Файл: Общая характеристика национального проекта Здравоохранение Национальный проект Здравоохранение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая характеристика национального проекта «Здравоохранение»
Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его реализации будут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, Российский экспортный центр и все 85 регионов страны. Национальный проект состоит из 8 федеральных. Руководителем проекта является министр здравоохранения В.И. Скворцова, куратором – заместитель председателя Правительства РФ Т.А. Голикова, администратором – заместитель министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова. Национальный проект имеет 9 целевых показателей, планируемых к достижению до 2024 г. (табл. 1). Задачи нацпроекта «Здравоохранение» связаны как с развитием инфраструктуры отрасли, обеспечением учреждений кадрами, так и с повышением доступности и качества медицинской помощи, что в конечном итоге должно привести к существенному снижению смертности населения России.
Таблица 1
Целевые показатели национального проекта
№ п/п | Целевой показатель | 2018 г. | 2019 г. | 2021 г. | 2024 г. | Изменение 2024 г. к 2018 г., % |
1 | Снижение смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения) | 484,5 | 437,0 | 401,0 | 350,0 | -27,8 |
2 | Снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. чел.) | 587,6 | 545,0 | 505,0 | 450,0 | -23,4 |
3 | Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. чел.) | 200,6 | 199,5 | 193,5 | 185,0 | -7,8 |
4 | Снижение младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей) | 5,6 | 5,4 | 5,0 | 4,5 | -19,6 |
5.1 | Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%) | 79,7 | 81,0 | 86,0 | 95,0 | +19,2 |
5.2 | Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%) | 88,8 | 90,0 | 92,0 | 95,0 | +7,0 |
5.3 | Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (тыс. чел.) | 109 | 350 | 850 | 1880 | +1624,8 |
6.1 | Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год (%) | 39,7 | 41,8 | 45,0 | 70,0 | +76,3 |
6.2 | Увеличение до 80% охвата детей в возрасте 15–17 лет профилактическими медицинскими осмотрами с целью сохранения их репродуктивного здоровья (%) | 38,7 | 60,0 | 70,0 | 80,0 | +106,7 |
7.1 | Число населенных пунктов с численностью населения свыше 100 до 200 тыс. чел., находящихся вне зоны доступности от медицинской организации или ее структурного подразделения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ед.). | 788 | 144 | 0 | 0 | - |
Ряд целевых показателей национального проекта не поддаётся анализу, так как они отсутствуют в официальных статистических источниках. Например, планируются показатели «Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%)» и «Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%)», а в официальных источниках фигурируют показатели укомплектованности только занятыми должностями и физическими лицами по всем типам учреждений здравоохранения (без деления на амбулаторные и стационарные). Показатели по вовлеченности медицинских работников в систему непрерывного образования, охвата взрослого и детского населения профилактическими осмотрами, численности населённых пунктов, находящихся вне зоны доступности от медицинской организации, не учитываются статистическими органами, представляется, что их учёт будет вестись только в ведомственной статистике.
Стоить отметить, что поставленные в национальном проекте «Здравоохранение» цели обладают неоспоримой важностью в свете сложившихся неблагоприятных тенденций в развитии здравоохранения и динамики общественного здоровья. Такое мнение сформировалось и в экспертном сообществе – как о необходимости решения выделенных проблем, так и межведомственного участия в реализации проекта.
Финансирование национального проекта «Здравоохранение»
На реализацию национальных проектов предполагается выделить 25,7 трлн руб. Наиболее затратными являются «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»; «Безопасные и качественные дороги»; «Экология» и «Демография». Национальный проект «Здравоохранение» занимает 5 место в плане финансового обеспечения, общий бюджет составляет 1725,8 млрд руб.
Это особенно актуально в условиях неравенства субъектов РФ по уровню финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (табл. 2). Дифференциация в фактических расходах на здравоохранение в расчёте на душу населения, по данным Росстата, достигает 6,4 раз: от максимального показателя в Магаданской области (в 2017 г. – 64 457,2 руб. на 1 жителя) до минимального в Республике Дагестан (10 064,3 руб. на 1 жителя). Отчасти этот разброс показателей обусловлен и демографическими особенностями регионов, спецификой расселения.
Таблица 2
Уровень подушевых затрат на здравоохранение,
руб. на 1 жителя, 2017 г.
