Файл: Республиканская ученическая научная конференция Любовью к Родине дыша.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Республиканская ученическая
научная конференция
«Любовью к Родине дыша…»
Секция:
«Культурное наследие»
«Познавая человека,
мы познаем мир»
Выполнил:
Мержоева Айна Мухарбековна
ученица 11 «б» класса
ГБОУ «СОШ № 19 с.п. Сагопши»
Руководитель:
Мержоева Тамара Бекхановна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «СОШ № 30 с.п.Сагопши»
2018г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________ СТР.2
ОНОМАСТИКОН_________________________________________________________СТР.2
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНГУШЕЙ___________________________________________СТР.3
ГЕНЕАЛОГИЯ___________________________________________________________СТР.4
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ, ТЕЙПОВ_________________________________СТР.4
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕЙПА МЕРЖОЕВЫХ_______________________________ СТР.6
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МОЕГО ДЕДУШКИ____________________________________СТР.7
ВЫВОДЫ________________________________________________________________СТР.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________________СТР.9
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА______________________________________ СТР.10
Введение
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Наш край – Ингушетия. Её история своими корнями уходит в седую старину. Ингушская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.
Как из родника человек утоляет жажду, так и из книг узнает то, что его интересует. Но не только из книг черпаем мы информацию. Изучение родословной приводит нас к большим наборам источников для исследования прошлого и настоящего.
Ономастикон
Свод фамилий ингушей представляет определенный историко-этнографический интерес, поскольку дает сведения о способах именования ингушей на протяжении столетий. У каждого корня, каждого родословного древа стоит имя далекого пращура - основоположника рода. Один из путешественников по нашему краю писал в своем дневнике: «На Кавказе всегда ценят добрососедские и родственные отношения. Порой даже создается впечатление, что все состоят хоть в отдаленной, но родственной связи».
Далеко не все, что хранит память, мы можем воспроизвести и передать следующим поколениям. Память остается памятью, она свята. А долг потомков - даже в быстротечной жизни короткой строкой запечатлеть ту жизнь, которой они обязаны своей собственной.
Родословные предания отражают представление народа о своем происхождении. И, конечно, нужно знать свое прошлое. Да и история, по образному определению В. Маяковского, «Не строка из архива. История – тоже оружие».
Изучение родословной - одна из значимых и актуальных задач современности. Без прошлого, как известно, нет и будущего. Цель моего исследования – разобраться не только в происхождении тейпов, но и «копнуть» в саму суть происхождения ингушей и их родословия в целом.
Чувства материнства и отцовства есть природное, естественное чувство, и его, это чувство, невозможно подменить. Людей, конечно, роднит не только кровь, бегущая в их жилах, но и любовь, живущая в сердце. Память ведь понятие многозначное. Не зная и не ценя своего прошлого, не храня о нем память, нельзя ценить настоящее и смотреть в будущее. «Знание своих предков, - сказал однажды М. Горький, - отлично, вооружает потомков». Знать свае прошлое необходимо. А.С. Пушкин утверждал: «Гордиться славой предков не только можно, но и должно; не уважение оной есть постыдное малодушие». Хорошо известно, какое большое внимание Пушкин уделял истории и родословной своих предков и законно гордился ею. «Уважение к минувшему, - говорил он, - вот черта, отличающая образованность от дикости».
Происхождение ингушей
Прочитав различную литературу, побывав в музее, поговорив со старейшинами, я собрал необходимые сведения о происхождении ингушей, ингушских фамилий, тейпов.
Этноним «ингуш» происходит от топонима Онгуч (в русской огласовке - Ангушт) - одного из первых поселений в Предгорной долине на месте нынешнего села Тарское. Ангуч (дословно - мeсто, откуда виден горизонт») «ан» - горизонт, «гуч» - видный - суффикс).
Само название ингушей - гlалгlай, по-видимому, от слова - гlала - город, крепость, башня, т. е. «жители - башен». Можно связать этот этноним и с названием щита - гIалгI, будет означать - щитоносцы.
