Файл: Глобальные проблемы современности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство образования и науки Хабаровского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 16 имени Героя Советского Союза А.С. Панова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ОДБ.10 Обществознание (включая экономику и право)
Тема: «Глобальные проблемы современности»
Автор:
Заплавная Ольга Николаевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин г. Хабаровск
2016 г.

2
ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»
Эпиграф:
«Каждый человек
несет ответственность
перед всеми людьми,
за всех людей, и за все».
(Ф.М. Достоевский).
Цель урока: сформировать и углубить знания обучающихся об основных глобальных проблемах человечества, показать какую опасность для всего мира представляют некоторые из них.
Задачи урока:
Обучающие:
- определить понятие – глобальные проблемы современности; выявить и осмыслить причины, сущность, особенности и значение некоторых глобальных проблем; приводить примеры, устанавливать взаимосвязь знаний о глобальных проблемах, полученных обучающимися в курсе географии, биологии, химии, истории, экологии; анализировать социальные явления с разных сторон; сравнить сопоставлять и оценивать различные точки зрения; определить взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем, и их отличия от любых иных проблем человека; оценить значимость глобальных проблем для общества; определить и аргументировать необходимые условия для решения глобальных проблем; выделить направления решения данных проблем
Развивающие:
- развивать у обучающихся навыки работы с дополнительным материалом, умение выбирать главное, анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию; использовать и применять ее в конкретной ситуации; развивать воображение; аргументировать свою точку зрения; развивать умение сотрудничать и работать в группе, умение принимать решение; умение оценивать качество и знание учебного материала при рефлексии; развивать мыслительную деятельность, культуру речи
Воспитательные:
- обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем; формировать убеждение в том, что решение глобальных проблем — это условие дальнейшего существования цивилизации, выживания человечества; воспитывать качество толерантности, уважения к миру, в котором живешь, ответственности за его будущее; чувство ответственности за свою деятельность
Методы обучения: эвристический (частично поисковый)


3
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (микрогруппы)
Средства обучения:
1.
Ноутбук, экран, мультимедиа
2.
Раздаточный материал: иллюстрации, материалы печати, рабочие листы;
3.
Презентации Power Point «Глобальные проблемы современности»;
4.
Фрагменты видеофильмов к теме урока.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, мировой терроризм, угроза ядерной войны, загрязнение окружающей среды
(экологическая проблема)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технология обучения: технология развития критического мышления
ПЛАН УРОКА
1. Организация начала урока
2. Мотивация и актуализация знаний
3. Постановка темы и проблемы урока, целеполагание, пути достижения
4. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания
5. Изучение нового материла: знакомство с наиболее актуальными глобальными проблемами современного общества (игра мозговой штурм)
6. Закрепление изученного материала (организация работы по теме в группах)
7. Домашнее задание
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
9. Итоги урока
ХОД УРОКА
До начала урока на экране видеофрагмент с музыкой («Время вперед») на тему: «Общественный прогресс»

4
Слайд № 1
1. Организация начала урока:
приветствие, настрой на работу
Звонок. Обучающиеся встают.
Преподаватель: Здравствуйте. Рада вас видеть. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и взаимно приятным.
Проверите свою готовность к уроку. У вас на столах должны быть рабочие листы, тетрадь и письменные принадлежности.
Работать будем в рабочих листах.
Итак, начнем?
2. Мотивация и актуализация знаний
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы
обучающихся:
1. Мы сегодня встречаемся на уроке, где изучаем, какой предмет?
Как он называется?
Обществознание
2. Из каких двух слов состоит это сложное слово?
Общество и знание
3. Чем же мы занимаемся на этом уроке?
Изучаем общество
4. Зачем нам нужно изучать общество?
Каждый человек является частичкой общества, взаимодействует с другими людьми. Обществознание помогает нам разбираться в общественной и жизни, дает теоретические и практические знания, помогающие занять достойное место в обществе, способствует самореализации.
А хотим мы получать эти знания?
Можем ли мы научиться этому?
Да


