Файл: Общая характеристика национального проекта Здравоохранение Национальный проект Здравоохранение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая характеристика национального проекта «Здравоохранение»

Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его реализации будут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, Российский экспортный центр и все 85 регионов страны. Национальный проект состоит из 8 федеральных. Руководителем проекта является министр здравоохранения В.И. Скворцова, куратором – заместитель председателя Правительства РФ Т.А. Голикова, администратором – заместитель министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова. Национальный проект имеет 9 целевых показателей, планируемых к достижению до 2024 г. (табл. 1). Задачи нацпроекта «Здравоохранение» связаны как с развитием инфраструктуры отрасли, обеспечением учреждений кадрами, так и с повышением доступности и качества медицинской помощи, что в конечном итоге должно привести к существенному снижению смертности населения России.

Таблица 1

 Целевые показатели национального проекта

№ п/п

Целевой показатель

2018 г.

2019 г.

2021 г.

2024 г.

Изменение 2024 г. к 2018 г., %

1

Снижение смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения)

484,5

437,0

401,0

350,0

-27,8

2

Снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. чел.)

587,6

545,0

505,0

450,0

-23,4

3

Снижение смертности от новообразований, в том числе

от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. чел.)

200,6

199,5

193,5

185,0

-7,8

4

Снижение младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей)

5,6

5,4

5,0

4,5

-19,6

5.1

Укомплектованность врачебных должностей

в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь

в амбулаторных условиях (%)

79,7

81,0

86,0

95,0

+19,2

5.2

Укомплектованность должностей среднего медицинского

персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую

помощь в амбулаторных условиях (%)

88,8

90,0

92,0

95,0

+7,0

5.3

Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного

образования медицинских работников, в том числе

с использованием дистанционных образовательных

технологий (тыс. чел.)

109

350

850

1880

+1624,8

6.1

Обеспечение охвата всех граждан профилактическими

медицинскими осмотрами не реже одного раза в год (%)

39,7

41,8

45,0

70,0

+76,3

6.2

Увеличение до 80% охвата детей в возрасте 15–17 лет

профилактическими медицинскими осмотрами

с целью сохранения их репродуктивного здоровья (%)

38,7

60,0

70,0

80,0

+106,7

7.1

Число населенных пунктов с численностью населения свыше 100 до 200 тыс. чел., находящихся вне зоны доступности от медицинской организации или ее структурного подразделения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ед.).

788

144

0

0

-


 

Ряд целевых показателей национального проекта не поддаётся анализу, так как они отсутствуют в официальных статистических источниках. Например, планируются показатели «Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%)» и «Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%)», а в официальных источниках фигурируют показатели укомплектованности только занятыми должностями и физическими лицами по всем типам учреждений здравоохранения (без деления на амбулаторные и стационарные). Показатели по вовлеченности медицинских работников в систему непрерывного образования, охвата взрослого и детского населения профилактическими осмотрами, численности населённых пунктов, находящихся вне зоны доступности от медицинской организации, не учитываются статистическими органами, представляется, что их учёт будет вестись только в ведомственной статистике.

Стоить отметить, что поставленные в национальном проекте «Здравоохранение» цели обладают неоспоримой важностью в свете сложившихся неблагоприятных тенденций в развитии здравоохранения и динамики общественного здоровья. Такое мнение сформировалось и в экспертном сообществе – как о необходимости решения выделенных проблем, так и межведомственного участия в реализации проекта.

 

Финансирование национального проекта «Здравоохранение»

На реализацию национальных проектов предполагается выделить 25,7 трлн руб. Наиболее затратными являются «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»; «Безопасные и качественные дороги»; «Экология» и «Демография». Национальный проект «Здравоохранение» занимает 5 место в плане финансового обеспечения, общий бюджет составляет 1725,8 млрд руб.

Это особенно актуально в условиях неравенства субъектов РФ по уровню финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (табл. 2). Дифференциация в фактических расходах на здравоохранение в расчёте на душу населения, по данным Росстата, достигает 6,4 раз: от максимального показателя в Магаданской области (в 2017 г. – 64 457,2 руб. на 1 жителя) до минимального в Республике Дагестан (10 064,3 руб. на 1 жителя). Отчасти этот разброс показателей обусловлен и демографическими особенностями регионов, спецификой расселения.



 

 

 

Таблица 2

Уровень подушевых затрат на здравоохранение,

руб. на 1 жителя, 2017 г.

10 регионов с наибольшими

подушевыми затратами

Значение,

в руб.

10 регионов с наименьшими

затратами

Значение,

в руб.

