Файл: Особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди основных видов нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, выявленных в 2021 году, можно назвать:
– собственно, осуществлялись закупки, которые не предусмотрены Планом-графиком;
– отсутствовали указания в муниципальных договорах качественных характеристик приобретаемых продуктов;
– договоры заключались без указания цены договора;
– приобретались товары по ценам, которые превышали цены, предусмотренные условиями контрактов, договоров;
– у лиц, которые были ответственны за осуществление соответствующих закупок, документы, которые подтверждали необходимую квалификацию;
– изменялись первоначальные цены контракта более чем на 10 %;
– размещались Планы-графики в ЕИС с нарушением установленного срока. [25]
На рисунке 7 можно увидеть основные виды нарушений условий муниципальных контрактов. [26]
Рисунок 7– Основные виды нарушений условий муниципальных контрактов
*Источник: составлено автором
Среди наиболее распространенных нарушений Гражданского кодекса РФ можно назвать незаключение соглашения о расторжении муниципальных контрактов, договоров.
Среди наиболее распространенных нарушений приказа Министерства Финансов РФ № 157 Н от 01.12.2010 г. Можно назвать следующие:
– не своевременное отражение в документах бухгалтерского учета поставленных товаров;
– отсутствие аналитического учета медикаментов по наименованиям;
– отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, приобретенных в проверяемом периоде. [23].
Таким образом, Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район проводит достаточно эффективный финансовый контроль, несмотря на наличие ряд проблем. По результатам анализа выявлены различного рода нарушения, указывающие на необходимость повышения уровня эффективности контроля со стороны Департамента финансов муниципального образования Приуральский район.
-
Направления повышения эффективности финансового контроля
В современных условиях органами государственной власти уделяется значительное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Это связано с тем, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. [19]
Для экономики России характерны значительные потери, которые связаны, прежде всего, с достаточно низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплинами, неполноценной работой системы государственного финансового контроля. Собственно, реальную угрозу экономической безопасности страны составляет масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация доходов, которые получены преступным путем. [15].
Среди основных причин такого положения можно назвать существование условий, которые способствуют криминализации экономики, слабость законодательной базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.
Главное направление совершенствования государственного финансового контроля и повышения его эффективности заключается непосредственно в принятии единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. [14]
Как правило, современному внутреннему финансовому контролю должно быть свойственно:
–– обладание согласованной нормативной базой,
–– функциональная независимость от руководства проверяемого объекта,
–– опора на единые правила и инструкции по его осуществлению;
–– способствование уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств.
Таким образом, следует принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, организовать координацию развития и методологического обеспечения его систем. Собственно, внутренний контроль не может быть закрыт. Следует обеспечить доступность его результатов как органам государственного финансового контроля, так и органам исполнительной власти и местным администрациям. [16].
Следует отметить, что контролю в современных условиях не хватает действенности. В объемных отчетах его органов о результатах ревизий и проверок далеко не всегда видны причины выявленных нарушений. Надо законодательно и конкретно определить, что делать, чтобы предупреждать нарушения, обеспечить целевое использование бюджетных средств, повышать эффективность их расходования.
Особо серьезной проблемой является коррупция. Собственно, работу по борьбе с коррупцией можно разделить на два крупных блока.
Для первого блока характерна профилактика и пресечение коррупционных преступлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами.
В свою очередь, для второго блока характерно противодействие коррупционным проявлениям внутри самого Департамента финансов муниципального образования Приуральский район, развитие системы собственной антикоррупционной безопасности. [21]
В современных условиях для повышения эффективности всего государственного контроля, следует разработать и принять целый комплекс поправок к действующим федеральным законам. Ряд из таких мер можно увидеть на рисунке 8.
Рисунок 8– Возможные направления повышения эффективности государственного финансового контроля
*Источник: составлено автором
Организация эффективного государства требует прозрачности, анализа экономической целесообразности государственных финансовых потоков всех видов. В связи с этим особо важно:
–– расширить полномочия органов внешнего контроля;
–– разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля;
–– определить критерии эффективности, экономности и полезности всех произведенных государственных расходов, в том числе выданных обязательств.
Важное значение занимает использование новых информационных технологий, которое должно стать приоритетным фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Кроме того, открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.
Как правило, наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. [20].
Важно организовать Единую интегрированную информационную систему управления государственными финансами.
Еще одним из важнейших направлений является расширение состава и повышение качества информации, которую используют в бюджетных процессах, в частности учет сведений по государственным и муниципальным закупкам.
Таким образом, предложенные мероприятия и пути совершенствования государственного финансового контроля позволят повысить уровень эффективности в системе управления государства за счет выполнения плановых показателей, своевременного выявления и пресечения различного рода ошибок и проблем.
Заключение
В соответствии с поставленной целью исследования были решены следующие задачи:
-
рассмотрены теоретические аспекты организации и механизма функционирования финансового контроля; -
раскрыты особенности финансового контроля Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральского района; -
выявлены проблемы и предложить направления повышения эффективности финансового контроля.