5
Преподаватель: И помощником в этом будут знания, полученные на уроках Обществознания.
О каких общественных отношениях сегодня пойдет речь, нам подскажет следующее видео.
3. Постановка темы и проблемы урока, целеполагание, пути
достижения
Преподаватель: Чтобы определить тему урока мы поучаствуем с вами в игре «Устами младенца». В видеофрагменте ваши однокурсники рассуждают об общественных явлениях, которые вам необходимо разгадать.
Отгадка подскажет вам тему нашего урока.
Слайд № 2
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Итак, о каких явлениях идет речь в видео?
Глобальные проблемы
Преподаватель: Мы выделили ключевое слово сегодняшнего урока – глобальные проблемы.
Преподаватель вывешивает ключевое слово на доске
Преподаватель: Давайте с вами попробуем сформулировать тему урока.
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Когда появились эти проблемы?
В конце ХХ – начале ХХI веков
2. Существовали ли эти проблемы в древности и средневековье? Почему?
Нет
3. Почему?
Потому, что первые появившиеся на
Земле люди приспосабливались к природе и не нарушали природных законов
4. В связи, с чем они возникли?
Что стало причиной их появления?
С развитием общественным развитием, научно-техническим прогрессом, промышленным переворотом

6 5. Это проблемы нашего времени?
Да
6. Как по-другому мы можем их назвать?
7. Какая тема урока?
Современными
Глобальные проблемы современности
Преподаватель: Это и есть тема нашего урока. И мы ее с вами определили. Тема на экране. Запишите тему нашего урока в рабочих листах
(под № 1)
Слайд № 3
Слайд № 4
«Эпиграф Ф.М. Достоевского»
Преподаватель: Эпиграфом нашего урока будут слова Федора
Михайловича Достоевского: «Каждый человек несет ответственность
перед всеми людьми за всех людей и за все».
Подумайте, о чем эти слова? Согласны ли вы с ними?
Преподаватель: Попробуем определить проблему урока.

7
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Могут ли глобальные проблемы привести к краху цивилизации?
Да
2. А решать их возможно?
Да
3. Попробуйте озвучить проблему урока?
(2 – 3 варианта)
«Возможно, ли решение глобальных проблем или крах человеческой цивилизации неизбежен?»
Слайд № 5.
«Проблема урока»
Проблема: «Возможно, ли решение глобальных проблем или крах
человеческой цивилизации неизбежен?»
Преподаватель: Это и будет нашей проблемой, а в конце урока мы постараемся найти на нее ответ.
Преподаватель: Запишите проблему урока в рабочие листы (под № 2)
Итак, сегодня на уроке у нас речь пойдет о глобальных проблемах.
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Давайте с вами подумаем, в соответствии с темой урока, что нам необходимо знать?
Понятие глобальных проблем
2. А у нас одна глобальная проблема?
Их много существует? Что нам нужно здесь различать?
Их виды, различия, причины возникновения, последствия
2. Что мы с сегодня будем изучать?
Особенности, значение глобальных проблем для человечества
3.Чему будем учиться?
Учиться сравнивать, различать, оценивать значимость и последствия глобальных проблем для общества, определять их взаимосвязь, рассуждать и доказывать свое мнение


8 4. Вы уже должны, что-то знать об этой теме, где вы изучали подобную тему?
В курсе географии, истории, биологии, экологии, химии
5. На предыдущем уроке, какую тему мы изучали?
Глобализация человеческого общества
6. Можем ее повторить?
Да
Преподаватель: Вот мы с вами наметили план нашей работы. У вас он есть в рабочих листах.
У вас он есть в рабочих листах (под № 3)
Слайд № 6
Преподаватель: При выполнении каждого задания обращайте внимание на критерии оценки, которые указаны в рабочих листах. Используя их, оценивайте свою работу, отмечая правильность выполненного задания знаком «+». Неправильность «–».
В конце нужно будет сложить все плюсы, посчитать баллы и определить свою оценку.
4. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего
задания
Преподаватель: Перед уроком мы с вами просмотрели видео фрагмент и сейчас вам нужно ответить на вопрос
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Какой процесс отражало это видео?
Рост населения, стремительное развитие общества, общественный прогресс
Вступительная беседа Преподавателя с обучающимися
Преподаватель: Мы уже говорили на уроках обществознания, что общество постоянно развивается. Во второй половине 20 века высокоразвитые страны осуществили переход от индустриального общества к информационному. К чему же должен быть готов человек информационного общества?

