводить как индивидуальное, так и коллективное консультирование преподавателей. Факт проведения консультации и их перио- дичность можно увидеть в журнале консультаций методического кабинета.
1.2. Подготовка образовательных программ к утверждению и лицензиро- ванию.
Образовательная организация должна развиваться в ногу со временем и увеличивать объем предоставляемых образовательных услуг. Этот объем мож- но увеличить путем большего набора студентов на реализуемые образователь- ные программы либо путем открытия новых программ. Для выполнения данно- го условия необходимо пройти процедуру лицензирования. Для методической службы это означает, что нужно составить учебный план, учебно-методические комплексы, определить преподавателей, которые в будущем будут вести уроки по новой программе, а при их отсутствии составить заявку для отдела кадров.
Также необходимо проверить наличие материально-технической базы, кабине- тов, лабораторий, печатной продукции или электронной библиотеки. Если же, у образовательного учреждения недостаточно ресурсов, нужно заключить дого- вор о сетевом взаимодействии, т.е. привлечь средства других образовательных организаций или промышленных предприятий и т.д.
1.3. Организация и проведение мониторинга оценки качества образования, отслеживание результативности образовательного процесса.
Оценка качества знаний проводится в конце каждого семестра и в конце учебного года. По данным зачетно-экзаменационных ведомостей вычисляются такие показатели качества образования и обученности студентов. Такая оценка проводится как по группам, там и по преподавателям. В дальнейшем препода- ватели используют справку по итогам внутреннего мониторинга для получения квалификационной категории.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.4. Проведение обучающих мероприятий для педагогических кадров (се- минары, конференции, мастер-классы и др.).
Обучающие мероприятия направлены на расширение и углубление про- фессиональных знаний и умений, повышения компетенций педагога, которые необходимы ему для выстраивания качественной учебной работы. Такие меро- приятия проводятся по итогам изучения запросов педагогов. Мастер-классы проводятся либо методистами, либо преподавателями, и являются формой рас- пространения своего собственного педагогического опыта. Например, методист может провести мастер-класс по составлению рабочей программы или техноло- гической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Преподаватель информатики может поделиться опытом и обучить других как провести учеб- ное занятие с применением интерактивной доски. Мастер-класс отличается от семинара тем, что обучающиеся принимают активное участие в выполнении задания, сами предлагают различные подходы к решению поставленной задачи.
Семинар же является формой трансляции готового знания. Практические зада- ния отрабатываются одним или двумя участниками семинара, остальные явля- ются наблюдателями. Конференция - мероприятие более широкого формата, с выступлением нескольких докладчиков. Цель конференции обмен мнениями и обсуждение заранее обозначенных тем.
1.5. Осуществление методического руководства рабочей группой, творче- ским объединением педагогов, методическим объединением.
Методическое руководство объединением педагогов включает в себя пла- нирование, организацию и координацию деятельности членов объединения.
Для этого необходимо своевременно разработать план работы объединения, со- ставить список членов группы, распределить между ними обязанности, опреде- лить порядок взаимодействия. В это случае следует руководствоваться типо- выми положениями о методических объединениях, разработанных образова- тельной организацией, но не стоит забывать о том, что каждое методическое объединение является творческим, имеет временные рамки существования, по-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ этому требует индивидуального подхода при составлении документации. Руко- водитель объединения его представителем, выступает от имени всех членов группы на педагогических и методических советах, несет ответственность за деятельность объединения перед администрацией колледжа.
1.6. Создание элементов методической инфраструктуры.
Методическая инфраструктура направлена на поддержку деятельности каждого преподавателя. Следовательно, каждый преподаватель должен быть обеспечен доступом к методическим, информационным, инструктивным мате- риалам. Желательно, чтобы на сайте образовательного учреждения был раздел
«преподавателю», в котором и будут содержатся необходимые в работе мате- риалы. Кабинет преподавателя также является неотъемлемой частью методиче- ской инфраструктуры и должен быть оснащен персональным компьютером с выходом в интернет и подключением к электронной библиотеке. Современный преподаватель должен быстро реагировать на изменения в сфере образования, для этого колледжем была закуплена и установлена программа информацион- но-методического обеспечения образовательных организаций «Росметод», ко- торая позволяет ежедневно отслеживать изменения в законодательстве, новости в образовании, анонсы конференций и мероприятий конкурсного характера.
1.7. Создание и выпуск качественного и актуального методического про- дукта: подготовка, рецензирование и публикация.
Для работы в данном направлении необходимо установить, что такое ме- тодический продукт. Понятие методического продукта и требования к его оформлению определяются локальным актом колледжа – положением. Самыми распространенными видами методической продукции являются методические рекомендации и методические разработки. Рекомендации составляются по раз- личным аспектам учебно-воспитательного процесса, например, по выполнению практических работ, составлению презентаций к уроку, по подготовке к госу- дарственной итоговой аттестации. Рекомендации всегда имеют адресный ха- рактер, т.е. должно быть определено для какой категории участников образова-