Магаданская область

64 457,2

Волгоградская область

12 156,5

Сахалинская область

60 951,3

Республика Марий Эл

12 105,5

Камчатский край

44 509,3

Ростовская область

11 978,1

Республика Саха (Якутия)

38 238,5

Брянская область

11 898,0

г. Москва

36 534,1

Ставропольский край

11 637,7

г. Санкт-Петербург

34 667,1

Кабардино-Балкарская Республика

11 144,9

Московская область

26 536,2

Саратовская область

11 097,7

Мурманская область

25 925,3

Республика Ингушетия

10 735,4

Республика Коми

25 587,1

Ивановская область

10 725,9

Тюменская область

25 501,0

Республика Дагестан

10 064,3

Вологодская область (для справки)

14 410,1

Разница между max и min значениями – 6,4 раза


Источник: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018.

Важно, что основной причиной межрегиональной дифференциации по душевым расходам на здравоохранение является не только и не столько различие в уровне страховых рисков, т.е. реальное состояние здоровья населения, а неравенство в экономическом развитии территорий, а, следовательно, масштабах налоговой базы. Национальный проект позволит нивелировать некоторые проявления неравенства, поскольку наибольшая доля финансирования проекта запланирована из федерального бюджета – 79%, ещё 21% приходится на другие, в том числе внебюджетные, источники (табл. 3).

Таблица 3

Источники финансирования национального проекта

Источники финансирования

Объем финансирования, млрд руб.

Доля в общем объёме, %

Федеральный бюджет

1366,7

79,2

Бюджеты субъектов РФ

265,0

15,4

Внебюджетные источники

94,0

5,4

Иные внебюджетные источники

0,1

0,0

Итого:

1725,8

100

 

В национальный проект входит 8 федеральных проектов, направленных на борьбу с отдельными видами заболеваний, развитие системы здравоохранения, внедрение инновационных технологий и информатизацию отрасли. Наибольшую долю бюджета проекта планируется направить на борьбу с онкологическими заболеваниями, более 56% (табл. 4).

Таблица 4

Финансирование федеральных проектов, входящих в национальный проект «Здравоохранение»

Федеральный проект

Объем финансирования, млрд руб.

Доля в общем объёме, %

Борьба с онкологическими заболеваниями

969

56,15

Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям

211,2

12,295

Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)

177,7

10,296

Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами

166,1

9,624

Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями

75,2

4,357

Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий

63,9

3,702

Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи

62,5

3,628

Развитие экспорта медицинских услуг

0,2

0,011


Таким образом, отличительной особенностью нацпроекта «Здравоохранение» является привлечение, хотя и несущественное, средств из внебюджетных источников, в том числе Фонда обязательного медицинского страхования. Более половины бюджета будет направлено на борьбу с онкологическими заболеваниями, это обосновано тем, что они занимают вторую позицию в причинах смертности населения.

 

Сравнение национального проекта «Здоровье» (2006–2012 гг.) и национального проекта «Здравоохранение» (2019–2024)

В целом, российские эксперты говорят о качественных отличиях «новых» национальных проектов по сравнению с предыдущими, а также их органичности в контексте широкого распространения практик проектного управления. О.Б. Иванов и Е.М. Бухвальд отмечают их большую масштабность, более конкретное, развёрнутое целеполагание и большее внимание к вопросам управления и контроля реализации, а также достаточную ресурсную обеспеченность реализации [1]. Рассмотрим эти отличия на примере нацпроекта, касающегося сферы охраны здоровья населения и здравоохранения. В период 2006–2012 гг. в Российской Федерации реализовывался приоритетный национальный проект «Здоровье», который был ориентирован преимущественно на развитие первичного звена медицинской помощи и параллельное оснащение учреждений диагностическим оборудованием. Поэтому существенными результатами первых двух лет его реализации стали повышение квалификации медицинских кадров и оснащение медицинских учреждений новым оборудованием. Национальный проект «Здравоохранение» же является своеобразным ответом на негативные тенденции в развитии системы здравоохранения России, и ставит цель решить такие актуальные проблемы, как высокая смертность, недостаток медицинских кадров, низкий охват профилактическими осмотрами и снижение доступности медицинских услуг, особенно в сельской местности. Сравнение двух национальных проектов показало, что современный нацпроект более объёмен и по масштабам финансирования, и по целям (табл. 5). Так, на реализацию проекта «Здоровье» было выделено 1032,88 млрд руб. Общий бюджет национального проекта «Здравоохранение» составляет 1725,8 млрд руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица5

Сравнение национального проекта «Здоровье» и национального проекта «Здравоохранение»