Файл: Главное управление международноправового сотрудничества Генеральной прокуратуры рф цели, задачи, структура, компетенция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- управление по вопросам экстрадиции;

- отдел юридической помощи;

- Кафедра международного права;

- отдел документационного обеспечения.

Каждый из этих отделов самостоятельно выполняет возложенные на него функции.

Например, Управление по вопросам экстрадиции:

  • организует подготовку и направление запросов в иностранные государства о выдаче в Российскую Федерацию лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговора, а также рассматривает запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц, находящихся на территории России, для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора для приведения приговора в исполнение;

  • рассматривает обращения, поступающие из-за рубежа, и готовит запросы в компетентные органы иностранных государств о передаче лиц, совершивших общественно опасные деяния, для дальнейшего принудительного лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, а также организует рассмотрение обращений и решений о передаче таких лиц на принудительное лечение в зарубежных странах.

Отдел юридической помощи:

  • организует подготовку и направление в компетентные органы иностранных государств следственных указаний по уголовным делам, находящимся в юрисдикции компетентных органов Российской Федерации, а также рассматривает запросы иностранных государств о проведении следственных действий на территории Российской Федерации и организует их исполнение;

  • организует подготовку и направление в иностранные государства запросов об уголовном преследовании лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, а также по запросу иностранных государств обеспечивает рассмотрение иностранных запросов об уголовном преследовании в Российской Федерации лиц, совершивших преступления за рубежом [1].

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [8, с. 27].

Стоит отметить, что именно Генеральная прокуратура Российской Федерации, а не прокуратуры субъектов, являющаяся компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам, направляет запросы иностранным государствам о выдаче (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговоров в исполнение, а также принимает решение об экстрадиции лиц из Российской Федерации. Федерации по запросу иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).


2.2. Цели и задачи главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ
Проанализировав нормативно-правовую базу, касающуюся сотрудничества в сфере международных отношений, можно определить цели и задачи, в том числе относящиеся к деятельности прокуратуры в этом направлении.

Цели международного сотрудничества:

– повышение эффективности сотрудничества прокуратуры;

– совершенствование практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи;

– борьба с международной преступностью;

– защита прав и свобод человека;

– оказание правовой помощи.

Международное сотрудничество прокуратуры предполагает решение государствами следующих взаимосвязанных задач:

— законотворческая и организационная деятельность в рамках международных организаций;

(разработка международных стандартов в области борьбы с преступностью, разработка рекомендаций для национальных правоохранительных органов, поощрение государств к заключению соответствующих международных договоров и т.д.);

— прогнозирование и программирование этой деятельности (разработка программ сотрудничества в области предупреждения преступности; совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, защита прав и свобод человека и гражданина);

— информационная и консультативная помощь государствам и гражданам;

— материальная и техническая помощь нуждающимся государствам;

— содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала;

— предоставление экспертных услуг [4].

Важнейшими задачами российской прокуратуры на ближайшее будущее являются расширение и повышение эффективности ее участия в международном правовом сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства, совершенствование договорной и законодательной базы, в том числе по розыску, аресту, конфискации и возврату имущества, полученного преступным путем из-за границы.

Главное управление международного правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках существующих организационно-правовых форм может участвовать в международных консультациях и международных конференциях (конгрессах, совещаниях), которые носят временный характер [10, с. 510].

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовой основой межгосударственного сотрудничества являются международные договоры и принцип взаимности.



Согласно мнению адвокатов Давыдовой М. В [8, с. 27] и Волженкиной, В. М [7, с. 359], основной составляющей международного сотрудничества является взаимная правовая помощь государств. Необходимость быстрого реагирования породила такую форму международного взаимодействия, как прямое сотрудничество правоохранительных органов, которое носит "менее формальный" характер.

Такую точку зрения можно считать приемлемой, так как главной миссией современного международного права является поддержание мирных отношений различного рода между странами. Такие отношения включают взаимное сотрудничество между державами, а также урегулирование споров абсолютно мирным путем. В то же время судебно-арбитражная система обязательно должна играть роль регулятора споров.