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ тельных отношений они предназначены (студентов, родителей, кураторов групп, преподавателей и т.д.).
Методическая разработка – это пособие, которое отвечает на вопрос «как учить?». Как правило, в методической разработке отражаются вопросы изуче- ния отдельных, наиболее сложных тем, сценарии проведения учебных занятий с применением различных технологий. К данному виду можно отнести план- конспекты уроков, сценарии внеурочных мероприятий, презентации к заняти- ям, комплекты тестов, задач.
Методическая служба должна курировать вопросы разработки методиче- ской продукции, оказывать помощь в оформлении, оценивать актуальность ма- териалов. Специалисты методической службы проводят мониторинг проводи- мых конференций и мероприятий конкурсного характера, и предлагают препо- давателям варианты участия с дальнейшей публикацией материалов. Вне уча- стия предлагается публикация в печатных изданиях или в сети интернет. Здесь следует напомнить педагогу, что при аттестации учитываются публикации рай- онного, городского, всероссийского уровня, но обязательным условием являет- ся наличие регистрации издания или сайта в качестве средства массовой ин- формации.
1.8. Обобщение опыта работы педагогов.
Передовой педагогический опыт – это мастерство педагога, обеспечиваю- щее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обу- чающихся, такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего- то нового, но, основанный на успешном применении является образцом для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Цель обоб- щения и распространения передового педагогического опыта заключается в по- вышении качества учебно-воспитательного процесса. Данный вид методиче- ской работы следует начинать с разработки инструкции для педагогов «Как обобщить свой педагогический опыт и правильно его оформить». Основными

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ формами изучения и обобщения опыта являются: открытые уроки, выступления с докладами, дискуссии, статьи, методические разработки и т.д.
Формы представления передового педагогического опыта:
− Устная (доклад на педагогическом совете, заседании предметной комис- сии, мастер-класс, выступление на педагогических чтениях, научно- практических конференциях).
− Наглядная (презентации, видеоролики, выставка).
− Письменная (публикации автора).
По данному показателю оценивается количество материалов, пополнив- ших фонд методического кабинета.
1.9. Работа с молодыми специалистами.
Методическая служба призвана помочь молодому педагогу в адаптации и профессиональном росте. Для решения этой задачи в колледже функционирует школа наставничества. Наставники - более опытные педагоги, имеющие выс- шую квалификационную категорию, своим примером способствуют раскрытию потенциала начинающего преподавателя и привлекают его к общественной жизни учреждения. С первых дней работы наставник оказывает молодому спе- циалисту методическую, практическую и психологическую помощь.
Данный показатель оценивается исходя из степени активности молодого педагога в мероприятиях колледжа. Также учитывается количество молодых специалистов, оставшихся работать после первого года работы.
Критерий 2. Совершенствование профессиональной компетентности.
2.1. Проведение открытых мероприятий.
Открытыми признаются мероприятия, организованные и проведенные колледжем на районном, городском, всероссийском и международном уровне.
Например, «Эйлеровские чтения» ранее проводились только среди обучающих- ся колледжа, но в 2019 году получили статус городской научно-практической конференции при поддержке Комитета по образованию. В чтениях приняли участие преподаватели и студенты образовательных организаций среднего


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ профессионального образования и высшего образования Санкт-Петербурга.
Также, в этом году 1 ноября колледж стал площадкой проведения Междуна- родной акции «Большой этнографический диктант».
Данный показатель оценивается количеством проведенных мероприятий.
Проведение трех и более мероприятий данного характера является показателем высокого уровня эффективности методической работы.
2.2. Выступления на конференциях, семинарах, курсах повышения квали- фикации, круглых столах, методических объединениях и др.
С целью повышения эффективности работы педагогов и управленческих кадров необходимо систематически проводить обучающие мероприятия массо- вого характера. Методистами совместно с преподавателями информатики регу- лярно проводятся семинары по использованию ИКТ на учебных занятиях, педа- гогов учат не только создавать интерактивные презентации, но и видеоматериа- лы к урокам. Современный педагог согласно профессиональному стандарту должен обладать ИКТ-компетентностью.
Методическая служба совместно с другими подразделениями часто орга- низует и проводит мероприятия, не связанные с профессиональной компетент- ностью педагогических кадров. Например, ежегодно проводятся инструктивно- методические совещания по повышению финансовой грамотности, антикор- рупционной политике.
Специалисты методической службы являются постоянными спикерами на городских ярмарках вакансий, где обсуждают вопросы создания условий для профессионального самоопределения горожан.
Данный показатель оценивается количеством и уровнем (отделение, кол- ледж, городской, всероссийский, международный) проведенных мероприятий, подтверждается приказами, распоряжениями, сертификатами и благодарствен- ными письмами.
2.3. Участие в оргкомитетах, экспертных группах, жюри конкурсов.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Заместители директора по методической и учебно-воспитательной работе частые члены жюри конкурсов, входят в состав комиссий, творческих групп по организации и проведению районных и городских мероприятий.
Преподаватели-предметники входят в состав комиссий по оценке работ на предметных олимпиадах на уровне колледжа и города.
Участие в вышеуказанных мероприятиях является признаком профессио- нальной активности специалиста. При анализе профессиональной деятельно- сти, в первую очередь, рассматривается системность участия и учитывается участие только в официальных мероприятиях профессиональной направленно- сти. Например, участие в качестве члена избирательной комиссии, не засчиты- вается.
2.4. Организация сотрудничества и работы с социальными партнерами.
Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отно- шений учреждений профессионального образования с работодателями, служ- бами занятости, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентоспособного и квалифицированно- го выпускника.
Данный показатель оценивается количеством заключенных договоров о сотрудничестве, степенью вовлеченности работодателей в образовательный процесс: проведение экскурсий, предоставление мест практики, проведение де- ловых игра, мастер-классов, участие в работе государственной экзаменацион- ной комиссии.
Критерий 3. Результативность в сопровождении педагогических кадров.
3.1. Методическое сопровождение педагогов в педагогических конкурсах.
Педагогические конкурсы призваны решать несколько задач: выявить лучшего педагога, оценить профессионализм участников конкурса, создать условия трансляции передового педагогического опыта, мотивировать педагога к личностному и профессиональному росту.