Файл: Особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Обследование. Как правило, производят в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. Следует отметить, что и опирается на более широкий круг показателей, что существенно отличает его от проверки. В процессе обследования используют такого рода приемы, как опрос и анкетирование. [16] Результаты обследования могут использовать для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и др.;
4) Анализ. Как правило, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводят на базе текущей или годовой отчетности. Отличительная черта заключатся в системности и пофакторности исследования. Как правило, используются традиционные аналитические инструменты: средние и относительные величины, группировки и пр. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;
5) Ревизия. Как правило, проводят для установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов. [12]
По содержанию выделяют ревизии:
–– документальные;
–– фактические.
Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. При фактической ревизии проверяют наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии бывают:
–– плановые;
–– внеплановые.
Непосредственно ревизии проводят в соответствии с планом, который составляют вышестоящие органы, министерства и ведомства. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год. [13]
В зависимости от обследуемого периода деятельности ревизии делят на фронтальные и выборочные. В случае фронтальной ревизии проверяют всю финансовую деятельность субъекта за некоторый период времени. В свою очередь, выборочная ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.
Исходя из объема ревизуемой деятельности, ревизии подразделяют на комплексные (проверяют финансовую деятельность субъекта в различных областях), и тематические (обследуют определенную сферу деятельности).
Из вышесказанного следует, что государственный финансовый контроль занимает важно место как в отдельных организациях, так и в стране в целом. Эффективность государственного финансового контроля находится под влиянием различных факторов, в числе которых можно назвать уровень разработанности нормативно-правовой баз страны, степень централизации, достаточность финансовых ресурсов и пр. В целях повышения эффективности государственного финансового контроля важно анализировать влияние определенных факторов, выявлять причины снижения действенности финансового контроля и, как следствие, разрабатывать определенного рода мероприятия, необходимые для улучшения организации государственного финансового контроля.
-
Организация и механизм функционирования финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район и пути его совершенствования
-
Особенности государственного финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район
-
Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район (Департамент) является структурным подразделением Администрации муниципального образования Приуральский район. Департамент осуществляет различные функции по проведению единой финансовой, бюджетной, налоговой политики, а также обеспечивающий реализацию полномочий Администрации в сфере бюджета, финансов и налогов. [29]
Юридический адрес Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район: 629620, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район, село Аксарка, Первомайская улица, дом 24.
Основным видом деятельности является «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера».
Организации Департаменту финансов администрации муниципального образования Приуральский район присвоены:
ИНН 8908002039,
ОГРН 1068901001300,
ОКПО 79539699. [30]
В таблице 1 представлены показатели структуры активов Департамента финансов администрации муниципального образования Приуральский район за последние три года.
Таблица 1 –– Показатели структуры активов Департамента Финансов муниципального образования Приуральский район
Показатель | Сумма, руб. | Структура, % | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
Основные средства | 13859702,33 | 13348949,38 | 15688522,42 | 818,8 | 919,9 | 1327,6 | |
Материальные запасы | 1579504,09 | 1338743,39 | 977394,73 | 93,3 | 92,3 | 82,7 | |
Итого нефинансовые активы | 15439206,42 | 14687692,77 | 16665917,15 | 912,1 | 1012,2 | 1410,3 | |
Денежные средства | 116453,38 | 8155,78 | 4 656,44 | 6,9 | 0,6 | 0,4 | |
Расчеты по расходам | 9 773,36 | 102521,84 | 25119,56 | 0,6 | 7,1 | 2,1 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 5 358,93 | 1327,08 | 0 | 0,3 | 0,1 | 0,0 | |
Прочие расчеты с дебиторами | -13883896,35 | -13356176,66 | -15516892,96 | -820,3 | -920,4 | -1313,1 | |
Расчеты по платежам в бюджеты | 5736,95 | 7615,21 | 2933,21 | 0,3 | 0,5 | 0,2 | |
Итого финансовые активы | -13746573,73 | -13236556,75 | -15484183,75 | -812,1 | -912,2 | -1310,3 | |
Итого активы | 1692632,69 | 1451136,02 | 1181733,40 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
*Источник: составлено автором
Как видно по таблице 1, большую долю нефинансовых активов составляют основные средства, что связано со спецификой деятельности Департамента. Среди финансовых активов занимают наибольший удельный вес денежные средства. [17]
Нефинансовые активы занимают больший удельный вес в совокупном объеме активов (больший объем приходится на основные средства за последние три года).
На рисунке 3 представлена наглядно динамика активов Департамента Финансов муниципального образования Приуральский район за последние три года. [28]
Как видно по рисунку 3, активно возрастает доля нефинансовых активов и снижается доля финансовых активов, что связано со специфичностью деятельности Департамента.
Рисунок 3 ––Динамика активов Департамента
*Источник: составлено автором
Следует отметить, что в целом серьезных структурных сдвигов и отклонений от общей динамики в имущественном положении организации не наблюдается.
В таблице 2 представлены показатели динамики активов Департамента за последние три года.
Таблица 2 –– Показатели динамики активов Департамента
Показатель | Темп роста, % | Абсолютное отклонение, руб. | |||
2020 к 2019 | 2021к 2020 | 2020 к 2019 | 2021 к 2020 | ||
Основные средства | 96,3% | 117,5% | -510752,95 | 2339573,04 | |
Материальные запасы | 84,8% | 73,0% | -240760,70 | -361348,66 | |
Итого нефинансовые активы | 95,1% | 113,5% | -751513,65 | 1978224,38 | |
Денежные средства | 7,0% | 57,1% | -108 297,6 | -3499,3 | |
Расчеты по расходам | 1049,0% | 24,5% | 92 748,48 | -77402,28 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 24,8% | 0,0% | -4 031,85 | -1 327,08 | |
Прочие расчеты с дебиторами | 96,2% | 116,2% | 527719,69 | -2160716,30 | |
Расчеты по платежам в бюджеты | 132,7% | 38,5% | 1 878,26 | -4 682,00 | |
Итого финансовые активы | 96,3% | 117,0% | 510016,98 | -2247627,00 | |
Итого активы | 85,7% | 81,4% | -241496,67 | -269402,62 |
*Источник: составлено автором
Как видно по таблице 2, за последние три года совокупный объем активов уменьшился. Так, в 2021 году по сравнению с 2020 годом размер активов уменьшился на 8,6%, в 2020 году по сравнению с 2019 годом ––на 14,3%. Такое снижение активов вызвано, прежде всего, снижением размера финансовых активов.
В Департаменте количество контрольных мероприятий, проведенных в 2020 году составило 12, в 2021 году -8, объем средств охваченный проверками в 2020 году — 577336 тыс. рублей, в 2021 году — 623394 тыс. рублей.
При этом объем выявленных финансовых нарушений составил в 2020 году — 1874, устраненных — 250. В 2021 году выявленных нарушений – 1559, устраненных — 479. [31]
Основные виды нарушений выявленных при проверке бюджетных учреждений Приуральского района можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4– Основные виды нарушений выявленных при проверке бюджетных учреждений Приуральского района
*Источник: составлено автором
Среди основных видов нарушений при проверке казенных учреждений можно назвать следующее:
– отсутствие регистрации недвижимого имущества, которое передано в оперативное управление;
– отсутствие положения о деятельности управлений или их структурных подразделений;
– численность, которая утверждена штатным расписанием, не соответствует утвержденной структуре. [18]
Наиболее распространенные финансовые нарушения можно увидеть на рисунке 5.
Рисунок 5– Основные финансовые нарушения
*Источник: составлено автором
Важно отметить, что в течение 2020 года Департаментом осуществлялась деятельность не только в области государственного, но и в области муниципального финансового контроля. Контрольные мероприятия осуществлялись в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета, а также соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Следует отметить, что по результатам контрольных мероприятий направлено: 6 представлений и 4 предписания Департамента, проведено 2 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий. [27]
Направления контрольной деятельности можно увидеть на рисунке 6.
Рисунок 6– Основные направления контрольной деятельности
*Источник: составлено автором