Файл: Культура ингушского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Покидая дом, гости выражают благопожелания: « Беркат ма эшалда укх фусаме» (Пусть изобилие не покидает этот дом).
 
      
Глава 5. Национальный характер ингушей.
       Суровый кавказский климат воспитывал в горцах выдержку, упорство, выносливость. Уважение к мужественности и стойкости духа, отсутствие малодушия становились чертами характера. «Высокие, с легкой походкой. Внешне они свободные, гордые и серьезные. В речи они пылкие, но очень быстро успокаиваются. Все их чувства проявляются искренне и открыто. Презрение к смерти считают они добродетелью, малейшее проявление страха – большим позором, поэтому они безрассудно отважны…, их горячность очень быстро возбуждается и так же быстро утихает, и хладнокровие считается у них лучшим достоинством», - писал А.Штедер. « Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность – все это действительно глубоко запечатлено в их сердцах» - отмечал И.Бларамберг.
      В сознании ингуша заложен некий идеальный  образ, в стремлении к которому он поднимается в самосовершенствовании. Собственное несоответствие идеальному вызывает массу порицаний в его сознании. «По их гостеприимству, по их коллективному пользованию своим имуществом, по справедливому распределению того, что дает счастье и случай, они…предстают более человечными …Их взгляд свободный и серьезный . В речах они жаркие, но тут же быстро успокаиваются, и все их страсти проявляются открыто и правдиво», - писал Ю.Клапрот. Каждый ингуш в нравственном ответе за взаимоотношения с людьми, он не замкнут в узком кругу своей малой общности, и не видит необходимости что – либо менять в сложившихся человеческих связях. Ингуши большое значение придают родственным связям. Каждый ингуш – одно целое в близкой системе фамильных родственников. Свою индивидуальность ингуш обязан был подтягивать до установок общества, которым следовать обязан каждый его представитель. Понятие «уйла – нигат ц1ена хила деза» (иметь чистые мысли и намерения) входит в кодекс ингушской чести и тем самым имеет статус этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка – думать об этическом значении поступка.

      Верность данному слову и ответственность утверждались в сознании ингушей с раннего возраста. «Слово было камнем, и камень был словом», - пишет А.Танкиев. Верность слову понимается ингушами как высшая ценность. Эта черта сокровенна. «Ший деша да ва из», - говорят в народе, что в переводе означает: «Он хозяин своего слова», - в значении «надежный», «человек чести». Мудрость народа гласит: «Къонах волчун ди да, ди долчун дош да, дош дар – саг ва» (Силу духа имеет мужчина; волевой мужчина держит слово; Умеющий держать слово есть человек). Самым большим богатством и достоянием ингуши считают заслужить уважение обществом: «Наха везаш хилар доккха рузкъа да».

      В течение многих веков горцы выработали в себе эстетическое чувство прекрасного, благородного и бережного отношения к образу своей жизнедеятельности, к труду. «Ингуши все же славятся своим трудолюбием, об их усердии говорят достаточно хорошо возделанные, тщательно огороженные каменными насыпями пашни, на которых сеют пшеницу и ячмень, и маленькие канавки для орошения полей и лугов…», «Человеку, первый раз попавшему в горы, придется бесконечно удивляться тем нечеловеческим усилиям, которые употребляет горец для того, чтобы находящиеся в его распоряжении скудные клочки земли служили ему подмогою в средствах для жизни» - писали кавказоведы. 


 Глава 6. Одежда. 
      Важным  материальным компонентом, несущим знаковую нагрузку, является одежда. Шили одежду вручную из домотканого сукна, из привозных тканей. Сукноделие было распространенным видом художественного творчества. Нитки готовили из дикой конопли, льна и шелка. Полотна ткани изготовлялись из растительного волокна и шерсти простым плетением. В эпоху поздней бронзы горцам Центрального Кавказа было хорошо известно ткачество. Они изготовляли шерстяную домашнюю ткань, из которой шили мужскую, женскую и детскую одежду. В изготовлении женских платков использовали тонкорунную шерсть (к1аьда тха), для верхней одежды – грубую шерсть (морса тха). Из тонкого шерстяного войлока делали шляпы, обувь. Шить умели в каждой семье. В каждом селении знали имена искусных мастериц. Одевались строго и скромно.
      Одежда  мужчин состояла из рубахи, бешмета, черкески с газырницами, ноговиц, сафьяновых чувяков, бурки, головного убора, обуви. На поясе с железными или бронзовыми пряжками носили кинжал, кисет из кожи с огнивом, кресалом и трутом, (к 19 в. Они превратились в декоративные подвески). Символом мужского костюма был пояс с кинжалом. Бурка-ферт являлась предметом особой гордости. Она была незаменима в любую погоду. Изготовлением бурок славились в Ингушетии мастерицы из селений Базоркино и Яндиево. Важным дополнением к мужскому костюму был башлык-палчакх – шерстяной капюшон с длинными концами-лопастями. Башлык часто накидывался поверх черкески. Весь ансамбль мужского костюма отличался простотой и элегантностью. В качестве головного убора мужчины носили шапку – элтар-кий, летом – шляпу – мангал-кий.