Е.И. Крупнов, один из честнейших ученых советского периода, считал, что одно из древних албанских племен, проживавших вдоль р. Гаргар, называлось «гаргарами» («гаргарейцами») Современные лингвисты установили сходство албанского, в частности «гаргарского», языка с некоторыми языками северокавказской группы общекавказской языковой семьи. В послевоенные годы рядом исследователей было высказано предположение об отождествлении древнего этнонима «гаргареи» с современным самоназванием ингушей — «галгаи». Специально занявшись этим вопросом, Крупнов пришел к выводу, что правомерность отождествления страбоновских «гаргареев» с ингушским племенным самоназванием «галгаи» может быть признана вполне обоснованной.
Генеалогия
Большой интерес у потомков вызывают родословные. Ветвистые, могучие, с мощным стволом, глубокими корнями, они производят неотразимое впечатление.
У каждого корня, каждого родословного древа стоит имя далекого пращура - основоположника рода. Генеалогия не является привилегией «избранной касты». Знать свое прошлое необходимо и труженику. «Только дикость и невежество не уважать прошлого», - утверждал А.С. Пушкин.
Еще в 1912 году академик Н. Я. Марр писал: «Ономастика Кавказских народов не разработана. Между тем личные имена могут открыть нам целую, притом наиболее живую страницу в истории кавказских народов». Не случайно в народе говорят: «Изо всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого». Цепко живет в нас исконная родовая память предков; память, которая помогает сохранить себя, устоять в бесчисленных поворотах истории.
Вековечные времена, годы революции, Отечественной войны, труд миллионов оставили свои реликвии. Будущим потомкам они нужны, чтобы жить достойно.
Происхождение фамилий, тейпов
«Прошлое есть единственный источник знания будущего; кто забывает прошлое, тот не научится в будущем, - отмечал кавказовед П. К. Услар, - забывать его не должно. Итак, не станем закрывать глаза на наше прошлое; пусть каждый расскажет о нем, кто что знает, смело и совестливо, как следует честному человеку». В этнографической литературе термины «фамилия» и «род» нередко отождествляются. Между тем фамилия - понятие, не соответствующее архаическому роду. Неопределенная форма «фамилия» - «тейп» введена в оборот путешественниками по Кавказу еще в XVIII в. В одних случаях она служит для обозначения большой семьи, в других - более широкой, многочисленной родственной группы, происходящей от реального или легендарного патриарха. Под родом, в данном случае, мы имеем в виду ряд поколений, ведущих свое происхождение от одного реального предка. В ингушской семейной о6щине старшие в семье скрупулезно вели счет своей патронимии, продолжая родословное древо. Он велся отметками на специальном шесте многогранной формы из «xьex» - липы, длиною около сажени, а его нижняя часть оковывалась. Каждый глава семьи на отведенной ему грани делал надрез отметку, указывающий на появление нового представителя клана. Число таких отметок указывало на численность поколений. Такая родословная «книга» переходила от отца к старшему сыну и составляла семейную или патронимическую собственность.
Фамилии с окончанием на «ов» (в русской огласовке) у ингушей стали применяться со второй половины прошлого столетия. Так как родословные велись только по мужской линии, в них имена женщин-матерей не упоминались.
К слову сказать, мало изученные фамильные предания фиксируют время возникновения патронимических поселений, топонимов и других сведений общественной жизни, из которых можно почерпнуть ценные этнографические сведения.
Нередко фамилия служит указателем, из какого горного аула-поселения происходит ее эпоним. Так, например, Бештоевы - Бештой из аула Боьште; Цолоевы — ЦIолой — ЦIоьле и т. д.
Патронимия - ваьр была одной из неотъемлемых составных частей общественной структуры ингушских обществ в прошлом. Патронимия, по наблюдениям М. О. Косвена, зачастую переживает не только семейную, но и сельскую общину, оставаясь, правда, формой, главным образом, психологического и идеологического, а не производственного единства общинников.
Численность фамилии нередко достигала нескольких сот человек. В ингушских обществах определенную роль играли объединений наькъан-вежари-вошал - братство. Именно они, а не тейпа или тухум. Термин «тухом» — «токум» — «тохум» не чеченского и не ингушского происхождения, а иранского. Этот термин получил широкое распространение в Дагестане, укоренившись в местных обществах и кумыкскими миссионерами был занесен в Чечню; в Ингушетии такой термин вообще не употреблялся.
