Файл: Герб от польск herb, от нем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герб (от польск. herb, от нем. Erbe — «наследие») — визуальный (то есть, существующий прежде всего в виде изображения) опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или иной корпорации) от других.

Главной отличительной чертой герба от эмблем и иных изобразительных опознавательных знаков является составление и использование его по правилам геральдики. Однако в ряде отраслей знания и практики в XIX—XX веках «гербами» стали называть опознавательные знаки, исходя не из особенностей их состава и применения, а из круга принадлежности (то есть «гербами» называют опознавательные знаки определённых владельцев, не принимая во внимание методы составления и использования данных знаков).

В российской археологии с середины XX века по настоящее время «гербами» называют опознавательные знаки князей и иных владельцев, вне зависимости от того, соответствуют ли эти знаки правилам геральдики.

В российской военной среде XIX — начала XX века «гербами» назывались металлические опознавательные композиции (арматуры), размещавшиеся на парадных головных уборах (киверах, гренадерских шапках, касках) и амуниции военного форменного костюма, так как на них иногда был изображен герб Российской Империи или стилизованный орёл Военного министерства.

В российской сфере образования конца XIX — начала XX века «гербами» назывались металлические опознавательные знаки учебных заведений, размещаемые на головных уборах (фуражках, шапках) форменного костюма учащихся гимназий, реальных училищ, институтов, университетов и иных учреждений среднего и высшего образования (изредка «гербами» называли также изображения на пряжках форменных ремней учащихся).

По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, де­виз и особые украшения вокруг щита. Одни из них считались главными и обязательными, другие"- второстепенными и необязательными.

Главной частью герба, но тем правилам составления гербов, какие были выработаны геральдикой
, являлся щит.

Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.

Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от вре­мени и места исполнения герба, а также от социального положения вла­дельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточ­ного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побоч­ных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе ха­рактерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это ис­ключение.

Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном по­рядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.

Намёт — матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол­нялся в цветах герба.

Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде­ние от древнерусских князей.

Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей име­ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб­ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской гераль­дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).

Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо­ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской гераль­дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.



Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес­ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).

Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодатель­ство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения ор­денов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подве­шивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выгляды­вающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их дер­жали щитодержатели.

Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного гер­ба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью за­кона" (переносное значение).)

Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.

Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчуж­ной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.

ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ. Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические.

а) Геральдические фигуры

б) Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические.

  • К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п.

  • К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделан­ные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п.

  • К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п.


Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии - дружбу, союз;

  • лев - символ силы, мужества, великодушия;

  • леопард - храбрость, отвага;

  • конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

  • собака -преданность и повиновение;

  • кошка - независимость;

  • волк - злость, жад­ность;

  • медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость;

  • бык - плодородие земли;

  • овца — кротость;

  • лань - робость;

  • олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;

  • орел - власть, великодушие;

  • ворон - долголетие;

  • петух — символ боя, борьбы;

  • цапля -пугливость;

  • павлин - тщеславие;

  • пеликан - чадолюбие;

  • журавль - бдительность;

  • дельфин - символ силы;

  • пчелы и муравьи - трудолюбие;

  • бабочки - непостоянство;

  • змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность;

  • змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность;

  • змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины;

  • дуб - сила, крепость.

МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА. Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение.

Финифтей в русской геральдике имелось пять.

Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изобра­жение - вертикальные линии; символическое значение- храб­рость, кровопро

Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение – гориз онтальные линии; символическое значе­ние - величие, красота, ясность.

Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие.

Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение — диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила.

Чернь — слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность
, образованность, смирение, печаль.

В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро.

Золото изображалось точками; символическое значе­ние – справедли вость, милосердие, сила, богатство.

Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение – правдивость, невинность, чистота.

В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха — горностаевый и беличий.

Горностаевый графически изображался черными "голо­вастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота.

Изображался горностаевый мех и в стилизованном (услов­ном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю.

Существовало и противогорностаевое изображение гор­ностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми.

Беличий графически изображался чередующимися сереб­ряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение.

Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными.