Файл: Хижняков Д. В. Институт права социального управления и безопасности фгбоу во УдГУ Студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хижняков Д.В.
Институт права социального управления и безопасности ФГБОУ ВО «УдГУ»
Студент
Каргин М.Н.
Институт права социального управления и безопасности ФГБОУ ВО «УдГУ»
Студент
Плавучие атомные электростанции: вопросы правового обеспечения экологической безопасности и проблемы правового регулирования
Одним из новшеств в сфере атомной энергетики является создание плавучих атомных электростанций (далее - ПАЭС). Россия продвинулась дальше всех других стран в развитии этого направления, при том, что в настоящее время ПАЭС не получили широкого распространения в мире. Так, в 2020 году была сдана в промышленную эксплуатацию первый в мире подобный объект «Академик Ломоносов», мощность которой составляет 70 МВт. Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, целями данной ПАЭС является замещение выбывающих мощностей Билибинской атомной электростанции и обеспечение энергией потребителей Чаун-Билибинского энергоузла1.
Ввиду географических особенностей России, ПАЭС позволяет решить ряд проблем, в частности, они могут обеспечить электричеством удаленные районы страны, расположенные по берегам морей или крупных рек, у которых есть потребность в большом количестве электроэнергии, но при этом отсутствует единая энергетическая система (в России такие районы, как правило, находятся на севере страны). Ещё одним преимуществом ПАЭС является мобильность - благодаря тому, что плавучий энергоблок (далее - ПЭБ) после сборки перевозится, в месте его размещения сокращаются расходы на строительство. Кроме того, при необходимости ПЭБ может быть доставлен для обслуживания на завод или перемещен с одной площадки на другую. Несмотря на указанные преимущества эксплуатация ПАЭС может быть связана и с рисками ядерной аварии, сейсмической активности, риском захвата ПАЭС террористами.
В настоящее время общественные отношения в сфере строительства и эксплуатации ПАЭС в достаточной степени не урегулированы ни на уровне национального законодательства, ни на международном уровне
2. На текущий момент существует лишь одна полноценно действующая ПЭБ «Академик Ломоносов», но, несмотря на это, уже с учетом накопившегося опыта ее эксплуатации можно сделать определенные выводы об эффективности регулирования и, в особенности, о его проблемах.
В данный момент правовой статус плавучих атомных электростанций имеет комплексный характер. Анализируя положения Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. можно сделать вывод, что она не действует в отношении ПАЭС, поскольку согласно статье 2 Конвенции "ядерная установка" означает наземную гражданскую атомную станцию3. Соответственно, под действие конвенции попадают только те малые АЭС, которые эксплуатируются на суше.
В определенной степени на ПАЭС будут распространяться и нормы международного морского права. В частности, в отношении ПАЭС будут действовать положения статьи 23 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которой "иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями"4. В некоторых случаях на ПАЭС также будет распространяться Международный кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в упаковке на судах 2001 г., поскольку перевозка ПЭБ к месту размещения зачастую осуществляется по морю. Из этого следует, что в сфере международного морского права имеется фундаментальная нормативная база, которая применима к безопасной эксплуатации ядерных судов и обращения с радиоактивными отходами.
Следует отметить, что понятия плавучей атомной электростанции не содержится в законодательстве Российской Федерации. Наиболее близким определением к ПАЭС является понятие атомного плавучего сооружения, которое представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, на котором в качестве источника энергии для выполнения его основных функций используется атомная энергия5.
В научной доктрине обозначается, что плавучие атомные электростанции является несамоходным судном6. Именно по этой причине можно сделать вывод
, что к ПАЭС обозначенное ранее определение не применимо. Следовательно, данный объект можно охарактеризовать как несамоходное атомное плавучее сооружение, а также комплекс необходимых для его функционирования береговых и гидротехнических конструкций.
Законодательство в сфере ядерного нераспространения закрепляет обязанность установления гарантий Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в том числе по отношению к плавучему энергоблоку, размещенному в государстве, не обладающем ядерным оружием. Наиболее важным моментом в обеспечении таковых гарантий является возможность для инспекторов организации проверить информацию о конструкции плавучего энергоблока, а также качество и количество ядерного топлива в реакторе.
На текущий момент МАГАТЭ не имеет возможности осуществить проверку ядерный материал на борту оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ) по причине невозможности его открытия вне станции сервисного обслуживания7. Решить проблему можно, предоставив возможность, проверять на станции сервисного обслуживания в государстве-экспортере. С проверкой информации о конструкции возникает подобная конъектура, связанная с затруднением доступа к реактору и помещению из-за особенностей их эксплуатации.
На наш взгляд, решить проблемы, описанные ранее позволило бы заключение межправительственного соглашения изготовителя и субъекта, размещающего данный объект, а также принятие отдельных нормативно-правовых актов совместно МАГАТЭ.
Кроме того, нерешенной правовой проблемой остается вопрос владения ПАЭС. В частности, их доставки к месту размещения и последующего технического обслуживания. На практике использования и эксплуатации стационарных АЭС выработан опыт, согласно которому одно государство сооружает АЭС и остается ее собственником, а вторая сторона обеспечивает гарантированные закупки электроэнергии. Наиболее приемлемым вариантом экспорта является тот, при котором ПЭБ "не передается в собственность другого государства, а лишь арендуется им на определенный срок вместе с российским экипажем, обслуживающим эту станцию"8. Возможен и другой вариант: после производства ПЭБ остается в собственности изготовителя, а вторая сторона закупает энергию
9.
Таким образом, подводя итоги, следует обозначить, что плавучие атомные электростанции как институт ядерной энергетики обладают масштабными перспективами: так порядка 20 стран проявили интерес к уникальному проекту строительства плавучих атомных электростанций. Кроме прочих, в ноябре 2022 года две компании (американская и канадская) представили уже готовый концептуальный проект плавучей АЭС для того, чтобы составит конкуренцию на формирующемся рынке. Однако, несмотря на большие перспективы, правовое регулирование вопросов ПАЭС требует дополнительной проработки, как и на международном уровне, где необходимо решить вопрос о действии конвенции о ядерной безопасности 1994 г. в отношении упомянутых объектов, так и на национальной уровне законодательства Российской Федерации, где очевидным образом необходимы доработки в уже действующие законодательные акты, касающиеся атомной энергетики, а также принятие нового федерального закона регламентирующего вопрос статуса, функционирования упомянутых объектов. Кроме того, решению возможных правовых проблем в ходе эксплуатации и создания ПАЭС поспособствует принятие межправительственных соглашений между государствами, сотрудничающими в данной сфере, а также при наличии с государствами, обеспечивающими функцию транзита таковых объектов, кроме того, если правового обеспечения транзита будет недостаточно, то подобный подход необходимо осуществить в отношении МАГАТЭ.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р
2 А. Никитин, Л. Андреев, Плавучие атомные станции, 2011
3 Конвенция о ядерной безопасности 1994 г.
4 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
5Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений Российского морского регистра судоходства
6 Хвостова М. С. Экологические проблемы эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции в Арктическом регионе
7 КУЧИНОВ В.П., ЛАЗАРЕВ А.Е., МАЛЬЕВ В.В., САЛЬНИКОВА Н.А., ШМЕЛЕВ И.В., ДАВЫДОВ И.Л. «ПЛАВУЧИЕ ЭНЕРГОБЛОКИ И ГАРАНТИИ МАГАТЭ»
8 Повал Л.М. Международно-правовой статус плавучих АЭС как участников торгового мореплавания: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. 210 с.
9 В.П. КУЧИНОВ, М.Н. ЛЫСЕНКО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАВУЧИХ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