Во второй половине прошлого столетия, главным образом в плоскостную её часть проник термин «тейпа», от арабского «тайфа», употреблявшийся для обозначения широкого и неопределенного круга родственников по отцовской линии. Термин «тейпа» постепенно начал сосуществовать с исконными народными обозначениями родства, такими как вяр, къонгаш в широком смысле слова. Следует отметить, что в Обиходе народные термины превалируют, и чаще употребляются, вытеснив чужеродные.
Знаток вайнахского обычного права У. Лаудаев подметил, что термин «тейпа» чаще употребляется в смысле «вошал»- «братство». В ингушской среде для обозначения родственного круга применялись термины: вяр, наькъан, къонгаш. Последний не только в смысле сыновей одного отца, но и в более широком смысле, обозначая потомков в 4—7-ом и т, д. поколении, был общепринятым. Заметим, кстати, что знание поименно предков до седьмого колена включительно, было обязательным. Каждый взрослый ингуш уже с юности знал и представлял себе свои родственные отношения не только по отцовской, но и по материнской линии. Вовсе не случайно клялись семью своими предками: «Са ворxxle даьсар». Заведующая группой ономастических исследований Института языкознания Академии Наук СССР А. В. Сутеранская, писала, что «Ономастикон» представляет значительный историко-филологический интерес... Имеет и историко-этнографическое значение. ...материал говорит сам за себя. Это первый в нашей стране свод ингушских фамилий».
Происхождение тейпа Мержоевых
Мне хочется подробнее остановиться на своей фамилии, фамилии, идущей из глубины веков – Мержоевы. Мержой – орстхой. Выходцы из горного общества Мереджи.
Мержоевы считаются основателями Эбарга-юрта. От них фамилии Кузьговы, Хантыговы, Аксаговы, Дербичевы алхастинские, Юсуповы из Барсуков и некоторые другие. Часть Мержоевых выходцы из Акки. От Мержоевых из Бамута - Гушлакиевые, по имени деда. Первые упоминания о Мержой по легендам орстхойцев найдены в 15 веке. Фамилия Мержоев по одной версии образована от имени Мержо, в основе которого лежит чеченское слово «мерзо» - «сладковатый». Вероятно, так называли маленького ребенка или младшего сына в семье. У Мержо был сын Тешал, у Тешала сын Хантыг. У Хантыга сыновья Мейрилг, Аксаг, Эрзи, Г1ойтилг (отсюда и появились фамилии Хантыговы и Аксаговы). У Эрзи было три сына Элмарз, Элбузур и Элберд. У Эльбузура было три сына: Хамзат, Магомед-гирей, Умат-Гирей. У Элберда был один сын Дий. А вот Элмарз является моим седьмым прапрадедушкой. У него был сын Ази. У Ази сыновей было двое: Умар и Кхелхо.
Как было сказано, мои предки родом из горного общества Мереджи или Мержой –Лоам. Но жить в горных условиях было очень трудно, особенно было тяжело заниматься земледелием. Мои родственники спустились на равнину. Селение, в котором обустроились Мержоевы называлось Ахборзе (либо Акхборз, за свой нрав прозвище « дикий волк»). По историческим данным село Ахборз было сожжено в 1847г. Мержоевым как и многим орстхойцам пришлось уехать в Турцию. Через некоторое время моему прапрадедушке Ази с сыном Умаром удалось вернуться на родину. Но в родное село Ахборзе их не пустили. Оно было переименовано в станицу Ассиновскую и заселено казаками. Ази от тяжёлых испытаний умирает , казаки позволяют похоронить его в Ахборзе. Именно в этот период в 1863-1864 годах Мержоевы расселятся в разных селениях: чеченские Мержоевы -Мирзоевы в Бамуте, в Шалях и в Грозном, Мержоевы-Кузиговы в Ачалуках, Мержоевы-Хантыговы в Плиево, Также Мержоевы – Гушлакаевы, Дербичевы, Юсуповы в Сурхохах и Назрани. Умар со своим единственным сыном Илезом пересилился в Сагопши. У моего прапрадедушки Илеза было четыре сына: Эльмурза, Евмарза, Гальмурза, и Алаудин.
Мой прадедушка Мержоев Гальмурза родился в 1885 году. Прожил, как и многие другие люди его поколения, очень тяжёлую жизнь. Женился на Даурбековой Айшат. Они вырастили 8 детей и 3 детей брата Гальмурзы Алаудина, который в первые дни войны пропал без вести.