      Женская одежда состояла из длинного платья-рубахи, бешмета, платья-черкески, головного  убора, обуви, украшений. Талию опоясывали кушаком из шелка, бархата и т.п. Атрибутом женского костюма были кафтанчики. «Кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плеч до талии. Застежки представляли собой продолговатые, металлические, суженные к концам пластинки, одно из которых кончалась петлей, а другая - полушаровым выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался… Девичий кафтанчик шили по возможности из дорогих тканей – плотного шелка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна.… Предпочитались цвета черный, темно-красный, реже синий, голубой, зеленый…». В украшении платья основную роль играло шитье золотом. Вышивку располагали и по бокам выреза платья,  на груди о от талии до подола. Узор представлял собой ряд орнаментальных мотивов. Разнообразными были головные уборы женщин. Это платки, шали – кортали (шерстяные, шиифоновые), курхарс. Курхарс – это особого рода головной убор, в форме изогнутого рога, суживающегося к верху и сгибающегося спереди; делали его из тонкого войлока, обтягивали тканью, украшали. На Северном Кавказе курхарсы одевали только ингушские женщины. Традиционный свадебный костюм невесты шили из материи белого цвета. Он украшался серебряными застежками и серебряным нарядным поясом. На голову одевали шапку- усеченную форму кухарса и накрывали лицо и голову вуалью. Женщины любили украшения: сердоликовые и стеклянные бусы, бронзовые, медные и серебряные височные кольца и др.

Глава 7. «Благородство лишь у того, кто ведет себя благородно
«Воспитанность», «благородство», «этика» -каждое из этих слов, являясь частью понятия «эздел», все-таки не отражает полный его смысл. На самом деле понятие «эздел» намного более емкое. Оно включает в себя воспитанность, вежливость, благородство, мужество, щедрость, скромность, мораль. Эздел – это уникальный комплекс морально-этических, эстетических правил, прививаемых ингушам с раннего детства. Человека, имеющего эти качества, называют «эздий саг» («человек, имеющий эздел»). 
Испокон веков именно наличие «эздела», а не богатство или знатность, было единственным критерием оценки людей. Благодаря этому у ингушей никогда не было никаких сословных разделений, каждый человек был свободен. Управлял ингушским обществом совет старейшин Мехк Кхела, в который входили самые мудрые, достойные, уважаемые старики, чьи решения неукоснительно выполнялись. Символом справедливости и правосудия совета старейшин являлся эздел.
  Уважение и следование своим обычаям и традициям – это отличительная черта народов Северного Кавказа. Возможно, только благодаря этому, несмотря ни на что, они сохранили свою самобытную культуру, красота которой восхищает многих. Вайнахи же сумели не только донести в первозданном виде самое лучшее из наследия прошлого, но и по сей день тщательно исполняют заветы предков. 
Кстати, слово «вайнах», которым обычно называют ингушей и чеченцев, состоит из двух частей: «вай» -мы и «нах» -люди. В ингушском языке есть два слова, обозначающие человека: «саг» (мн. ч. -нах) и «адам» (мн. ч. -адамаш). Слово «саг» состоит из двух элементов: «са» -душа и «га» -тело. То есть в этом слове раскрывается суть человека как создания Бога, состоящего из бессмертной души и тела. Для обозначения человека как представителя биологического вида есть слово «адам», соответственно носителя внутренних моральных качеств называют - «саг» («нах»). 
Поэтому слово «вайнах» изначально применялось только в отношении тех людей, которые соблюдали эздел. 

Заключение

Ингушский народ по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть-независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ, соединенный общей судьбой на своей земле.

Список литературы:

Ф. Кудусова-Долакова…………..Семья и семейный быт ингушей;

Е.М. Шилинг………….Религиозные верования народов СССР;

Г.А.Меликишвили…….. Древневосточные материалы по

истории Закавказья ;

Е.И.Крупнов…….Древняя история Северного Кавказа;

А.Н.Генко……..Из культурного прошлого ингушей.

Приложение