Определено, что государственный финансовый контроль регулируется на различных уровнях нормативно-правовой системы, начиная от федеральных законов и кодексов, заканчивая внутренними локальными документами, разрабатываемыми отдельными структурными учреждениями. Несмотря на все многообразие законодательной баз, данная область имеет различные проблемы, что требует более тщательно подходить к разработке нормативных актов в целях повышения эффективности государственного финансового контроля.
Определено, что государственный финансовый контроль занимает важно место как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и для государства в целом. Эффективность государственного финансового контроля находится под влиянием различных факторов, в числе которых можно назвать уровень разработанности нормативно-правовой баз страны, степень централизации, достаточность финансовых ресурсов и пр. В целях повышения эффективности государственного финансового контроля важно анализировать влияние определенных факторов, выявлять причины снижения действенности финансового контроля и, как следствие, разрабатывать определенного рода мероприятия, необходимые для улучшения организации государственного финансового контроля.
Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район проводит достаточно эффективный финансовый контроль, несмотря на наличие ряд проблем. По результатам анализа выявлены различного рода нарушения, указывающие на необходимость повышения уровня эффективности контроля со стороны Департамента финансов муниципального образования Приуральский район.
Предлагается провести ряд мероприятий (устранение пробелов в нормативно-правовой базе, создание единой информационной системы государственных органов, более четкое разграничение ответственности различных государственных органов и пр.) по устранению выявленных недостатков государственного финансового контроля в целях повышения его эффективности.
Предложенные мероприятия и пути совершенствования государственного финансового контроля позволят повысить уровень эффективности в системе управления государства за счет выполнения плановых показателей, своевременного выявления и пресечения различного рода ошибок и проблем.
Список использованных источников
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). -
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018). -
Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 (ред. от 18.07.2001) "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". -
Афанасьев Мст. П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриа- та и магистратуры / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [преди словие А. Л. Кудрина]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 363 с. -
Берзона Н. И. Государственные финансы : учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 137 с. -
Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник /В.П. Климович 4-е изд., перераб. и доп. М.: 2015. — 336 с. -
Ковалева А.М. Финансы : учебник для академического бакалавриата / А. М. Ковалева [и др.] ; под ред. А. М. Ковалевой. — 6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 443 с. -
Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. -
Романовский М.В. Финансы в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 305 с. -
Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для СПО / А. В. Дыдыкин ; под ред. Л. А. Чалдаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с. -
Дёмина Н. А. Современные оценки качества управления региональными (муниципальными) финансами, проводимые на федеральном уровне // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 28-32. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/31/871/ (дата обращения: 02.02.2022). -
Касымова Д. М., Данилюк Е. П., Лапицкая Н. Я. Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №30. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/archive/164/45277/ (дата обращения: 02.02.2022). -
Леверьева Е. В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 445-448. — URL https://moluch.ru/archive/92/20280/ (дата обращения: 02.02.2022). -
Лушкина А. В. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/archive/176/45989/ (дата обращения: 02.02.2022). -
Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район. [Электронный ресурс]. URL: http://приуральскийрайон.рф (дата обращения 02.02.2022). -
Журнал о бизнесе в России и за рубежом. Межбюджетные трансферты. [Электронный ресурс]. URL: http://btimes.ru/dictionary/mezhbyudzhetnye-transferty(дата обращения 02.02.2022). -
Журнал Проблемы современной экономики. Роль финансовых рынков в современной экономике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru(дата обращения 02.02.2022). -
Журнал «Финансы» (официальный орган Минфина России). [Электронный ресурс].URL: http://www.finance-journal.ru(дата обращения 02.02.2022). -
Журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fd.ru/(дата обращения 02.02.2022). -
Журнал «Финансовый менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: http://www.dis.ru/fm/ (дата обращения 02.02.2022). -
Словари и энциклопедии Академик. [Электронный ресурс].URL: https://dic.academic.ru/(дата обращения 02.02.2022). -
Издательство Молодой ученый. [Электронный ресурс].URL: http://moluch.ru/archive/123/33932/(дата обращения 02.02.2022). -
Издательский дом Финансы и кредит. [Электронный ресурс].URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/rubriks.php?id=498 (дата обращения 02.02.2022). -
Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс].URL: http://base.garant.ru/(дата обращения 02.02.2022). -
Информационно портал Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс].URL:https://www.minfin.ru (дата обращения 02.02.2022). -
Информационно портал Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс].URL:http://www.gks.ru(дата обращения 02.02.2022). -
Руспрофиль. Каталог организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru (дата обращения 02.02.2022). -
Энциклопедия экономиста. [Электронный ресурс]. URL: www.grandars.ru (дата обращения 02.02.2022). -
Устав Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район. -
Отчет об исполнении бюджета МО Приуральский район за 2021 год. -
Отчет об исполнении бюджета МО Приуральский район за 2020 год.