Полковник А. Г. Звягинцев [9, с. 504] придерживается мнения о том, что в целях совершенствования деятельности рассматриваемого в данном исследовании органа, особое внимание следует уделить положительному опыту правоохранительных организаций других государств, который может быть использован в практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, широко разъяснить отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России.

Автор исследования согласен с такой позицией, так как в целом, изучение моделей, форм и методов предупреждения преступности, используемых в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о том, что наблюдается постоянное движение к реализации принципов последовательности, адекватного обеспечения, гуманизма и участия всех членов общества в этой деятельности.

Также можно отметить, что в целях обеспечения всестороннего изучения конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международно-правовых актов и программ, связанных с борьбой с преступностью, Прокуратуре следует наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, правоохранительными органами Российской Федерации, а также Исполнительный секретариат и Межпарламентская ассамблея СНГ, советы правоохранительных органов государств СНГ, государственные органы иностранных государств, международные организации, Интерпол.

Автор работы согласен с мнениями экспертов в сфере юриспруденции и в дополнение к этому считает полезным проводить обучающие семинары, различные тренинги, которые повышают деловые качества сотрудников. Необходимо сосредоточиться на повышении уровня владения иностранным языком сотрудниками, чтобы они могли общаться без посредников, а также экономить временные ресурсы.



Заключение
В ходе данного исследования нам удалось выяснить, что Российская прокуратура обладает высокой международной репутацией, о чем свидетельствует тот факт, что ее представители были избраны в руководящие и рабочие органы ряда авторитетных международных организаций, включая Совет Европа, Международная ассоциация прокуроров и Международная ассоциация по борьбе с коррупцией Власти.

Одной из основных функций прокуратуры является взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и надзор за применением законов в сфере международного правового сотрудничества.

Особое внимание следует уделить положительному опыту правоохранительных организаций других государств, который может быть использован в практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, широко разъяснить отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России.

В целях обеспечения всестороннего изучения конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международно-правовых актов и программ, связанных с борьбой с преступностью, Прокуратуре следует наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, правоохранительными органами Российской Федерации, а также Исполнительный секретариат и Межпарламентская ассамблея СНГ, советы правоохранительных органов государств СНГ, государственные органы иностранных государств, международные организации, Интерпол.

Список литературы


  1. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации" (утв. Генпрокуратурой России от 26.09.2022.

  2. Статья 2 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральная прокуратура Российской Федерации.

  3. Статья 6.1 Устава Международной ассоциации прокуроров (МАП).

  4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297 "О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации".

  5. Модельный закон о прокуратуре" (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-6 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 1). С. 317.

  6. Решение Совета министров иностранных дел СНГ от 10 декабря 2020 г. "О базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по переподготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратур".

  7. Волженкина, В. М. Нормы международного права в российском уголовном процессе / В. М. Волженкина. — Санкт—Петербург : Юридический центр Пресс, 2016. - 359 с.

  8. Давыдова М. В. Основания и порядок осуществления взаимной правовой помощи по уголовным делам : автореф. дис. .....кандидат технических наук. юрист. наук". — Москва, 2019. — 27 с.

  9. Участие прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам: метод сбора информации. и информ. материалы / С. А. Карапетян [и др.] ; рук. автор. Полковник А. Г. Звягинцев; Генеральная прокуратура Российской Федерации. Федерация. — Москва: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Федерация, 2016. — 504 с.

  10. Международное уголовное право : учеб. пособие. для студентов и аспирантов / А.В. Наумов [и др.]; под ред. А.В. Наумова, А. Г. Кибальника. — 2-е изд., переиздание. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 510 с.

  11. Милинчук В. В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Современная практика и перспективы развития / В. В. Милинчук. — М. : Юрлитинформ, 2018. — 352 с.

  12. Смирнов А.В. Уголовный процесс : учебное пособие / А.В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общей редакцией А.В. Смирнова. — 4-е изд., перепечатка. и доп. — М. : Кнорус, 2017. — 704 с.

  13. Шиплюк В. А. Правовая помощь в области международного сотрудничества по уголовным делам : учеб. пособие. инструкция /В. А. Шиплюк. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербург. юрид. ин-т (филол.) Акад. Генеральная прокуратура росла. Федерация. 2020. — 128 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А