9
Общество 21 века — это система, в которую завязаны все страны.
Поднимите руки те, кто пользуется мобильным телефоном?
А кто пользуется интернетом?
Кто смотрит телевизор?
Кто знает, что такое электронные деньги? (все)
Это как раз и есть то, что объединяет мир в единую систему.
Когда вы приходите домой и включаете компьютер, вы оказываетесь в информационном пространстве. Сидите в Одноклассниках, В Контакте. Где вместе с вами одновременно оказывается сотни тысяч людей.
Каждую минуту в социальных сетях регистрируется более 100 человек.
Заходя в интернет, мы можем посещать экскурсии, участвовать в спортивных соревнованиях, делать покупки, общаться по скайпу с людьми, которые находятся от нас очень далеко.
Интернет, цифровое телевиденье, мобильный банк – все это продукты, полученные в результате информационного общества
Скорость распространения информации в современном мире очень велика.
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1. Скажите, пожалуйста, что делает мир единым?
Глобализация
2. Что такое глобализация? Дайте определение.
Глобализация – это неизбежный процесс интеграции человеческого общества, всех сфер его деятельности в ходе эволюции в информационную эпоху.
3. Глобализация это положительное или отрицательное явление?
И то, и другое
4. Назовите положительные черты глобализации
1. Экономический рост
2. Повышение уровня жизни
3. Сближение государств
4. Социокультурное единство
5. Расширение ассортимента и повышение качества продукции
6. Развитие науки, техники и технологии
5. Назовите отрицательные черты глобализации
1.
Неравномерность процесса глобализации
2.
Ослабление национальной государственности
3. Обезличивание национальной государственности
4.
Создание препятствий для развития отечественного производства ряда стран


10 5.
Навязывание определенного образа жизни
6. Глобальные проблемы: мировые кризисы
Преподаватель: Первый пункт нашего плана — это определение термина глобальные проблемы и причин их возникновения
Слайд № 7
Преподаватель: Давайте разберемся, что такое глобальные проблемы.
Это та домашняя работа, которую я вас просила сделать.
Вам нужно было с использованием разных источников найти и записать несколько определений термина глобальные проблемы, виды и их основные черты.
Итак, пожалуйста. Какие определения вы сейчас мне предлагаете?
«Определение глобальных проблем современности»
Ответы детей по группам:
1. Глобальные проблемы – это проблемы, характеризующиеся динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества, и для своего решения требуют неотложных и объединенных усилий всего человечества
2. Глобальные проблемы – это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планет, представляют угрозу для выживания планеты
3. Глобальные проблемы – это проблемы, негативное воздействие которых ощущается в любой точке земного шара, от их решения зависит дальнейший социальный прогресс человечества

11
Слайд № 8
Задание № 1
Преподаватель: Перед вами три определения. Прочитайте их, определите, что между ними общего и подчеркните эти общие словосочетания. Определения есть у вас в рабочем листе (под № 4)
Вопросы преподавателя:
Примерные ответы обучающихся:
1.
Что общего в этих определениях?
Они появились в результате развития общества
Представляют угрозу для выживания всех народов планеты
Требуют неотложного и совместного решения всех стран и народов
2. Что из перечисленного на первое место выходит сейчас?
Выживание и существование человеческого общества
3. Кто должен решать эти проблемы?
Все общество в целом.
4. Может ли их решить одна или несколько стран?
Нет
5. Как нужно их решать?
Решить их нужно только совместными усилиями
4. Назовите главные причины возникновения глобальных проблем
1. Современная научно-техническая революция и научно-технический прогресс
2. Быстрый рост народонаселения
3.Нерациональноеприродопользование, потребительское отношение к природе
4.
Неравномерность в уровне социально-экономического развития стран
5.
Создание оружия массового уничтожения