10 регионов с наибольшими подушевыми затратами | Значение, в руб. | 10 регионов с наименьшими затратами | Значение, в руб. |
Магаданская область | 64 457,2 | Волгоградская область | 12 156,5 |
Сахалинская область | 60 951,3 | Республика Марий Эл | 12 105,5 |
Камчатский край | 44 509,3 | Ростовская область | 11 978,1 |
Республика Саха (Якутия) | 38 238,5 | Брянская область | 11 898,0 |
г. Москва | 36 534,1 | Ставропольский край | 11 637,7 |
г. Санкт-Петербург | 34 667,1 | Кабардино-Балкарская Республика | 11 144,9 |
Московская область | 26 536,2 | Саратовская область | 11 097,7 |
Мурманская область | 25 925,3 | Республика Ингушетия | 10 735,4 |
Республика Коми | 25 587,1 | Ивановская область | 10 725,9 |
Тюменская область | 25 501,0 | Республика Дагестан | 10 064,3 |
Вологодская область (для справки) | 14 410,1 | ||
Разница между max и min значениями – 6,4 раза |
Источник: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018.
Важно, что основной причиной межрегиональной дифференциации по душевым расходам на здравоохранение является не только и не столько различие в уровне страховых рисков, т.е. реальное состояние здоровья населения, а неравенство в экономическом развитии территорий, а, следовательно, масштабах налоговой базы. Национальный проект позволит нивелировать некоторые проявления неравенства, поскольку наибольшая доля финансирования проекта запланирована из федерального бюджета – 79%, ещё 21% приходится на другие, в том числе внебюджетные, источники (табл. 3).
Таблица 3
Источники финансирования национального проекта
Источники финансирования | Объем финансирования, млрд руб. | Доля в общем объёме, % |
Федеральный бюджет | 1366,7 | 79,2 |
Бюджеты субъектов РФ | 265,0 | 15,4 |
Внебюджетные источники | 94,0 | 5,4 |
Иные внебюджетные источники | 0,1 | 0,0 |
Итого: | 1725,8 | 100 |
В национальный проект входит 8 федеральных проектов, направленных на борьбу с отдельными видами заболеваний, развитие системы здравоохранения, внедрение инновационных технологий и информатизацию отрасли. Наибольшую долю бюджета проекта планируется направить на борьбу с онкологическими заболеваниями, более 56% (табл. 4).
Таблица 4
Финансирование федеральных проектов, входящих в национальный проект «Здравоохранение»
Федеральный проект | Объем финансирования, млрд руб. | Доля в общем объёме, % |
Борьба с онкологическими заболеваниями | 969 | 56,15 |
Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям | 211,2 | 12,295 |
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) | 177,7 | 10,296 |
Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами | 166,1 | 9,624 |
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями | 75,2 | 4,357 |
Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий | 63,9 | 3,702 |
Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи | 62,5 | 3,628 |
Развитие экспорта медицинских услуг | 0,2 | 0,011 |
Таким образом, отличительной особенностью нацпроекта «Здравоохранение» является привлечение, хотя и несущественное, средств из внебюджетных источников, в том числе Фонда обязательного медицинского страхования. Более половины бюджета будет направлено на борьбу с онкологическими заболеваниями, это обосновано тем, что они занимают вторую позицию в причинах смертности населения.
Сравнение национального проекта «Здоровье» (2006–2012 гг.) и национального проекта «Здравоохранение» (2019–2024)
В целом, российские эксперты говорят о качественных отличиях «новых» национальных проектов по сравнению с предыдущими, а также их органичности в контексте широкого распространения практик проектного управления. О.Б. Иванов и Е.М. Бухвальд отмечают их большую масштабность, более конкретное, развёрнутое целеполагание и большее внимание к вопросам управления и контроля реализации, а также достаточную ресурсную обеспеченность реализации [1]. Рассмотрим эти отличия на примере нацпроекта, касающегося сферы охраны здоровья населения и здравоохранения. В период 2006–2012 гг. в Российской Федерации реализовывался приоритетный национальный проект «Здоровье», который был ориентирован преимущественно на развитие первичного звена медицинской помощи и параллельное оснащение учреждений диагностическим оборудованием. Поэтому существенными результатами первых двух лет его реализации стали повышение квалификации медицинских кадров и оснащение медицинских учреждений новым оборудованием. Национальный проект «Здравоохранение» же является своеобразным ответом на негативные тенденции в развитии системы здравоохранения России, и ставит цель решить такие актуальные проблемы, как высокая смертность, недостаток медицинских кадров, низкий охват профилактическими осмотрами и снижение доступности медицинских услуг, особенно в сельской местности. Сравнение двух национальных проектов показало, что современный нацпроект более объёмен и по масштабам финансирования, и по целям (табл. 5). Так, на реализацию проекта «Здоровье» было выделено 1032,88 млрд руб. Общий бюджет национального проекта «Здравоохранение» составляет 1725,8 млрд руб.
Таблица5
Сравнение национального проекта «Здоровье» и национального проекта «Здравоохранение»