Файл: Научной работы Факторы экономического роста теория и практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компетентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией. Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело.

Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприменяющими) органами.

Ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:

Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судебные органы, рассматривая конкретное дело, создают условия для реализации прав и обязанностей, а при вынесении решения по делу, судья применяет нормы права.

Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами.

Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты.

Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;

Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;

Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так иорганизация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.


Органы, осуществляющие применение правовых норм в своей деятельности, должны руководствоваться определенными принципами, среди которых важное значение имеют следующие:

- принцип законности это строгое и неуклонное следование закону субъектами правоприменительного процесса

- принцип социальной справедливости подразумевает то, что деятельность правоприменительных органов должна быть направлена на защиту законных интересов и свобод личности, установлению законности и правопорядка;

- принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентными органами только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Нарушение данного принципа может служить поводом для отмены правоприменительного акта;

- принцип целесообразности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет тех или иных условий применения того или иного нормативно-правового акта.

Реализация юридических норм компетентными государственными органами завершается вынесением акта применения права, отличающегося по своей сущности от нормативно-правовых актов.


3.3. Общая характеристика правоприменительного процесса

Применение права, как особая форма реализации права очень сложный процесс, состоящий из нескольких следующих друг за другом стадий, на каждой из которых решаются только свойственные именно ей задачи правоприменительного процесса.

Все стадии правоприменительного процесса можно представить следующим образом:

1.установление фактических обстоятельств дела (представляет собой сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу; при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь установлению подлежат следующие факты: кто совершил правонарушение; где и когда было совершено правонарушение; какова цель совершения данного правонарушения; каковы мотивы совершения правонарушения),

Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.

Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.

Законом определена также доступность доказательств.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

2. установление юридической основы дела (представляет собой выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства; это установка правовой нормы, под которую подпадают данные обстоятельства),

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.


Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего, текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая "критика" подразделяется на "высшую" и "низшую".

Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания).

Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

3. толкование норм права (необходимо для того, чтобы правильно вынести юридическое решение, которое будет отвечать требованиям диспозиции и санкции применяемой правовой нормы),


4. устранение (преодоление) пробела в праве (осуществляется принятием нормативного правового акта, но не всегда этот процесс нормотворчества проходит быстро, и в этих случая возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права),

5. принятие решения по делу (обоснованно принятое правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, воспитывает уважение к законодательству, правоприменительным органам и государству в целом).

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово".

Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

6. исполнение решения и контроль за правильным осуществлением действий тех, кто должен реализовать это решение (осуществляется Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами, а также другими органами государственной власти и должностными лицами, если это прямо предусмотрено законом и входит в их компетенцию).

В практической деятельности все указанные стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правоприменительный процесс - это установленная нормами процессуального права, последовательность правоприменительных действий по установлению фактической и юридической основы дела, вынесению правоприменительного решения и контроля за его исполнением.