Файл: Особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»
Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент

Профиль: «Международный менеджмент»

Тема: «Особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в РФ»





Руководитель:

Оценка работы

____________________________

«__ » ________________2022 г.


Содержание

Введение 3

1Теоретические аспекты организации и механизма функционирования финансового контроля в России 5

1.1Нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля 5

1.2Сущность и значение государственного финансового контроля 6

2Организация и механизм функционирования финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район и пути его совершенствования 12

2.1Особенности государственного финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район 12

2.2Направления повышения эффективности финансового контроля 19

Заключение 23

Список использованных источников 25

Приложения 28


Введение



Выбранная тема «Особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в РФ» является особо актуальной в современных условиях. Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.

Следует отметить, что финансовый контроль представляет собой контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Непосредственно создание эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Долголетний опыт российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. Актуальность данной темы заключается в том, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства.


Целью курсовой работы является выявить особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты организации и механизма функционирования финансового контроля;

  • раскрыть особенности финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральского района;

  • выявить проблемы и предложить направления повышения эффективности финансового контроля.

Объектом курсовой работы является Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральского района.

Предметом исследования является механизм финансового контроля.

В ходе исследования применялись системный подход, методы научного исследования, в том числе статистического, экономического анализа, экспертных оценок, обобщения, синтеза, формализации, наблюдения, индукции.

При написании курсовой работы предполагается использовать информацию интернет-ресурсов, различную литературу: нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а также применять методы системного анализа и другие методы исследования.

Курсовая работа изложена на 30 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, включающего 30 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного финансового контроля, в частности: сущность, значение, цель, задачи, виды, формы и методы государственного финансового контроля, а также нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля. Во второй главе определены особенности государственного финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральского района , а также предложены рекомендации по повышению эффективности государственного финансового контроля .

В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности государственного финансового контроля.

  1. Теоретические аспекты организации и механизма функционирования финансового контроля в России

    1. Нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля



Среди основных нормативно-правовых источников

, регулирующих вопросы государственного финансового контроля, можно назвать следующие:

  1. Конституция России. [1]

  2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018). [2]

  3. Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 (ред. от 18.07.2001) "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и др. [3]

Первым нормативно-правовым актом, основным законом России, обладающим высшей юридической силой, закрепляются основы конституционного строя, правового статуса личности, организации и деятельности механизма Российской Федерации.

Вторым нормативно-правовым актом определяются:

––виды государственного, муниципального финансового контроля, которые осуществляются в России;

––объекты финансового контроля;

––методы финансового контроля;

––полномочия органов финансового контроля;

––специфика и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля и др. [10, с.99]

Третий нормативно-правовой акт является фактически единственным принятым на федеральном уровне нормативно-правовым актом, закрепляющим на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющим основные органы, выступающие в качестве его субъектов (например, Счетная палата, Банк России, Министерство финансов и др.).

Согласно Указу №1095 осуществление государственного финансового контроля возможно любыми органами, которые компетентны в вопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Государственный финансовый контроль регламентируется и локальными документами отдельных структурных подразделений и учреждений. [9, с.136]

Таким образом, государственный финансовый контроль регулируется на различных уровнях нормативно-правовой системы, начиная от федеральных законов и кодексов, заканчивая внутренними локальными документами, разрабатываемыми отдельными структурными учреждениями. Несмотря на все многообразие законодательной баз, данная область имеет различные проблемы, что требует более тщательно подходить к разработке нормативных актов в целях повышения эффективности государственного финансового контроля.

    1. Сущность и значение государственного финансового контроля



Государственный финансовый контроль выполняет определенные функции, среди которых можно назвать следующие:

––правоохранительная;

––профилактическая;


––корректирующая;

––аналитическая. [5, с.80]

Для правоохранительной функции характерно выявление нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного и др.).

В свою очередь, для профилактической функции характерно предупреждение последствий нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если определенные недоработки, которые допущены проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Собственно, для корректирующей функции характерно задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. [4, с.76]

Для аналитической функции характерно выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Выделяют две основные группы задач государственного финансового контроля:

––задачи по обеспечению законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;

––задачи по обеспечению правовой защиты заинтересованных лиц, которые имеют отношение к объекту финансового контроля.

Основные задачи первого типа можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 2– Основные задачи финансового контроля по обеспечению законности процедур

*Источник: составлено автором
В числе основных задач второго типа можно назвать следующее:

––проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;

––анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;

––оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности организации (для коммерческих структур) либо сведения к минимуму расходов (для бюджетных учреждений). [6, с.289]

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в трех аспектах, которые представлены на рисунке 2.


Рисунок 2– Экономическое значение финансового контроля

*Источник: составлено автором
Выделяют два подхода к пониманию государственного финансового контроля.


Первый подход под государственным финансовым контролем подразумевает деятельность государственных структур, которые выполняют проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные. [11]

Особенность государственного финансового контроля заключается в выяснении субъектами, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Если бюджетной организацией осуществляется предпринимательская деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может выступать непосредственно управление внебюджетными средствами. [7, с.188]

В случае, когда объектом контроля выступает частная организация, то проверка может быть связана с выявлением нарушений определенных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Согласно второму походу, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. В свою очередь, он предполагает осуществление проверки деятельности конкретного подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для того или иного государственного учреждения, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Следует отметить, что государственный финансовый контроль классифицируют в зависимости от сферы экономической деятельности. В качестве примера можно привести налоговые, таможенные проверки и пр.

Как правило, выделяют несколько методов осуществления финансового контроля, среди которых можно назвать следующие.

1) Наблюдение. Представляет собой, собственно, общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

2) Проверка. Как правило, затрагивает основные вопросы финансовой деятельности. Проводят непосредственно на месте, анализируя различного рода балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и ликвидации их последствий.

Следует отметить, что государственный финансовый контроль осуществляют, прежде всего, посредством проверок, то есть различных действий, которые направлены на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. [8, с.256]