Файл: Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Цели изучения темы:


Изучение соотношения государства и права.

Задачи изучения темы:


  • изучение единства и взаимодействия государства и права;

  • изучение понятия и особенностей правового государства;

  • рассмотрение значения законности и правопорядка в современном обществе;

  • изучение понятия и видов правонарушения и юридической ответственности.

В результате изучения данной темы Вы будете Знать:


  • О единстве и взаимодействии государства и права.

  • Понятие и особенности правового государства.

  • Значение законности и правопорядка в современном обществе.

  • Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности.



Уметь:


  • Понимать суть единства и взаимодействия государства и права.

  • Разбираться в понятии и особенностях правового государства.

  • Знать о значении законности и правопорядке в современном обществе.

Владеть:


  • знаниями о видах правонарушений и юридической ответственности.


Учебные вопросы темы:


  1. Единство и взаимодействие государства и права.

  2. Правовое государство.

  3. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

  4. Правонарушение и юридическая ответственность: понятие и виды.


Вопрос 1. Единство и взаимодействие государства и права.



Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности
экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права, поскольку государственное и правовое развитие - единый процесс. Соответственно, его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство является особой политико-территориальной организацией публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей.

У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на

друга. Воздействие государства на

право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь.

Прирожденные, естественные права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению (ст. 2 Конституции России). Правовое государство потому и называется правовым, что оно действует на основе и в соответствии с этими правами. Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима.

Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная "работа" должна протекать и протекает в правовом
режиме, в юридических формах, процедурах.

Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере.

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);

  • либеральная (право выше государства);

  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).


Тоталитарная модель предполагает, что право продукт государственной деятельности, следствие государства. В юридической литературе периода СССР считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой такой точки зрения являлось

формально-догматическое отношение к понятию права как к совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход не подходит.

Либеральный подход к соотношению государства и
права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, из ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Либеральный подход имеет определенные преимущества: он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Однако данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство), а видится более сложной, носящей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права. В настоящее время прагматический подход преобладает в юридической науке РФ. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.